Мухаммад IV ибн Исмаил
- 1 year ago
- 0
- 0
Абу́ Абдуллáх Мухáммад ибн Исмаʿи́л ( араб. محمد بن إسماعيل بن جعفر الصادق ; 740 , Медина , Омейядский халифат — 813 , Саламия , Аббасидский халифат ) также известный в своё время как аль-Майму́н и, следовательно, иногда ошибочно идентифицируемый как Майму́н аль-Каддáх , — сын Исмаила ибн Джафара , исмаилитский имам . Его потомки в дальнейшем основали династию Фатимидов , при которых исмаилизм позже разделился на низаритов и мусталитов .
Имам Мухаммад ибн Исмаил родился в 740 году. В мусульманской исторической литературе о нём не сообщается никаких конкретных подробностей, поскольку он открыто не участвовал ни в одном анти-аббасидском восстании . Мухаммад был старшим сыном Исмаила , у которого был по крайней мере ещё один сын по имени Али . Он также был старшим внуком имама ас-Садика , и, согласно исмаилитской традиции, на момент смерти последнего ему было двадцать шесть лет . Кроме того, все источники сходятся во мнении, что он был старше своего дяди Мусы примерно на восемь лет . Его раннее детство прошло под защитой его деда имама Джафара ас-Садика в Медине . На протяжении всего своего пребывания в Медине он носил личину , чтобы защитить свою личность, и только избранные миссионеры и верные ему люди знали о его истинной личности.
Он был имамом «мубаракитов» и старшим мужчиной в семье имама ас-Садика после смерти его дяди Абдуллаха аль-Афтаха . Как таковой, он пользовался определённой степенью уважения и старшинства в этой фатимидской ветви семьи Алидов . Однако после признания имамата Мусы аль-Казима большинством последователей ас-Садика положение Мухаммада стало неустойчивым в его родном Хиджазе , где также жил его дядя и главный соперник Муса. Вероятно, именно тогда, вскоре после смерти ас-Садика, Мухаммад покинул Медину и отправился на восток, скрываясь, с тех пор получив эпитет аль-Мактум («скрытый»). В результате он был спасён от преследований аббасидами , продолжая поддерживать тесные контакты с мубаракитами, которые, как и большинство других радикальных шиитских групп того времени, были сосредоточены в эль-Куфе .
Согласно 4-му тому «Уюн аль-Ахбар», имам Мухаммад проживал в Медине, чтобы распространять исмаилизм и искать для себя укрытие. Аббасидский халиф того времени Харун ар-Рашид расследовал местонахождение имама Мухаммада и направил силы по всей Медине на его поиски. Когда Харун ар-Рашид искал его место, он спрятался в подземном ходе, построенном в его доме, а затем покинул своё место, сохранив своё местонахождение в секрете. Благодаря жене Харуна ар-Рашида, Зубайде, и её преданности имаму Мухаммаду ибн Исмаилу. Имаму Мухаммаду удалось ускользнуть от вражеских войск и мигрировать в эль-Куфу .
Различные источники упоминают различные населённые пункты и регионы в качестве конечного пункта назначения Мухаммада, но несомненно, что сначала он отправился в южный Ирак , а затем в Персию . Согласно более поздным исмаилитам, эта эмиграция знаменует начало периода сокрытия («даур ас-сатр») в раннем исмаилизме, сокрытие закончилось установлением Фатимидского халифата . Мухаммад ибн Исмаил, по-видимому, провёл большую часть своей жизни в Хузестане , на юго-западе Персии, где у него было определённое количество сторонников и откуда он отправлял своих да’и в прилегающие районы. Точная дата смерти Мухаммада остаётся неизвестной .
В письме, написанном в 965 году фатимидским имамом аль-Муизз Лидиниллахом , говорится, что:
Да’и использовали свои собственные имена в качестве псевдонимов для имамов, чтобы защитить их от преследований; некоторые люди были введены этим в заблуждение до такой степени, что они сказали, что потомком имама Мухаммада ибн Исмаила был Абдуллах ибн Маймун аль-Каддах.
Согласно Арифу Тамиру в «аль-Карамите» :
Когда Мухаммад ибн Исмаил бежал с востока и обосновался в Пальмире в Сирии, центре своей деятельности; он называл себя Маймун аль-Каддах.
У Мухаммада было по крайней мере два сына, Исмаил и Джафар, в то время как он открыто жил в Медине. После его эмиграции у него родилось ещё четверо сыновей, в том числе Абдуллах известный исмаилитам как «Вафи Ахмад», который сменил его и стал 8-м исмаилитским имамом . Считается, что 8-й, 9-й и 10-й исмаилитские имамы ушли в сокрытие из-за постоянной угрозы смерти со стороны династии Аббасидов.
Мубаракиты разделилась на две группы после смерти Мухаммада ибн Исмаила . Одна маленькая и малоизвестная группа по-видимому, прослеживает имамат в потомстве умершего имама. Однако отдельное существование этой группы не зафиксировано ни в одном современном источнике, пока ‘ Абдуллах (или 'Убайдаллах в неисмаилитских источниках), будущий лидер движения, открыто не заявил об имамате исмаилитов для себя и своих предков. Была вторая группа, все ещё небольшая, но составляющая основную часть мубаракитов, которая отказалась признать смерть Мухаммада ибн Исмаила. Для этих сектантов, идентифицированных имамитскими ересиографами как непосредственные предшественники карматов , Мухаммад ибн Исмаил считался их седьмым и последним имамом, который, как ожидалось, вновь появится как махди или каим , «восходящий». Следует добавить, что термины «аль-махди» и «аль-каим» в основном синонимичны в их шиитском употреблении, хотя исмаилиты стали отдавать предпочтение «аль-каиму», особенно после присоединения Абдуллаха к Фатимидскому халифату. Подобные секты так называемых вакифитов, «тех, кто твёрдо стоит» за своего последнего имама, отстаивая его неминуемое возвращение в качестве махди, чтобы наполнить землю справедливостью, были довольно многочисленны во II—VIII веке. Мухаммад ибн Исмаил, у которого было значительное число последователей, легко мог бы претендовать на должность эсхатологического махди .
Более подробную информацию об изначальных верованиях исмаилитов можно осторожно и выборочно почерпнуть из того, что ан-Наубахти и рассказывают о карматах . Эти авторы не упоминают какую-либо другую конкретную группу исмаилитов своего времени, и их рассказы предшествуют открытым притязаниям Абдуллаха на имамат и расколу движения в 286/899 году. Согласно их рассказам, карматы, вышедшие из мубаракитов, ограничили число своих имамов семью, что также объясняет, почему исмаилиты позже приобрели дополнительное название « сабийя » или «семеричники». Этими имамами были Али ибн Абу Талиб , который был одновременно имамом и посланником-пророком ( расуль ), аль-Хасан , аль-Хусейн , Али ибн аль-Хусейн , Мухаммад ибн Али , Джафар ибн Мухаммад и, наконец, Мухаммад ибн Исмаил ибн Джафар, который был имамом аль-каимом аль-махди, а также посланником-пророком. Для того, чтобы уложиться в семеричников и начать с Али, оба автора опускают имя Исмаила ибн Джафара из ряда имамов, признанных карматами.
В результате Мухаммад ибн Исмаил занимает седьмое место в ряду имамов. Похоже, что некоторые карматы или ранние исмаилиты включали Исмаила в качестве имама, в то время как другие опускали его. В более поздней исмаилитской литературе Али приобретает более высокий ранг, чем у обычного имама, рассматриваясь как основа имамата (асас аль-имама), и Исмаил всегда включается в список имамов. Согласно этому списку, который до сих пор поддерживается мусталитами , аль-Хасан считается первым имамом, а Исмаил и Мухаммад занимают, соответственно, шестую и седьмую позиции. Последняя система подсчёта была несколько изменена низаритами , которые, подчёркивая равенство всех имамов, считали Али первым, а аль-Хусейна вторым имамом. Низариты исключают аль-Хасана, который, по их мнению, был временным или доверенным (муставда*) имамом в отличие от постоянных (мустакарр) имамов .