Глинка, Фёдор Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Никола́евич Гли́нка (1775 или 1776 — 5 ( 17 ) апреля 1847 ) — русский писатель , публицист , историк , мемуарист из рода Глинок . Рупор консервативного национализма, борец с галломанией , предшественник славянофильства . Старший брат Ивана и Фёдора Глинки , прадед Александра Глинки (Волжского) .
Двоюродный брат — Григорий Глинка , профессор Дерптского университета .
Сергей Глинка родился в известной семье смоленского шляхетства в имении имение Сутоки Духовщинского уезда Смоленской губернии . По надгробной надписи дата его рождения — 5 ( 16 ) июля 1775 года ; в своих «Записках» он указал 5 ( 16 ) июля 1776 года . (Vol. 12. — 1911) указывает даже 1774 год. Его крёстным отцом был дядя, Андрей Ильич Глинка, крёстной матерью — супруга родственника .
«Я был счастлив в ребячестве моем, меня любили. Особенно ласкала меня моя двоюродная бабка Лебедева, вдова родного брата моей родной бабки. Село ее Третьяково было только в 15 верстах от Суток. В каждый свой приезд она, мимо всех других братьев, дарила меня и лучшими игрушками, и лучшими гостинцами... Целая кладовая со всеми банками различных варений, все сушёные ягоды и плоды, вся эта лакомая область была в моем распоряжении, и ребятишки, мои сверстники или несколько постарее меня, были ежедневными застольниками моего пированья. Некому было мне поперечить, все покорствовали моим затеям, но я не употреблял во зло моего полномочия», — вспоминал Сергей Николаевич .
Первым учителем мальчика стал его дядя, майор Николай Петрович Лебедев, затем его поручили дядьке, полунемцу Иоганну, который завершил обучение грамоте и молитвам .
В семь лет поступил в Сухопутный кадетский корпус , откуда выпущен в 1795 году [ уточнить ] и определён адъютантом к кн. Ю. В. Долгорукову в Москве.
В 1800 году, по смерти отца, вышел в отставку майором, отказался от наследства в пользу сестры и отправился учителем в Малороссию . Пробыв там три года, вернулся в Москву и занял место сочинителя и переводчика при театре. До этого времени успел сочинить немало стихотворений и повестей, а также перевёл «Юнговы ночи» ( М. , 1806).
В 1807 году в числе первых записался в ополчение (в качестве бригад-майора сычёвской дружины). Узнав о вступлении Наполеона в Россию, Глинка написал стихи, взяв для них эпиграфом слова: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его». 11 июля 1812 года в 5 ч. утра, прочитав воззвание императора Александра I к Москве, он во главе большой толпы народа двинулся на Поклонную гору навстречу императору. Его речи к народу показались подозрительными московской администрации, и за ним велено было следить. Во время приёма дворянства и купечества в Слободском дворце 15 июля Глинка много и горячо ораторствовал, предсказывая, между прочим, падение Москвы .
В 1808—1824 гг. издавал журнал « Русский вестник », посвящённый борьбе с французским влиянием и имевший широкий, хотя и непродолжительный успех далеко за пределами столиц. Славянофильская деятельность Глинки получила поддержку властей во время Отечественной войны 1812 года : 29 августа 1812 года он был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени . Любитель эффектных тирад Ф. В. Ростопчин прямо заявил: «Развязываю вам язык на всё полезное для отечества, а руки — на триста тысяч экстраординарной суммы». Эти средства он после войны возвратил казне, не истратив из них ни копейки . Перед тем, как оставить занимаемую неприятелем Москву, сжёг все французские книги из своей библиотеки .
Антифранцузская пропаганда Глинки может считаться индикатором становления в России консервативной и националистической идеологии. Публицист отчаянно идеализировал всё русское, превозносил доблести и добродетели русских царей и полководцев прошлого. Он создавал в своих сочинениях патриархально-консервативную утопию, обращённую в прошлое. Идеализированный образ России противопоставлялся Франции. На страницах «Русского вестника» критиковались французские моды и увлечение французским языком, идеи французских философов, политика Наполеона. Угроза со стороны наполеоновской Франции рисовалась Глинкой не только как прямая военная угроза, но и как угроза культурной экспансии, ведущей к разрушению дорогих его сердцу устоев традиционного общества.
Один из самых плодовитых авторов своего времени, Глинка содействовал патриотическому делу и нескончаемой вереницей своих пьес: «Наталья, боярская дочь» (СПб., 1806); «Михаил князь Черниговский» (М., 1808); «Ольга Прекрасная», опера (М., 1808); «Боян» (М., 1808); «Минин», драма" (М., 1809); «Осада Полтавы», драма (М., 1810) и пр. Писал он также поэмы и повести в стихах: «Пожарский и Минин, или пожертвования россиян» (М., 1807); «Царица Наталья Кирилловна» (М., 1809). В те же годы издал множество исторических и нравоучительных повестей и анекдотов в прозе. Патриотическое увлечение Глинки доходило до признания «Athalie» Расина украденной из российского Стоглава , а « Андромахи » — подражанием « Погребению кота ». Утверждал, что слово « славяне » происходит от слова «слава».
Сергей Глинка запомнился современникам как «беспорядочный энтузиаст, совершенно неспособный к последовательной деятельности» . «Литературное старообрядство» и русопятство Глинки рано стало предметом шуток современников ; А. Ф. Воейков вышутил его в «Доме сумасшедших», справедливо предрекая, что из всех его «многоплодных сочинений выкроится маленькая книжечка» . Молодой С. Т. Аксаков , однако, нашёл в Глинке «самого доброго, прямого, открытого и правдивого человека» :
Русское направление было для него главным делом в жизни; проповедовать его он считал своим гражданским долгом, ибо такое проповедование он находил полезным для государства, которого был гражданином. Он был живого, даже торопливого нрава: весь состоял из порывов. Он думал, говорил и писал, так сказать, на ходу, сентенциями, а потому всё им написанное, несмотря на природную даровитость автора, не выдерживало и тогда моего юношеского разбора и суда .
После 1812 года под именем прежнего «Русского вестника» выпускал «серенькие учебники по русской истории» . Книга его о русской истории выдержала три издания, причём сам Н. М. Карамзин ходатайствовал о награде сочинителю оной у тогдашнего министра просвещения А. С. Шишкова , утверждая, что книга эта достойна быть использованной во всех учебных заведениях . Несколько раз пытался посвятить себя педагогической деятельности, в 1817 году устроил в Москве пансион для выходцев с Дона . В 1821—1823 гг. издавал «Новое детское чтение» и «Плутарха для детей». В 1817—1820 гг. в Москве вышло его собрание сочинений.
В 1820-е гг. Глинка примкнул к «охранительному лагерю» А. С. Шишкова. С 1827 года служил в Москве цензором, пока, рассорившись в 1830 году окончательно с тамошним обществом , не уехал в Петербург, где ему покровительствовали влиятельные при дворе Шишков и В. А. Жуковский . Материальное положение его было самое бедственное, несмотря на сотни публикуемых ежегодно страниц. В 1832 году составил «Обозрение истории армянского народа». Вплоть до 1836 года общался и спорил с Пушкиным , критиковал « Евгения Онегина » как летопись «модных бесцветных, безжизненных дней» .
В последние годы жизни, «изнурённый недугами и поражённый слепотой» , диктовал дочери записки о войне 1812 года и о Москве своей молодости. Мемуары эти, полностью изданные только в 1895 году, не свободны от ошибок и даже противоречий .
Умер в 1847 году и был похоронен на Волковом кладбище . Могила утрачена .
В некрологе П. А. Вяземский характеризовал Глинку как ученика Я. Б. Княжнина и одного из литературных сподвижников Н. М. Карамзина :
Глинка был рождён народным трибуном , но трибуном законным, трибуном правительства. <...> Он никогда не отдавал себя в кабалу никаким литературным партиям. Он прошёл беспристрастно и миролюбиво сквозь несколько поколений литературы и литераторов наших. Ко всем питал он сочувствие и радушие. Рождением своим, воспитанием и воспоминаниями лучшей поры в жизни, молодости принадлежал он веку отжившему, но с любовью и уважением приветствовал знаменитости и надежду других поколений. Для него свято и дорого было русское слово, во всех его возрастах и измерениях .
24 апреля 1808 года
женился на Марии Васильевне Остаповой (1791—1853), дочери московского купца.
В браке имел сыновей: Владимира (1813—1860)
, Николая (1813—?)
, Сергея (1819—1893), Василия (1821), Павла (1824), Фёдора (1826—1910), дочерей: Александру (1826—1893
, замужем за князем М. М. Баратаевым, у них сын —
Сергей
), Анну, Софью (ум. 1907).
Старший сын пытался пойти по отцовской стезе: в 1837 г. напечатал драму «Отрочь монастырь, быль XIII столетия»
, а 5 лет спустя — еще одну: «Малоярославец в 1812 году, где решилась судьба большой армии Наполеона».