Interested Article - Шульги

Шульги́ — царь Ура , царь Шумера и Аккадa , правил приблизительно в 2094—2046 годах до н. э, из Третьей Династии Ура . Ранее его имя читалось как Дунги , но теперь эта транскрипция не используется.

Сын Ур-Намму . Если верить гораздо более поздней копии Хроники царей Ура, переписанной учеником во времена селевкидского царя Антиоха II , к тому же очень плохо сохранившейся, Шульги был сыном дочери царя Утухенгаля . .

Неуклонно и последовательно он упрочивал и расширял полученное в наследство государство, довёл до конца строительство начатых при его отце зданий и сооружений. Археологи находят кирпичи с печатью Шульги там же, где и с печатью Ур-Намму . Подобно отцу, Шульги воздвигает храмы не только в Уре , но и в других городах Шумера.

Зиккурат в Уре , достроенный при Шульги

Реорганизация армии

Зиккурат в Уре. Современная реконструкция

Шульги доводит до конца начатую Ур-Намму реорганизацию армии, создав, как и в своё время Саргон Древний , вместо тяжеловооружённой пехоты отряды легковооружённых лучников. 19-й год правления Шульги (ок. г. до н. э.) отмечен в датировочной формуле как «год когда граждане Ура были обязаны службой лучников» , видимо, до этого они были освобождены от военной службы.

Есть основания предполагать, что Шульги раздавал земли своим воинам или небольшим подразделениям и благодаря этому преданные царю гарнизоны, имевшие свои собственные источники доходов, верно защищали интересы государства. При Шульги в Шумере , по-видимому, уже имелось и наёмное войско. Хотя документы, свидетельствующие о появлении наёмников, относятся ко времени правления преемников Шульги, начало этому скорее всего положил именно он.

Завоевательные походы

Унаследованное царём Шульги государство было невелико, оно занимало южную и центральную часть долины Двуречья , но Шульги во главе своего реорганизованного войска приступил к завоеваниям и добился ряда значительных успехов. На востоке он после ряда походов завоевал к 28 году своего правления (ок. г. до н. э.) почти весь Элам и вёл после этого храмостроительство в Сузах от собственного имени. Округами Элама правили шумерские чиновники, а за правителей труднодоступных эламских областей он выдал своих дочерей. Так в г. до н. э. он выдал одну дочь за царя Варахсе (или Мархаши); впоследствии, как сообщает одна надпись, видно, после смерти мужа она стала самостоятельной правительницей этой области. Другая дочь в г. до н. э. была отдана в жёны правителю Аншана (или Анчана), что однако не помешало Шульги впоследствии примерно в (или г. до н. э.) предпринять поход против Аншана и опустошить его. Но со временем выяснилось, что поддерживать силами только собственных войск и чиновничества власть Ура над Эламом — страной отделенной от Шумера горами и болотами затруднительно и Шульги перешёл к другой системе. Он предоставил местным энси самим управлять своими номами (кроме Суз ), но шумерских воинов держал в Эламе , а эламских в некоторых шумерских гарнизонах.

На севере Шульги подчинил город Ашшур (Ша-Ашшур, Шашрум) на 43 году правления (ок. г. до н. э.), город Урбиллум ( Арбелы ) на 46 году правления (ок. г. до н. э.), племя лулубеев и город Симуррум на 26 году правления (ок. г. до н. э.), а также ряд хурритских городов предгорий Загроса (Ганхар (или Карахар), Харши, Кимаш и Хумурти).

Ещё дальше продвинулся Шульги на западе и северо-западе, он полностью подчинил себе, по мнению одних учёных, или приобрёл влияние, по мнению других, в , в Каппадокии и Алалахе . Дошли тексты о выдаче довольствия гонцам, прибывшим в район Ниппура из и Эблы , а также об уплате правителями этих городов дани в виде обязательных поставок скота на жертвоприношения в храме Энлиля, а в одном случае о дани древесиной. Таким образом, войска Шульги продвинулись от Нижнего моря до Верхнего, так же как армии Саргона и Нарам-Суэна . Не удивительно, что Шульги взял себе титул «царь Ура, царь Шумера и Аккада, царь четырёх сторон света» .

Подавление мятежей

Повсюду в завоеванных странах Шульги ставит своих наместников, размещает воинские гарнизоны. Вся страна была разделена на округа, которые могли совпадать, а могли и не совпадать с прежними номами; во главе их стояли энси, но теперь это были или сыновья Шульги или просто чиновники, которых по произволу царской администрации перебрасывали с места на место. Но всё равно, то в одном, то в другом месте его обширного государства вспыхивали восстания и Шульги приходилось до самой смерти предпринимать военные походы или посылать карательные экспедиции в восставшие города: так город во время правления Шульги подвергался разгрому 5 раз (на 26, 27, 33, 45 и 46 годах правления), по три раза были разгромлены город (на 25, 32 и 46 годах) и племя лулубеев (на 26, 33 и 46 годах). Два раза разрушались города Харши (28 и 49 года), Кимаш (47 и 49 годах) и Хумурти (47 и 49 годах).

То, что Шульги испытывал серьёзные трудности, пытаясь усмирить и подчинить субарейцев, видно из письма, которое один из его чиновников по имени Арадму переслал ему откуда-то из Субира. Арадму были даны указания Шульги «держать в хорошем состоянии дороги в страну Субир» , укрепить границы страны, «разузнать пути в стране» и «советоваться с собранием мудрых против гнилого(?) семени(?)» — последний термин был, очевидно, условным эпитетом какого-то не названного по имени субарейского вождя, отказывающегося признавать авторитет Шульги. Но Арадму считал ситуацию безнадёжной; «гнилое семя» было богато и влиятельно, он окружил себя приближёнными у каждого из которых было в подчинении по 5000 человек. Это так напугало и деморализовало Арадму, что тот мог только взывать о помощи к Шульги. Сохранился ответ Шульги на это письмо, в котором Шульги подозревает Арадму в измене и прибегает и к угрозам, и к лести, пытаясь удержать Арадму от присоединения к субарейским повстанцам.

К тому же в годы царствования Шульги на западных границах Шумера всё чаще стали появляться вооружённые отряды государства Мари . Очевидно, это были амореи , захватившие этот город и основавшие там своё государство. О столкновениях с амореями упоминают и более ранние источники, например надписи аккадского царя Шаркалишарри .

Реорганизация жизни внутри страны

Годовой бухгалтерский отчёт государственных хозяйств, оформленный писцами ответственными за ремесленников: Около 2040 до н. э. (III династии Ура)

При Шульги все храмовые и правительские хозяйства в пределах «царства Шумера и Аккада » были слиты в одно унифицированное государственное хозяйство. Основной персонал этого хозяйства составляли рабыни (нгеме) и т. н. «молодцы» (гуруши) ; хотя последние и не назывались рабами, но фактически ничем от них не отличались. Шульги соорудил в Уре огромный дворец Эхурсаг, в котором разместил весь чиновничий аппарат государства. Шульги, по-видимому, попытался вообще ликвидировать следы общинного самоуправления. При нём сколько-нибудь существенные судебные дела решал единоличный царский чиновник — энси .

Все те функции, которые прежде выполняла храмовая администрация, теперь перешли к царским чиновникам. Дворец контролировал все стороны хозяйственной жизни Шумера, вёл учёт налоговых поступлений, доходов от царских поместий и мастерских, податей и дани. Продолжая начатую отцом унификацию, Шульги ввёл обязательную для всего государства единую систему мер и весов, определил точный размер пошлин и т. д.

Хотя военные походы отнимали у царя немало времени, он, как мы видим, управлялся и с другими делами. У него даже было хобби . Обнаруженные в Пузриш-Дагане , недалеко от Ниппура, таблички привлекли к этой местности внимание учёных. Первоначально считалось, что Шульги имел здесь свою личную резиденцию., построенную на 39-м году царствования. Однако исследования последующих лет показали, что в этом месте находилась не резиденция, а ферма царя. В документах хозяйственной отчётности перечислены животные, которые здесь содержались. Сохранились таблички, удостоверяющие поступление на ферму в Пузриш-Дагане крупного рогатого скота, овец, коз, ягнят и других животных (в качестве налогов, даров и жертвоприношений от подданных царя). Есть таблички расхода, из которых явствует, что ферма поставляла на царскую кухню всевозможные мясные продукты. В Пузриш-Дагане держали не только домашних животных: коров, баранов, коз, свиней, ослов, но и диких: зубров, туров, ланей, оленей и других. Молоко косули считалось любимым напитком богов и приносилось им в дар. Страстно увлекающийся охотой царь собирал на своей ферме различные виды диких горных козлов, муфлонов, антилоп, газелей, а также кабанов и медведей. Последних, по-видимому, было много, так как мясо молодых медведей поставлялось на дворцовую кухню, а старые «несли охрану» городских ворот, что вызывало у приезжих страх и восхищение перед царём, которому служат даже грозные дикие звери.

Обожествление

Шульги был самым могущественным царём III династии Ура . Он подчинил своей власти жречество. Могущество Шульги было столь огромно, что он решил взять себе титул бога: в надписях перед его именем, как и перед именами древних шумерских богов, стоит детерминатив бога. К его имени прибавилось имя бога Сина , и он стал называться Шульги-Син .

В честь Шульги-Сина были воздвигнуты храмы, в которых стояли его статуи и совершались жертвоприношения. Седьмой месяц в шумерском календаре стал носить имя царя. Имя царя, подобно тем, которые носили космические божества, стало частью личных теофорных имён (например, «Шульги — жизнь страны Шумер»).

Законодательная деятельность

Шульги известен в истории не только как грозный завоеватель, но и как законодатель. Он написал законы для своего царства, из которых до наших дней сохранились лишь фрагменты. Однако этого вполне достаточно, чтобы иметь представление о правовой базе Аккадо-Шумерского царства. Так, в сохранившихся параграфах кодекса Шульги говорится о наказаниях за прелюбодеяние, ложный донос и лжесвидетельство, о правилах развода, о телесных повреждениях, о возвращении беглых рабов. Основным видом наказания в законах Шульги была денежная компенсация, которую виновный выплачивал потерпевшему; о смертной казни не упоминается.

Женой Шульги была энергичная, деятельная семитка по имени Абисимти; она пережила Шульги и оставалась вдовствующей царицей при трёх приеемниках Шульги, двое из которых, по крайней мере, — Шу-Суэн и Ибби-Суэн — носили семитские имена. Но хотя Шульги представляется ориентированным на семитов, он был большим почитателем шумерской литературы и культуры и главным патроном шумерской школы, эдуббы . В своих гимнах он похваляется своей образованностью и эрудицией, приобретённой в эдуббе в дни молодости, и заявляет, что прошёл весь курс и стал умелым писарем. Шульги, по его собственным словам, знал шумерский, эламский, аморейский, субарейский языки, и ещё мог поддержать беседу с неким «человеком черных гор».

Правил Шульги 48 лет.

Список датировочных формул Шульги


III династия Ура

Предшественник:
Ур-Намму
царь Ура ,
царь Шумера и Аккада

ок.
(правил 48 лет)

Преемник:
Амар-Суэн

Примечания

  1. . Дата обращения: 23 февраля 2021. 27 января 2021 года.
  2. Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 162—163.
  3. Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 163.
  4. Боттеро Ж. и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. — С. 158—159.
  5. Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 164.
  6. Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 163—164.
  7. Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 172—173.
  8. Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 169—170.
  9. Боттеро Ж. и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. — С. 155.
  10. Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 165.
  11. {46} {(mss. Su3+Su4, TL have instead:) 48} {(ms. P5 has instead:) 58} Список царей Ура и Исина 48
  12. F. Thureau-Dangin, Recueil des tablettes chaldéennes (Paris 1903) / Ф. Туре-Дангин. Серия халдейских табличек. ( Париж 1903)
  13. Analecta Orientalia (Rome 1931 ff.) / Восточная Аналекта (Рим 1931 и далее)
  14. Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archaologie (Berlin 1928 ff.) / Энциклопедия ассириологии и ближневосточной археологии ( Берлин 1928 и далее)
  15. Museum siglum of the British Museum, London / Музейная сигла в Британском музее , Лондон
  16. Tablet siglum, Yale Babylonian Collection (New Haven) / Сигла таблички, вавилонское собрание Йельского университета ( Нью-Хейвен )

Литература

  • История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова . — М. : Главная редакция восточной литературы издательства « Наука », 1983. — 534 с. — 25 050 экз.
  • Белицкий Мариан. / Пер. с польского. — М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. — 398 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 10 000 экз.
  • Боттеро Ж. и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле / Жан Боттеро, Дитц Отто Эдцарт, Адам Фалькенштайн, Жан Веркуттер; пер. с англ. А. Б. Давыдовой, С. В. Иванова. — М. : ЗАО Центрполиграф, 2016. — 447 с. — ISBN 978-5-9524-5202-2 .
  • . // / Автор-составитель В. В. Эрлихман . — Т. 1.

Ссылки

Источник —

Same as Шульги