Interested Article - Самария (город)
- 2020-12-07
- 2
Самария , ивр. שומרון ( Шомрон ), греч. Σαμάρεια ( Самариа ) — древний город, основанный в 876 году до н. э. как столица Северного Израильского царства (исторические территории колена Ефремового ). Археологические останки расположены неподалёку от современного города Наблус на территории Палестинской автономии .
Период Северного царства
После разделения единого еврейского царства в 997 году до н. э. на Южное и Северное за последним закрепилось название Израильского, которым стала править отдельная династия царей . Поскольку религиозно-административный центр в Иерусалиме остался на территории Иудеи , северные цари поселялись сначала в Сихеме , а затем в Фирце .
Во времена правления израильского царя Омри была построена новая резиденция и столица, получившая название Самария . В Книге Царств это событие описывается так:
В тридцать первый год Асы, царя Иудейского , стал Омри царём над Израилем и царствовал двенадцать лет. В Фирце он царствовал шесть лет. И купил Омри гору Шомрон у Шемера за два таланта серебра , и застроил гору, и назвал построенный им город Самарией ( Шомрон ), по имени Шемера, хозяина горы .
Наибольшего расцвета Самария достигла в период правления внука Омри царя Иеровоама II ( 789 — 748 годы до н. э. ), когда северное израильское царство простиралось от Хамата (70 км к северу от Дамаска ) до Мёртвого моря .
После смерти Иеровоама II Самария постепенно стала приходить в упадок. Ассирийцы начали захватывать части Израильского Царства, а его самого превратили в своего вассала . После смерти царя Ассирии Тиглатпаласара III в 727 году до н. э. последний израильский царь Осия ( 732 — 724 годы до н. э. ) восстал против ассирийского владычества . Это стало причиной военного конфликта, в результате которого Самария была осаждена и через три года добыта и разрушена ассирийцами .
Ассирийское завоевание
Согласно надписям из дворца ассирийского царя Саргона II в Хорсабаде жители Самарии были выселены и депортированы в Ассирию, а на их место поселены народы из других частей Ассирийской империи .
[Самар] яне [которые были в согласии с вражеским царём] … Я боролся с ними, и окончательно победил их … забрал. 50 колесниц для моих царских сил… [другие из них я остановился посреди Ассирии]… Тамуды, Ибадиды, Марсиманы и Хаяпаны, живущие в далёкой Аравии, в пустыне, которые не знали ни смотрителя, ни руководителя, которые никогда не приносили дань хоть какому-нибудь царю — с помощью Ашшура господина моего, я победил их. Я переселил остальных. Я поселил их в Самарии / Самерина.
После ассирийского завоевания город Самария был отстроен и продолжал быть главным административным центром провинции (а затем — сатрапии ) в течение периода господства Ассирийской, Нововавилонской и персидской империй .
Эллинистический и Римский период
В 332 году до н. э. город был завоёван войсками Александра Македонского . Однако самаритяне подняли восстание против новой власти и заживо сожгли македонского наместника Сирии Андромаха . В ответ Александр Македонский расправился с местной мятежной элитой и основал на месте Самарии македонскую колонию для своих военных ветеранов . К периоду эллинизма относятся и достаточно хорошо сохранившиеся по сей день фортификации и башни, основная часть которых была возведена во II веке до н. э.
В 108 / 107 году до н. э. еврейский первосвященник и политический лидер Иоанн Гиркан I в результате годовой осады захватил греко-македонскую Самарию , после чего город был в очередной раз разрушен, а жители проданы в рабство .
После взятия Иерусалима Помпеем в 63 году до н. э. и утверждении власти Древнего Рима Самария была восстановлена в период правления наместника Авла Габиния в течение 57 - 55 годов до н. э.
В борьбе за власть жители Самарии активно поддержали тетрарха Галилеи Ирода I Великого , который, став царём Иудеи, согласно Иосифу Флавию перестроил город между 30 - 27 годами до н. э. , поселил здесь 6000 своих ветеранов и сменил название его из Самарии на Себастию — в честь римского императора Августа (перевод латинского эпитета август на греческое себастос — почтенный, величественный ) .
В I веке н. э. в Себастии стало распространяться христианство , проповедуемое здесь, согласно христианской традиции, апостолом Филиппом . Во время иудейского восстания Себастия как оплот проримских настроений была полностью разрушена еврейскими повстанцами . После подавления восстания город постепенно был отстроен. Последний раз значительные строительные работы в Себастии были осуществлены около 200 года н. э. при императоре Септимии Севере как благодарность за лояльность его жителей. Именно в это время была построена хорошо сохранившаяся ныне колоннада , обрамлявшая когда-то главную торговую улицу.
С утверждением христианства как государственной религии империи Себастия стала центром епископства . В городе строят ряд христианских храмов и получает распространение культ Иоанна Крестителя , могила которого, согласно распространённому утверждению, была расположена именно здесь .
После захвата Палестины арабами в VII веке Себастия приходит в упадок.
Период Крестовых походов
Через несколько лет после завоевания Палестины крестоносцами и основания Иерусалимского королевства появляются упоминания о возрождении жизни в Себастии . Черниговский игумен Даниил в своих воспоминаниях , относящихся к тому времени, говорит:
…в двух верстах к западу находится место, называемое Себустия (Севастополи). Здесь создан небольшой городок, в нём находится темница Ивана Крестителя. В этой темнице была отсечена по приказу Ирода голова Ивана Предтечи . Здесь стоит гроб его и создана хорошая церковь во имя Иоанна Предтечи. Сейчас здесь богатый католический монастырь .
Более подробные свидетельства оставил о тогдашней Себастии греческий путешественник Иоанн Фока:
На расстоянии одного дня отсюда находится город Севастия . … Посреди этого города находится и темница, в которую Иван брошен был на жалобы Иродиады … Наверху темницы находится храм , в котором лежат две раки , выполненные из белого мрамора , из которых та, что справа, включает в себя прах сожженного тела Честного Предтечи, а другая — тело пророка Елисея ; сверху же в золотом ковчеге лежит левая рука Предтечи, также кругом оправленная в золото . В верхней части города, а собственно посередине его есть холм, на котором когда-то стоял дворец Ирода … Теперь на этом месте римский монастырь. Храм в этом монастыре круглый.
В июле 1187 года , Себастия была захвачена мусульманским отрядом племянника Саладина Хусама аль-Дина Мухаммада. Кафедральный собор Иоанна Крестителя был превращён в мечеть , хотя христианам разрешался доступ к реликвиям . Постепенно, городок и религиозный центр начали приходить в упадок. Руины построенного крестоносцами кафедрального собора Иоанна Крестителя сохранились по сей день.
Галерея
-
Основание храма Августеума на вершине холма, изначально высотой 25 метров.
-
Вход в византийскую церковь.
-
Дворцовый комплекс железного века , построенный в Палестине.
-
План дома на остраконе .
-
Византийская церковь.
-
Карта Самарии из книги Кристофора Хайдмана «Палестина или Святая Земля» , Вольфенбюттель , гравюра на меди Конрада Буно, 1655 год .
-
Самария , иорданско-израильская граница.
-
Мево-Дотан — израильское поселение на Западном берегу .
-
Вход в колодец Иакова, Самария .
-
Поселение Арахиви после эвакуации.
-
Водонапорная и сторожевая башни возле .
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . — М. , 1891—1892.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Библейская энциклопедия Брокгауза (1994)
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Эрих Церн. Клинописные таблички из Самарии // Библейские холмы. — 2-е изд. — Правда, 1986. — С. 441-450.
- . The Harvard Theological Review . 1 (4): 518—519. 1908. doi : . ISSN . JSTOR . S2CID .
- Lyon, David G. (1911). . The Harvard Theological Review . 4 (1): 136—143. doi : . ISSN . JSTOR . S2CID .
- Reisner, George Andrew. / George Andrew Reisner, Clarence Stanley Fisher, David Gordon Lyon. — Cambridge : Harvard University Press, 1924.
- Reisner, George Andrew. / George Andrew Reisner, Clarence Stanley Fisher, David Gordon Lyon. — Cambridge : Harvard University Press, 1924.
- Crowfoot, J.W. Samaria-Sebaste 2: Early ivories from Samaria / J.W. Crowfoot, G. M. Crowfoot. — London : Palestine Exploraton Fund, 1938.
- Sukenik, E.L. Arrangements for the Cult of the Dead in Ugarit and Samaria // Mémorial Lagrange: Cinquantenaire del'École Biblique et Archéologique Française de Jérusalem. — Paris : Gabalda, 1940. — P. 59–65.
- Crowfoot, J.W. Samaria-Sebaste 1: The Buildings at Samaria / J.W. Crowfoot, K.M. Kenyon, E.L. Sukenik. — London : Palestine Exploraton Fund, 1942.
Примечания
- . Дата обращения: 6 января 2023. 6 января 2023 года.
- . Дата обращения: 6 января 2023. 6 января 2023 года.
- . Дата обращения: 6 января 2023. 6 января 2023 года.
- James M. Miller, John H. Hayes. A history of ancient Israel and Judah, p.334
- . Дата обращения: 6 января 2023. 6 января 2023 года.
- Sargon II . , COS 2.118A, p. 293
- James M. Miller, John H. Hayes. A history of ancient Israel and Judah, p.337
- Квинт Курций Руф . История Александра Великого Македонского . — М.: Издательство МГУ , 1993. книга. IV, глава 8, 9-10
- Avraham Negev, Shimon Gibson. Archaeological encyclopedia of the Holy Land, р. 449
- Josephus , War I, 64-65
- Josephus, War I, 166
- Josephus, Antiq. XV, 296—298
- . Дата обращения: 6 января 2023. 6 января 2023 года.
- Josephus, War II, 458—460
- Avraham Negev, Shimon Gibson. Archaeological encyclopedia of the Holy Land, р. 450
- . Дата обращения: 25 сентября 2011. 19 августа 2011 года.
- Denys Pringle. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem. Cambridge University press 1998, р.287
- ↑ Этот пункт добавлен при переводе, его нет в статье-оригинале.
Ссылки
- at the Israeli Parks Authority site. (англ.)
- 1 сентября 2015 года. BiblePlaces.com (англ.)
- 2020-12-07
- 2