Interested Article - Эзус
- 2020-09-18
- 1
Эзус , или Езус ( галльск. «господин» или «хозяин») — бог в кельтской мифологии , известный благодаря двум монументам и строке из неоконченной поэмы «Фарсалия, или О гражданской войне» ( лат. Bellum civile sive Pharsalia ) римского поэта Лукана : «успокаивают ужасной кровью… страшного Езуса в его диких святилищах…» (Lucan. Pharsal., I, 444—446).
Римский поэт I века н. э. Лукан и его комментаторы называют триаду верховных галльских богов (причём под их собственными именами) и способ приношения им жертв: Эзус принимал жертвы, повешенные на дереве; Таранис — сожжённые в плетёных корзинах ; Тевтат — утопленные в бочке с водой. В так называемых Бернских схолиях к Лукану (датирующиеся временем между IV и X вв. н. э.) о Эзусе один раз говорится, что — это Марс и в жертву ему приносят людей, повешенных на дереве, а в другой раз что Эзус — это Меркурий , которого почитают торговцы .
Имя Эзуса связывают с древним индоевропейским корнем esu , что значит «добрый бог» или «бог-господин», подобно ирландскому Дагде . Одно из галльских племен называлось езувии ( Esuvii ) .
Иконографический тип бога (представленный на галло-римских рельефах алтарей из Парижа и Трира) подтверждает связь Езуса с деревьями, изображая его (бородатого или безбородого) около дерева с подобием серпа (топора?) в руке. Жест его, возможно, воспроизводит момент друидического ритуала поклонения омеле . С деревом Езуса ассоциируется бык ( лат. Tarvos Trigaranus ) со стоящими на его голове и спине тремя египетскими цаплями, также известный по изображениям на алтаре [ источник не указан 2412 дней ] .
Одно из наиболее известных изображений этого бога, найденное на алтаре под собором Нотр-Дам в Париже, — в виде дровосека, валящего дерево. Также Эзус фигурирует в качестве резчика деревьев на двух галло-римских рельефах I века н. э. Французский кельтолог считал его ипостасью, связанной с плодородием и сбором урожая, в то время как Цернунн являлся воплощением более тёмной стороны — леса и мира умерших. По мнению кельтолога Н. С. Широковой: «…бык, изображенный вместе с журавлями, проводниками душ умерших, связан с Другим Миром, а в качестве астрального символа он является воплощением космического плодородия. В таком случае дерево, изображенное на обоих алтарях, — это Мировое Древо . Понятно, что в окружении таких символов может быть изображён только великий бог».
Как указывал германист Ян де Фрис : «Сообщение об этих жертвоприношениях через повешение и изображение на парижском алтаре в первую очередь допускают предположение, что Езус — это имя главного божества галлов и что, скорее всего, его нужно сопоставлять с Меркурием или с северо-германским Одином » . Жертвы Одину тоже вешались на дереве . Оба бога были покровителями перемещений и перевозок. Одина также называли «богом фрахта», он посылал морякам попутный ветер. Будучи богом хитростей и козней, искусства и мастерства, Один покровительствовал корабельщикам. Езуса тоже почитали корабельщики (парижский алтарь был заказан корабельщиками из Лютеции), что функционально напоминает Меркурия. Однако, по мнению М. Элиаде , который высказался о предположении Я. де Фриса и о возможности восстановления кельтского пантеона: «На самом деле, мы ничего не знаем точно» .
Примечания
- M. Annei Lucani Commenta Bernensia // Usener H., 1869. S.32
- Carl Waldman, Catherine Mason. . — Infobase Publishing, 2006. — 975 с. — ISBN 9781438129181 .
- Jaп de Vries. Kelten und Gеrmаnеn. — (Bibliotheca Germanica 9). Bern 1960. — С. 108.
- Жаклин Симпсон. . — Litres, 2017-09-05. — 252 с. — ISBN 5457028038 .
- Элиаде, М. История веры и религиозных идей. Том II. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. — М. : Критерион, 2002. — С. 72.
Литература
- Лукан, Марк Анней . Фарсалия. / Пер. Л. Е. Остроумова . Ред., ст. и комм. Ф. А. Петровского . (Серия « Литературные памятники »). М.-Л.: Изд-во АН СССР . 1951 . 350 стр. 5000 экз. переизд.: М.: Ладомир , — 1993. — 352 с. — 1000 экз.
- Маккалох, Джон Арнотт. Религия древних кельтов = The Religion of the Ancient Celts. — М. : Центрполиграф , 2004. — 334 с.
- Широкова Н. С. Мифы кельтских народов. М.: АСТ , Астрель, Транзиткнига, 2004. — 432 с.
- 2020-09-18
- 1