Interested Article - Блот
- 2021-07-06
- 1
Блот ( др.-сканд. blót ) — принятый в скандинавском язычестве обряд жертвоприношения . Как правило, заключался в ритуальном вкушении мяса и хмельного мёда . Последний могли заменять пивом и (на пирах вельмож) вином .
Скандинавское существительное blót (от прагерм. *ƀlōtan ) связано с глаголом blóta (от прагерм. *ƀlōtanan ), что значит «приносить жертву, предлагать, поклоняться». Та же основа с различными именительными аффиксами встречается в прагерм. *ƀlōstran — жертвоприношение. Считается, что эта основа связана с глаголом прагерм. *ƀlōanan — дуть, цвести, расцветать, как и слова «кровь» ( прагерм. *ƀlōđan ) и «цветение» ( прагерм. *ƀlōmōn ). Норвежский филолог Софус Бугге был первым, кто связал блот и фламинов , слова восходящие к праиндоевропейскому корню *bhlād- (пузыриться наружу; бормотать, шептать, болтать) . Современное английское слово «благословлять» ( англ. bless ), также имеет общий корень со словом блот в значении «делать священным через жертвоприношение; помечать кровью» .
Своими корнями блот уходит в праиндоевропейскую религию . Блот совершался осенью (праздник сбора урожая) и в день зимнего солнцестояния . Со слов Адама Бременского , великий блот в храме Старой Уппсалы совершался в честь побед конунга , а также в связи с гаданиями по поводу грядущего урожая. Титмар Мерзебургский упоминает датский блот, который совершался в Лайре . Также существовал семейный блот, которым руководил глава семьи и его жена.
С принятием христианства практика блота ушла в прошлое, так как церкви старались строить на тех местах, где отправляли этот обряд. В дремучем Тиведенском лесу, как считается, обычай справлять блот сохранялся до конца XIX века. В последние десятилетия практику совершения блота возобновили неоязычники .
С подъёмом романтического национализма у шведов проявился интерес к таким национальным традициям, как блот. Свидетельство этого интереса — монументальная (640 × 1,360 см) картина « » ( швед. Midvinterblot ) Карла Улофа Ларссона . Написанная в 1911—1915 годах специально для Национального музея Швеции , картина изображает легенду о принесении в жертву короля Швеции Домальди (Domalde) с целью прекращения трехлетнего неурожая и голода, ради своего народа. Эта легенда отражена в саге об Инглингах . Эксперты Национального музея, где картина была впервые выставлена только в 1992 году, называют её самой спорной художественной работой Швеции .
Примечания
- Die Morphologie der urgermanischen Nomens. — Bammesberger, Alfred // Heidelberg: Carl Winters Universitätsverlag, 1990. ISBN 3-533-04230-8 .
- The Barnhart Concise Dictionary of Etymology — Barnhart, Robert K. (1995) ISBN 0062700847
- от 22 августа 2010 на Wayback Machine
- 2021-07-06
- 1