Interested Article - Тититль
- 2020-10-30
- 2
Тититль ( аст. Tititl , в переводе: «Вытягивание» ) — семнадцатый двадцатидневный месяц (« ») ацтекского календаря шиупоуалли, длившийся примерно с 30 декабря по 18 января . Также название праздника, посвящённого богине Иламатекутли и богу Якатекутли , каждый год проводившегося в этом месяце .
Календарь
Календарь ацтеков состоял из двух циклов: шиупоуалли ( аст. xiuhpohualli , что значит «счёт лет», соответствует хаабу у майя ) и ритуального 260-дневного тональпоуалли ( аст. tonalpohualli , что значит «счёт дней» или «счёт судеб», соответствует цолькину у майя). Шиупоуалли и тональпоуалли совпадали каждые 52 года, образуя так называемый «век», называвшийся «Новым Огнём». Ацтеки верили, что в конце каждого такого 52-летнего цикла миру угрожает опасность быть уничтоженным, поэтому начало нового ознаменовывалось особыми торжествами. Сто «веков», в свою очередь, составляли 5200-летнюю эру, называвшуюся «Солнцем» .
365-дневный шиупоуалли состоял из 18 двадцатидневных «месяцев» (или veintenas ) плюс дополнительные 5 дней в конце года . В некоторых описаниях календаря ацтеков говорится, что он также включал високосный год , который позволял календарному циклу оставаться в соответствии с одними и теми же аграрными циклами из года в год. Однако в других описаниях говорится, что високосный год был неизвестен ацтекам, и что соотношение месяцев и астрономического года со временем менялось.
Праздник
Иламатекутли была старой владычицей Земли, покровительницей кукурузы и пшеницы, а также женским аспектом бога Шиутекутли . Она родила своему мужу Мишкоатлю семерых детей, которые основали семь городов, в которых поселились самые первые ацтеки . Местом обитания Иламатекутли была тёмная пещера, местонахождение которой никто не знал. Иламатекутли была главным божеством, почитаемым в Тититль.
Главный жрец одевался как Иламатекутли, а несколько других жрецов одевались по подобию других божеств. Женщина-ишиптлатли (персонификация) Иламатекутли во время церемонии пела и танцевала, после чего её приносили в жертву. После умерщвления ей отрезали голову, и главный жрец танцевал, держа её голову за волосы и демонстрируя её собравшимся. Во время празднеств почести также воздавались богине-матери Тонанцин и умершим предкам. Умершего изображала фигура, посаженная на стопки сложенной бумаги. Ей в нос вставляли кусочек синей бумаги, который называли якашиуитль — украшение для носа из бирюзы ( yacaxiuitl , от yaca , нос, и xiuitl , бирюза или вообще камень сине-зелёного цвета). Деревянную маску, изображавшую лицо, набивали белыми куриными перьями, «и вставляли прут вроде султана с навешанными бумажками, которые называют аматль, и на голову вроде головного убора клали траву, которую называют мали-мали, а из-за затылка у него выходил ещё один султан, который называют пантололе, он был из бумаги» . Кроме того, фигуре давали «зверька, которого звали хилотль» , украшение кускатль из раскрашенной бумаги, «посох, обмотанный бумагой на манер крестов» , какао и еду. Перед фигурой садились два или три индейца, пели и били в барабаны уэуэтль, «и так делали каждый год четыре года подряд после смерти покойного, и не больше» .
В Тититль торговцы устраивали отдельные торжества. Они приносили в жертву богу-покровителю торговли Якатекутли рабов во время обрядов инициации новых членов торговой гильдии, которые проводились в течение этого месяца .
Примечания
- Albert Gallatin. . — 1845. — P. 83.
- . www.amoxtli.org. Дата обращения: 24 июля 2013. Архивировано из 16 сентября 2015 года.
- . www.azteccalendar.com . Дата обращения: 1 марта 2023. 21 января 2021 года.
- W. Ruwet, American Antiquity, т. 37.
- Льюис Спенс «Мифы инков и майя»/ Пер. с англ. Л. А. Карповой. — М., Центрополиграф, 2005. С. 119.
- 2020-10-30
- 2