Interested Article - Ривера, Диего

Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес ( исп. Diego María de la Concepción Juan Nepomuceno Estanislao de la Rivera y Barrientos Acosta y Rodríguez ; 8 декабря 1886 24 ноября 1957 ) — мексиканский живописец, монументалист , политический деятель левых взглядов .

…Такие люди, как Ороско , Ривера, Портинари , Тамайо и Гуаясамин , подобны вершинам Анд

Биография

Диего Ривера родился 8 декабря 1886 года в городе Гуанахуато на северо-западе Мексики в зажиточной семье. По отцовской линии он происходил из испанской знати.

У Диего был брат-близнец, умерший в двухлетнем возрасте . Его мать была конверсо , еврейкой , чьи предки были обращены в католицизм .

С 1896 по 1902 год Ривера брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико . Он был премирован стипендией, которая позволила ему поехать в Испанию . С 1907 по 1921 год жил в Европе. Учился в (1907), затем жил и работал в Париже (1909—1920), в Италии (1920—1921), побывал также в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с парижской художественной элитой, в том числе с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом .

Рисунок «Когда закончится война?» Маревны , 1916, Париж. Слева направо — Ривера, Модильяни , Эренбург

В течение полугода возлюбленной Риверы была Маревна , русская художница и мемуаристка польского происхождения, которая в 1919 году родила от него дочь Марику ( ), впоследствии ставшую актрисой.

Рисунок «Ателье на Рю дю Депар» Маревны, 1916, Париж. Слева направо — Ривера, Эренбург, Грис

Ривера испытал влияние как классического европейского изобразительного искусства (изучал стенные росписи XIV—XVI веков), так и модернизма , в частности кубизма . Очень близки ему традиционные мексиканские художественные жанры и стили.

В 1922 году Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию , в этом же году он женился второй раз, на Гуадалупе Марин .

В 1927 году художник приехал в СССР , где в 1928 году стал членом-учредителем объединения « Октябрь ».

Ривера участвовал в праздновании 10-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции в Москве. Во время военного парада и демонстрации по этому случаю на Красной площади он находился на трибуне мавзолея В. И. Ленина . Сделал десятки зарисовок участников празднования в Москве. Эти рисунки были показаны на выставке работ Риверы в нью-йоркском Музее современного искусства . В мае 1928 года покинул СССР, получив мандат на организацию рабоче-крестьянского блока в Мексике.

В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде Кало . Ей было 22 года, ему — 43. Сближало супругов не только искусство, но и общие политические убеждения — коммунистические. Их бурная совместная жизнь стала легендой.

Наблюдая за сталинизацией РКП(б), Ривера стал придерживаться троцкистских взглядов. В 1929 году он был исключён из Мексиканской компартии и снят с поста директора Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. Добился от президента Ласаро Карденаса предоставления политическому изгнаннику Льву Троцкому убежища в Мексике, а после прибытия того в страну предоставил ему с супругой Натальей Седовой приют в своём доме. Однако затем между ними возник конфликт. 7 августа 1939 года Ривера был исключён из мексиканской секции троцкистского 4-го Интернационала .

С течением времени он занял позицию, соответствовавшую курсу Сталина , а в 1954 году снова вступил в Мексиканскую коммунистическую партию.

Ривера работал в США в 1930—1934 и 1940 годах. С 1922 года стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи , расписав огромное число стен общественных зданий и создав в этой связи малую форму фрески .

Одна из главных тем в творчестве Риверы — фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, а также революционное движение в стране.

В 1932—1933 годах Ривера создал фреску « » ( ) по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Наиболее значимыми в этой фреске, представляющей мир капитализма как мир эксплуатации человека человеком и мир социализма как мир победивших трудящихся, были изображения В. И. Ленина , соединяющего руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве.

Фреска была уничтожена в 1934 году по решению правления Рокфеллеровского центра (о чем было сделано официальное сообщение центра) после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина «изображением лица неизвестного человека», как это было написано в письме адвоката центра. При этом Нельсон Рокфеллер не выплатил художнику гонорар. Позднее художник поехал в Детройт , где хорошо заработал.

Впоследствии художник воссоздал фреску в Мехико во Дворце изящных искусств (однако на ней — в отличие от аналогичной фрески в Нью-Йорке — появилось изображение Троцкого). Фреска была названа « » ( ).

В 1955—1956 годах художник снова приезжал в СССР.

Диего Ривера скончался 24 ноября 1957 года в Мехико , похоронен на территории « Ротонды выдающихся деятелей ».

Личная жизнь

Его жёнами были Ангелина Белова , мексиканская писательница и модель Гуадалупе Марин , художница Фрида Кало .

У него была связь с художницей Маревной (Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская) , но общую дочь Марику Риверу он не признавал.

Память

В 1986 году, к столетию Диего Риверы, Мексика выпустила почтовую марку с его автопортретом ( Sc #1464) , а также серию почтовых марок с его произведениями ( Sc #1451-1453) , произведения Диего Риверы также изображены на многих других мексиканских марках разных лет. 30 апреля 2015 года МАС утвердил название кратера на поверхности Меркурия , получившего своё имя в честь Диего Риверы .

Произведения

  • Росписи Министерства просвещения (1923—1929).
  • Росписи Министерства здравоохранения (1929—1930).
  • Фреска в Рокфеллеровском центре (Нью-Йорк, 1932), в 1934 году уничтожена. Показана в фильмах « Колыбель будет качаться » режиссёра Тима Роббинса (1999) и « Фрида » режиссёра Джули Теймор (2002).
  • Росписи Национального дворца (1929—1950-е).
  • Росписи Отеля «Прадо» в Мехико (1947—1948).
  • Росписи Национальной сельскохозяйственной школы в (1926—1927).
  • Росписи Дворца Кортеса в (1929—1930).
  • Росписи Института искусств в Детройте (1932—1933).
  • Росписи с элементами мозаики и рельефа Театра «Инсурхентес» (1951—1953).
  • Росписи Олимпийского стадиона в Мехико (1952—1953).
  • Росписи Водораспределительной камеры реки Лермы (1951—1953).

См. также

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Diego Rivera // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. (англ.) Library of Congress .
  4. (англ.)
  5. . Дата обращения: 15 июля 2012. 8 июля 2016 года.
  6. . Дата обращения: 15 июля 2012. 13 октября 2016 года.
  7. . Дата обращения: 10 мая 2015. 30 декабря 2016 года.

Литература

  • Жадова Л. Монументальная живопись Мексики. — М., 1965.
  • Осповат Л. Диего Ривера. — М., 1969.
  • Secker Н. F. Diego Rivera. — Dresden, 1957.
  • Андреа Кеттенманн. Ривера. — М. , 2007. — ISBN 978-5-9794-0063-1 .
  • 10 coloured reproductions of Diego Rivera — Art Supplement of World Student News published by International Union of Students., 1960.

Ссылки

  • (англ.) (исп.)
Источник —

Same as Ривера, Диего