Interested Article - Ороско, Хосе Клементе
- 2020-08-14
- 1
Хосе́ Клеме́нте Оро́ско ( исп. José Clemente Orozco ; 23 ноября 1883 — 7 сентября 1949 ) — мексиканский живописец и график, один из главных новаторов в области монументальной живописи XX века . Работал в Мексике и США .
...Такие люди, как Ороско, Ривера , Портинари , Тамайо и Гуаясамин , подобны вершинам Анд ...
Пабло Неруда
Для фресок Ороско характерны динамика, эмоциональность и контрастное сопоставление белого, красного и чёрного цветов. Его росписи были способом высказать протест против угнетения человека человеком.
Биография
Родился 23 ноября 1883 года в (мексиканский штат Халиско ).
|
Его родители сначала переехали в Гвадалахару , а потом в Мехико , где Ороско поступил в школу при педагогическом институте. В это же время он начал заниматься в вечерних классах Академии Сан-Карлос .
После окончания школы Ороско поступил в сельскохозяйственное училище в Сан-Хасинто , затем в Национальную подготовительную школу Мехико на отделение математики и архитектуры. В семнадцать лет Ороско покалечил себя, экспериментируя с порохом. Он утратил кисть левой руки и серьёзно повредил глаз.
В 1908 году Ороско вернулся в Академию Сан-Карлос. В 1910-х годах в Академии начались волнения среди студентов. Молодые художники создали группу «Барбизон» и пробовали придать импрессионизму национально-патриотическую окраску. Так, они перестали пользоваться чёрным цветом и объясняли это тем, что чёрный — цвет реакции .
В 1910—1917 годах Ороско был участником Мексиканской революции и одним из основателей «Синдиката революционных живописцев, скульпторов и граверов». О том времени Ороско вспоминал:
|
В 1916 году открылась персональная выставка Ороско «Этюды женщин», на которой экспонировались не только его работы, посвящённые женщинам, но и политические карикатуры, в том числе на президента Каррансу .
В 1917—1919 годах Ороско жил в США. Одно время, не продав своих работ, работал на фабрике игрушек, раскрашивал куклам лица .
Вернувшись в Мехико, в 1922—1923 годах Ороско исполнил первую внушительную настенную роспись — для большого двора Национальной подготовительной школы, где ранее сам учился. А в 1926 году — огромную (90 м²) фреску в Промышленной школе в Орисабе .
В 1926—1927 годах Ороско вновь работает в Национальной подготовительной школе Мехико.
В 1927—1934 годах снова уезжает в США, где работает в колледжах «художником в резиденции». Суть этого понятия в том, что мастер жил в кампусе школы во время работы над фреской, вовлекая студентов в свою работу .
В высших школах США Ороско создаёт следующие работы:
- «Прометей» (1930). , Клермонт ( Калифорния ).
- «Борьба на Востоке» (1930—1931). Новая школа социальных исследований , Нью-Йорк .
- «Американская цивилизация» (1932—1934). Дартмутский колледж , Гановер ( Нью-Гэмпшир ).
Вернувшись в Мехико, в 1934 году Ороско работает над фреской «Катарсис» в Дворце изящных искусств . В 1936 году были созданы фрески в Гвадалахарском университете , в 1937-м — в правительственном дворце.
В 1936—1939 годах Ороско выполняет грандиозную работу (около 1200 м² росписей) в госпитале « Осписио-Кабаньяс » (включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО ) в Гвадалахаре. Двенадцать стенных фресок нефа расположены по принципу противопоставления — «Деспотизм» и «Милосердие», «Диктаторы» и «Демагоги» и т. д. В центре композиции фреска «Человек огня».
В 1940—1949 годах Ороско выполнил росписи библиотеки «Габино Ортис», сделал фреску «Пикирующий бомбардировщик», которая находится в Нью-Йоркском музее современного искусства, расписал Верховный суд и церковь Иисуса в Мехико.
Умер Ороско в Мехико 7 сентября 1949 года, не успев завершить свою последнюю работу — роспись одного из зданий жилого комплекса «Мигель Алеман». В этом же году в Гвадалахаре был открыт музей-мастерская художника.
Ороско и мексиканские монументалисты
В начале 1920-х годов министр просвещения Мексики Хосе Васконселос заказал ряду молодых художников масштабные росписи на стенах некоторых общественных зданий. Эти художники, а также их последователи, были прозваны монументалистами . Кроме Хосе Клементе Ороско, в числе монументалистов можно выделить следующих художников:
Монументалисты пытались сочетать современную технику письма с тематикой и эстетикой доколумбовых мексиканских культур. Но у Ороско был свой взгляд на это, он писал:
«Я лично избегаю выводить в своих работах презренных и дегенеративных персонажей, повсеместно считающихся живописными, чтобы приспособить их для туристов и освободить этих последних от наличных… Такие мысли раз и навсегда отвратили меня от живописания индейских сандалий и грязных одеял. Я до глубины души хочу, чтобы те, кто их носит, избавились бы от них и стали цивилизованными людьми. Но прославлять их — все равно что прославлять невежество, пьянство или груды мусора, которые украшают наши улицы, а это я отказываюсь делать. Революция — это не грязь, воюющая против мыла, а, наоборот, битва второго с первым» .
Примечания
- ↑ (нидерл.)
- Jose Clemente Orozco // (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- ↑ Ороско Хосе Клементе // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- (англ.)
- ↑ П.Богданов, Г.Богданова: «Великие художники XX века». М.: Издательство Мартин, 2001. ISBN 5-8475-0045-9
- . Дата обращения: 9 марта 2009. Архивировано из 17 июня 2008 года.
Ссылки
- Хосе Клементе Ороско — статья из Большой советской энциклопедии .
- ОРОСКО Хосе Клементе // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . — 2000.
- 2020-08-14
- 1