Interested Article - Касавин, Илья Теодорович

Илья́ Теодо́рович Каса́вин (род. 7 ноября 1954 , Москва , СССР ) — советский и российский философ , специалист по теории познания , философии науки , философии языка , теории и истории культуры , современной немецкой и американской философии . Доктор философских наук (1989), профессор (2009), член-корреспондент РАН (2003) .

Биография

Родился в семье философов, преподавателей МГУ : Теодора Ильича Ойзермана (1914—2017) и Генриетты Захаровны Касавиной (1919—1993).

В 1980 году с отличием окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова , в 1983 там же — аспирантуру , защитив диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Критика философских основ „гносеологического анархизма“ П. К. Фейерабенда » (специальность 09.00.03 — история философии ) . В 1989 году в Институте философии АН СССР защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Традиция в структуре познавательного процесса» (специальность 09.00.01 — диалектический и исторический материализм ); официальные оппоненты — доктор философских наук , доктор философских наук и доктор философских наук ; ведущая организация — кафедра марксистско-ленинской философии МХТИ имени М. В. Ломоносова .

С 1983 года работает в Институте философии АН СССР (РАН). Организатор и заведующий сектором социальной эпистемологии (с 2005) Института философии РАН. Главный редактор организованного им ежеквартального журнала Института философии РАН « Эпистемология и философия науки » (с 2004), организатор и руководитель российско-германского Центра по изучению немецкой философии и социологии (1994—2004). Член редколлегий и редсоветов журналов «Social Epistemology», « »; "Вестник ТвГУ, серия «Философия»; «Методология и история психологии»; член Учёного совета Института философии РАН, специализированных докторских советов ИФ РАН и Современной гуманитарной академии . Руководитель ряда российских исследовательских проектов РФФИ и РНФ , а также международных проектов «Научные и вненаучные формы мышления» при поддержке Фонда Фольксваген, «Наука и духовность» при поддержке Фонда Темплтона (США), Междисциплинарного университета Парижа (Франция) и Элон Университета (США) . Президент-основатель Русского Общества истории и философии науки (2016) . Заведующий кафедрой философии Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (с 2017).

Семья

Научная деятельность

Основные области научных интересов И. Т. Касавина: теория познания, философия науки и социология знания, история философии, науки и культуры.

Используя идеи В. С. Стёпина , В. А. Лекторского , Д. Блура, Касавин предложил вариант социальной теории познания (СТП), который радикально расширяет её предметную область, что позволяет анализировать не только научное, вербализированное знание, но и всё когнитивное многообразие сознания, деятельности и общения. СТП отдаёт приоритет не логическим способам анализа и методам истинностной оценки, а феноменологическому описанию и типологическому анализу знания. Она связывает философский подход к знанию в первую очередь с исследованием не предметного, а социального содержания.

В дальнейшем Касавин, исходя из идей (нем.) , М. К. Петрова , А. Я. Гуревича , Э. Эванс-Причарда и М. Дуглас , разработал концепцию креативной онтологии знания, чтобы дополнить СТП до целостной неклассической эпистемологии , которая заимствует концепты из гуманитарных наук (познавательная установка, миграция, оседлость, местность, путь, предельный опыт, архэ, исторические априори , индивидуальная культурная лаборатория). Этот междисциплинарный подход объединяет элементы социальной теории познания, феноменологической культурологии и герменевтики с методами и результатами социальной и культурной антропологии , палеоантропологии , когнитивной психологии , лингвистики , исторической географии. Касавин стремится синтезировать аналитические и феноменологические подходы для построения целостной концепции повседневности; он обосновал функциональную интерпретацию повседневности и необходимость разграничения повседневности как реальности, знания и философского принципа. Касавин занимается также проблематикой междисциплинарности в философии и науках, теорией социальных технологий, коллективной эпистемологией и исследованием философии Дэвида Юма . Им подготовлена обобщающая монография «Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы» (2013). В последние годы он ведет работу по проекту Российского научного фонда «Социальная философия науки», в котором акцент делается на исследование инфраструктуры науки и иных познавательных практик, а также руководит проектом РФФИ по исследованию идей и переводу трудов У. Хьюэлла (У. Уэвелла). Как дополнение к «Социальной эпистемологии» (2013), им опубликована монография «Социальная философия науки и коллективная эпистемология» (2016).

В качестве редактора и составителя Касавин руководил подготовкой и выступил соавтором более 30 коллективных монографий, антологий и переводов, в том числе: «Заблуждающийся разум» (М., 1990), «Деятельность: теории, методология, проблемы» (М., 1990, совм. с Лекторским В. А.); «Наказание временем. Философские идеи в современной русской литературе» (М., 1992), «Познание в социальном контексте» (М., 1994, совм. с Лекторским В. А.), «Философия науки. Вып. 5» (М., 1999, совм. с Порусом В. Н.), «Разум и экзистенция» (СПб., 1999, совм. с Порусом В. Н.), «Уранос и Кронос. Хронотоп человеческого мира» (М., 2001), «Субъект. Познание. Деятельность. К семидесятилетию В. А. Лекторского» (М., 2002), «Человек. Наука. Цивилизация. К семидесятилетию академика В. С. Степина» (М., 2004), «Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход» (М., 2006), «Энциклопедия эпистемологии и философии науки» (М., 2009), «Истина в философии и науках» (М., 2010), «Экзистенциальный опыт и когнитивные практики в науках и теологии» (М., 2010), «Социальная эпистемология» (М., 2010), «Эпистемологический словарь» (М., 2011), «Дэвид Юм и современная философия» (М., 2012), «David Hume and Contemporary Philosophy». Ed. by Ilya Kasavin. (Cambridge: Cambridge Scholars Publishing. 2012), «Язык и сознание. Аналитические и социально-эпистемологические контексты». (М., 2013), «Понимание в кросскультурной коммуникации» (М., 2014), «Наука и социальная картина мира» (М., 2014, вместе с В. И. Аршиновым), «Социальная философия науки. Российская перспектива» (М., 2016), «Уильям Хьюэлл. Философия индуктивных наук» (М., 2016) и др.

Автор свыше 400 научных трудов, в том числе 12 книг. Более 40 трудов (в том числе 4 монографии) опубликованы на английском, немецком, французском, китайском и корейском языках.

Основные публикации

  • Касавин И. Т. Теория познания в плену анархии: критический анализ новейших тенденций в буржуазной философии науки. — М. : Политиздат , 1987.
  • Касавин И. Т., Рациональность в познании и практике: критический очерк. — М. , 1989.
  • Касавин И. Т. Познание в мире традиций. — М. : Наука , 1990. — 204 с. — ISBN 5-02-008040-3 .
  • Ilia Kassavine. Ansätze zu der sozialen Erkenntnistheorie. — Bremen, 1997.
  • Касавин И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. — СПб. : РХГИ , 1998. — 408 с. — ISBN 5-87516-247-3 .
  • Касавин И. Т. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. — СПб. : РХГИ , 2000. — 320 с. — ISBN 5-88812-090-1 .
  • Касавин И. Т. Социальная теория познания. Учебное пособие. — М. , 2001.
  • Ilia Kassavine. Soziale Erkenntnistheorie: Migrationsmetaphern, Wissenstypen, Textepochen. Nichtklassische Ansätze. — Hildesheim, 2003. — 292 с. — ISBN 978-3487118369 .
  • Касавин И. Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. — М. : Канон+, 2004. — 432 с. — ISBN 5-88373-163-5 .
  • Касавин И. Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. — М. : Канон+, 2008. — 544 с. — ISBN 978-5-88373-099-2 .
  • Касавин И. Т. Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы. — М. : Альфа-М, 2013. — 560 с. — ISBN 978-5-98281-361-9 .
  • Касавин И. Т. Социальная философия науки и коллективная эпистемология. — М. : Весь Мир , 2016. — 264 с. — ISBN 978-5-7777-0667-6 .

Награды

  • В 1986 году по решению Президиума АН СССР первым из российских молодых философов был удостоен Медали Академии наук с премией за цикл работ по методологии науки.
  • Неоднократно премирован за свои работы учёным советом ИФ РАН.
  • В 1990—2015 годах удостаивался стипендий и грантов Фондов Сороса , Темплтона (США), Гумбольдта , Круппа, Фольксвагена, Немецкой Службы академических обменов (Германия), грантов РФФИ и РГНФ , грантов Президента РФ для поддержки научных школ (2010—2016), гранта Российского научного фонда (2014—2016), работал приглашённым исследователем в университетах Германии и Великобритании.
  • В 1991 и 1993 годах избирался приглашённым старшим исследователем колледжа Линекер Оксфордского университета (Великобритания).
  • 2012 — премия имени Г. В. Плеханова РАН за серию работ «Эпистемология и философия гуманитарных наук»

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 ноября 2011. 9 июня 2016 года.
  2. . Дата обращения: 14 ноября 2011. Архивировано из 27 февраля 2013 года.
  3. Касавин, Илья Теодорович. Критика философских основ «гносеологического анархизма» П. К. Фейерабенда: дисс. … канд. филос. наук : 09.00.03. — Москва, 1983. — 210 с.
  4. * Касавин, Илья Теодорович. Традиция в структуре познавательного процесса : дисс. … д-ра философских наук : 09.00.01. — Москва, 1988. — 330 с.
    • Касавин, Илья Теодорович. от 4 июня 2022 на Wayback Machine : автореф. дис. … д-ра филос. наук : 09.00.01 / АН СССР. Ин-т философии. — Москва, 1989. — 36 с.
  5. . Дата обращения: 14 ноября 2011. 7 июля 2017 года.
  6. iph.ras.ru. Дата обращения: 21 апреля 2016. 9 июня 2016 года.
  7. РАН . (Список награждённых). . — Данные с 1994 года. Дата обращения: 15 февраля 2014. 15 сентября 2017 года.

Ссылки

Источник —

Same as Касавин, Илья Теодорович