Манипуля́ция
(от
фр.
main
— рука; может применяться синоним
престидижита́ция
от
фр.
preste
— быстрые и
лат.
digitus
— палец) — разновидность иллюзионного жанра, которая противопоставляется
иллюзии
. Если в иллюзии эффект достигается за счёт специальной хитроумной аппаратуры, то в манипуляции — за счёт мелкой моторики и
ловкости рук
.
В отличие от иллюзии, при манипуляции фокус исполняется не за счёт технических устройств, а за счёт
ловкости рук
. Ловкость рук предполагает с одной стороны развитие пластичности рук, а с другой — овладение определёнными навыками работы с предметами. Некоторые манипуляционные трюки не требуют развития пластичности рук, а сводятся лишь к выработке навыков. Наиболее сложные виды манипуляции (например, сценическую манипуляцию с картами) без достижения определённого уровня пластичности рук выполнить невозможно.
Чаще всего манипулятор работает с самыми обычными предметами, которые не содержат каких-либо секретов.
При манипуляции, впрочем, как и при исполнении любых других фокусов, большую роль играют так называемые «отвлекающие моменты». Это способ отвлечь внимание зрителя от какого-либо действия фокусника, которое должно остаться незамеченным, иначе секрет фокуса окажется раскрытым. Среди основных отвлекающих моментов можно назвать: взмах руки, поворот корпуса, указание на какой-либо предмет, поворот головы, пристальный взгляд, «игра глаз», ложные движения «волшебной палочкой» и др. Все отвлекающие моменты перечислить невозможно, каждый фокусник придумывает свои приемы отвлечения зрителя.
При манипуляции часто используют несложные приспособления типа потайных карманов или креплений для небольших предметов, спрятанных в костюме фокусника.
Манипуляция требует от артиста постоянной работы по поддержанию пластичности рук в должном состоянии. Ежедневно для поддержания требуемой формы рук манипулятор должен тратить не менее 1 часа. Наиболее известный советский манипулятор
Арутюн Акопян
неоднократно заявлял, что ежедневно тратит несколько часов на поддержание формы рук.
Помимо манипуляции как разновидности фокусов существует ещё и декоративное манипулирование (флориши
). Самыми распространёнными являются
и кручение шарика вокруг пальцев
, а также есть вариация с кручением наперстка
.
Виды манипуляций
Наиболее распространённые виды манипуляций:
— часть иллюзионизма, использующая ловкость рук и отвлечение внимания для проведения трюков с монетами. Эти процедуры требуют значительной практики перед зеркалом и перед людьми. Основные приёмы: ложное взятие, ложное перекладывание, пальмирование (удерживание монеты в руке в тайне от зрителя).
— часть иллюзионизма, использующая ловкость рук для проведения трюков с шариками (поролоновыми, пластиковыми или стеклянными).
Манипуляции с картами
— часть иллюзионизма, использующая ловкость рук для проведения трюков с игральными картами. Манипуляции с игральными картами построены на использовании приёмов, позволяющих отвлечь внимание зрителей и практически не дающих возможности обнаружить обман ловкости рук. Эти процедуры требуют детальной проработки и значительной практики, основные из которых: флориш (по сути жонглирование картами), выступ (небольшой сдвиг карт, позволяющий отметить определённое место в колоде), брейк, фальшивое снятие, фальшивое тасование, палмирование, вольт, подъём (извлечение одной или нескольких карт из колоды), смена
, подсматривание карты
.
Манипуляции с письменными принадлежностями
— форма контактного манипулирования, которая представляет собой манипуляцию инструментом для письма или подобными предметами одной или двумя руками. Для изменения характеристик снаряды модифицируют с помощью частей других ручек, карандашей, маркеров.
Манипуляции CD дисками
Манипуляции с зонтиками
Термины манипуляции
Палмирование
— умение скрыто держать в руке какой-либо предмет (монету, шарик, карту).
Форсирование
— прием (манипуляция) как бы «заставляет» зрителя выбрать ту карту, которую вам нужно. А зрителю кажется, что он её сам выбрал.
Пассировка
(от
фр.
passage
— переход, переправа) — создание у зрителя впечатления перехода предмета из одной руки в другую, хотя на самом деле он остается по-прежнему в той же руке.
Шанжировка
(от
фр.
change
— менять, подменять) или
Сменка
— подмена предмета в руках иллюзиониста при помощи пассировок.
Вольт
(или
транспозиция
, или
пасс
, или
шифт
) — при манипуляции с игральными картами — незаметное для зрителя изменение взаимного положения верхней и нижней частей карточной колоды. Существуют вольты для одной или для двух рук.
Престидижита́тор
(
фр.
prestidigitateur
, от
фр.
preste
— быстрый и
лат.
digitus
— палец) — в
цирке
, на
эстраде
,
фокусник
, использующий силу, ловкость, гибкость
пальцев
и особенно
запястий
рук
. Оперирует мелкими вещами (
картами
, шариками,
монетами
,
платками
, лентами и др.), появляющимися и исчезающими у него в руках. Название «престидижитатор» употреблялось главным образом в старом цирке, ныне престидижитаторов называют манипуляторами.
Jones, Jessica.
The Art of Cheating: A Nasty Little Book for Tricky Little Schemers and Their Helpless Victims
(англ.)
. —
Simon and Schuster
, 2007. —
ISBN 978-1416571384
.