Берлинская плеяда
- 1 year ago
- 0
- 0
Плеяда ( фр. La Pléiade ) — название поэтического объединения во Франции XVI века , которое возглавлял Пьер де Ронсар .
Первоначальное название группы — Бригада ; название «Плеяда» впервые возникает в 1553 году. Это же название использовала III века ( ). По аналогии с мифологическими Плеядами , семью дочерьми титана Атланта , численность участников объединения должна была составлять семь человек. Большинство участников объединения составляли соученики Ронсара по ( ). Кроме него, в группу входили Жоашен Дю Белле , Жак Пелетье дю Манс , ( ), Жан Антуан де Баиф , Понтюс де Тиар и Этьен Жодель (возможно, его впоследствии заменил Гильом Дезотель ). После смерти Жана де Лаперюза в 1554 году его место в объединении занял Реми Белло ; после смерти Пелетье дю Манса в 1582 году его заменил Жан Дора .
Первым серьёзным произведением группы стал её литературный манифест «Защита и прославление французского языка» (1549), традиционно приписываемый Жоашену Дю Белле (1522—1560), где ясно декларировались новые представления о национальной культуре и литературе . Автор связывал подъём и расцвет культуры с общенациональным подъёмом и процветанием; уровень развития культуры, таким образом, определялся уровнем развития государства и народа. При этом в манифесте прослеживается характерный для Ренессанса культ античности и декларирован лозунг подражания древним авторам. Художественная программа «Плеяды» утверждала приоритет французского языка и его равенство с латинским и итальянским, провозглашала высокое назначение поэта-творца. Язык провозглашался родом искусства, а поэзия — его высшей формой. Античное же наследие они считали стимулом для развития национальной литературы. Состав группы менялся, но ведущими в ней были Пьер Ронсар (1524—1585), Жоашен Дю Белле и Жан Антуан Баиф. В наибольшей степени дух культуры Возрождения и её идеалы были выражены в творчестве лидера «Плеяды» Ронсара .
Не следует считать Плеяду единой поэтической школой (при том, что приоритет Ронсара для всех участников группы был непререкаем). Общая установка Плеяды заключалась в отказе от традиционных (национальных) поэтических форм (в этом плане группа полемизировала с Клеманом Маро ), в отношении к поэзии как к серьёзному упорному труду (а не пустому времяпрепровождению, которому якобы предавались поэты школы великих риториков и тот же Маро) и в «воспевании духовного аристократизма» . Аристократизм этот питался характерной для эпохи Возрождения и связанной с влиянием неоплатонизма апологетической концепцией поэта. Последний призван стремиться к Красоте, активно прибегая к мифологической образности, неологизмам и лексическим заимствованиям, обогащая синтаксис характерными для латинского и греческого языков оборотами. Вместо средневековых жанров (кроме эклоги , элегии , эпиграммы , послания и сатиры , которые всё же надлежит сохранить) предлагалось обращаться к античным ( ода , трагедия , эпопея , гимн ) и характерным для Италии ( сонет ). Манифестом группы стал подписанный Дю Белле (но, судя по всему, сочинённый при активном участии Ронсара) трактат « Защита и прославление французского языка » ( La Deffence, et Illustration de la Langue Française , 1549). На рубеже 1550-х-1560-х годов позиция поэтов Плеяды, не без влияния общественно-политической ситуации, несколько изменилась: проявилась тенденция к углублению философичности, с одной стороны, и гражданского пафоса, с другой (впрочем, патриотическое чувство окрашивает собой и манифест Плеяды).