Interested Article - Тлауицкальпантекутли

Тлауицкальпантекутли , также Тлауискальпантекутли и Тла'уискальпантекутли ( науатль tlāhuizcalpan «вниз» + tecuhtli «господин, повелитель») — одно из основных божеств ацтекской мифологии , олицетворяющее утреннюю звезду Венеру . Тлауицкальпантекутли — один из 13 , отвечающий за 12 дней тресена ацтекского календаря .

Мифология

Тлауицкальпантекутли играет важную роль в сотворении Тонатиу — Пятого солнца в космогонической мифологии.

В « Memoriales » Торибио де Бенавенте и « Кодексе Чимальпопоки » сказано, что тольтекский правитель Топильцин Кецалькоатль стал утренней звездой после смерти . Кецалькоатль бросается в костёр , украсив свои регалии. Его пепел взмывал вверх, в жертву приносились множество красивых птиц, пока дух Кетцалькоатля покидал его сердце и, наконец, стал частью неба .

В «Анналах Куаутитлана» указывается дата его смерти — 1 Тростник из 52-летнего цикла от дня его рождения .

Во второй части «Кодекса Чимальпопоки» («Легенды о Солнцах») Тлауицкальпантекутли разозлился, когда бог солнца Тонатиу не проплыл по небу после сотворения, и выстрелил в Тонатуиу дротиком атлатля , но промахнулся и оказался ранен дротиком Тонатиу. В этот момент бог утренней звезды Тлауицкальпантекутли превратился в бога камня и холода Ицтлаколиуки . Тогда остальные боги Тескатлипока , Уицилопочтли , Ночпаллиикуэ, Япалликуэ, Шочикецаль принесли себя в жертву в Теотиуакане , чтобы солнце вновь поплыло по небу. Это дало начало новой эпохе .

Тлауицкальпантекутли — один из четырёх богов, кто поддерживает небо и связан с восточным направлением .

Поверия

Тлауицкальпантекутли на 10 странице

Считалось, Тлауицкальпантекутли вредит людям, стреляя дротиками. Согласно «Анналам Куаутитлана», после своей смерти Топильцин Кецалькоатль провёл 4 дня в Миктлане , где создавал дротики, прежде чем стать утренней звездой.

Анналы называют его жертв по дням ацтекского календаря :

  • 1 Аллигатор — пожилые люди;
  • 1 Ягуар, 1 Олень и 1 Цветок — маленькие дети;
  • 1 Тростник — знатные люди;
  • 1 Смерть — все;
  • 1 Движение — молодые люди;
  • 1 Дождь — нет дождя;
  • 1 Вода — засуха .

Календарь

Будучи повелителем 12 дня в священном ацтекском календаре « Тональпоуалли » Тлауицкальпантекутли также отвечает за тресену, начинающуюся на 1 Змея и заканчивающуюся на 13 Движение. В этом он связан с богом огня Шиутекутли .

Примечания

  1. Куприенко С. А., Талах В. Н. Сказания о Солнцах: Мифы и исторические легенды науа. — К. : Видавець Купрiенко С.А., 2014. — С. 211. — 382 с. — ISBN 9786177085118 .
  2. Мануэль Галич. . — Мысль, 1990. — 416 с. — ISBN 9785244004199 . 3 июня 2022 года.
  3. В. Талах. . — Издательские решения, 2018. — 569 с. — ISBN 978-5-4493-7678-7 . 3 июня 2022 года.
  4. . — Л. : Наука, 1981. — С. 24. — 236 с. 3 июня 2022 года.
  5. . Wired Humanities Project . University of Oregon: whp.uoregon.edu (1997). Дата обращения: 23 мая 2019. Архивировано из 3 декабря 2016 года.
  6. Richard F Townsend. . — London: Thames and Hudson, 1992. — С. 118. — ISBN 9780500021132 . 6 октября 2018 года.
  7. Toribio Motolinía, Luis García Pimentel, Francisco del Paso y Troncoso, Vicente de P Andrade, José María de Agreda y Sánchez. . — Méjico;: En casa del editor ;, 1903. — С. 57. 9 октября 2018 года.
  8. Durán, Diego; Ramírez, José Fer. nando; Mendoza, Gumesindo; Chavero, Alfredo (). Historia de las Indias de Nueva-España y islas de Tierra Firme. — México: Impr. de J.M. Andrade y F. Escalante, 1867. — С. 74.
  9. Bierhorst, John. History and Mythology of the Aztecs: The Codex Chimalpopoca. — Tucson: University of Arizona Press, 1992. — С. 36–37, 148–149. — ISBN 978-0-8165-1886-9 .
  10. . Ancient History Encyclopedia. Дата обращения: 23 мая 2019. 28 октября 2019 года.
  11. Quiñones Keber, Eloise. Codex Telleriano-Remensis: Ritual, Divination, and History in a Pictorial Aztec Manuscript. — Austin: University of Texas Press, 1995. — С. 175—176. — ISBN 0-292-76901-6 .
Источник —

Same as Тлауицкальпантекутли