Interested Article - Мифология ацтеков

изображение богини Чальчиутликуэ

Ацтекская мифология — совокупность мифов цивилизации ацтеков в центральной Мексике . Ацтеки относятся к науатль -говорящим группам, проживающим в центральной Мексике, и большая часть их мифологии похожа на мифологию других Мезоамериканских культур.

Есть несколько различных версий о происхождении ацтеков. По одной легенде, различные группы людей, которые должны были стать ацтеками, пришли с севера в долину Анауак возле озера Тескоко . Назначение этой долины и озера вполне понятно — это сердце современного Мехико . В другом мифе — предки мешиков -ацтеков пришли с места на севере, которое называется Ацтлана , последние из семи nahuatlacas (науатль-язычные племена, от tlaca, «человек»), чтобы совершить путешествие на юг, отсюда и их название «Ацтек». Другие заявляют о своём происхождении из Чикомостока («места семи пещер»), или из Тамоанчана (легендарного источника всех [ каких? ] цивилизаций).

Зарождение мифологии

Согласно легенде, когда мешики прибыли в долину Анауак вокруг озера Тескоко, они были наименее цивилизованными из всех групп, но мешики-ацтеки решили учиться, и они взяли всё, что могли, от других людей, особенно от древних тольтеков (которых они, кажется, частично спутали с более древней цивилизации Теотиуакана ). Для ацтеков тольтеки были создателями всех культур; слово «Toltecayotl» было синонимом культуры . Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с легендарным городом Толлан , который они также отождествляли с более древним Теотиуаканом.

По причине того, что Ацтеки сочетают в себе несколько традиций с их собственными более ранними традициями, у них было несколько мифов о сотворении. Один из них описывает четыре великих века, предшествующие нынешнему миру, каждый из которых закончился катастрофой, и «были названы в честь силы или божественного элемента, который жестоко покончил с каждым из них» . Коатликуэ была матерью сыновьям Сенцонуицнауа («Четыреста южан») и дочери Койольшауки . Она нашла мяч, наполненный перьями, и положила его за пояс, когда забеременела от Уицилопочтли . Её остальные дети стали с подозрением относиться к отцу и поклялись убить свою мать. Преследуемая своими детьми она родила на горе Уицилопочтли, но новорождённый Уицилопочтли победил большинство своих братьев, которые обратились в звёзды. Он также убил свою сводную сестру Койольшауки, разорвав ей сердце с помощью (синей змеи), и сбросил её тело вниз с горы. Подражая ему, ацтеки разрывали сердца их жертв и сбрасывали их тела вниз с храма.

Наш век (nahui-Ollin), пятый век или пятое создание, начался в древнем городе Теотиуакан. Согласно мифу, все боги собрались, чтобы пожертвовать собой и создать новый век. Хотя мир и солнце уже были созданы, привести время и солнце в движение, начать новую историю можно только принеся себя в жертву. Самый красивый и сильный из богов Тексистекатль должен был принести себя в жертву, но когда пришло время сделать это, он не смог прыгнуть в огонь. Вместо этого самый маленький и самый скромный из богов Нанахуатль принёс себя в жертву первым, прыгнув в пламя. Тем самым он привёл время и солнце в движение, начал историю. Униженный жертвой Нанахуатля Тексистекатль тоже прыгнул в огонь и стал луной .

Пантеон ацтекских богов по части мира, которой они управляют

Пантеон ацтекских богов по алфавиту

Ритуальная маска Шиутекутли (ок. 1500). На щеках стилизованное изображение бабочки более тёмного цвета. Коллекция Британского музея .

А

  • Айаутеотль ( аст. Ayauhtéotl ) — богиня инея и тумана, наблюдаемых только ночью или рано утром. Ассоциируется с тщеславием и знаменитостью.
  • Аколмистли ( аст. Acolmiztli ) — ацтекский бог Миктлана, подземного мира. Другое имя Аколнауакатль.
  • Аколнауакатль ( аст. Acolnahuacatl ) — бог подземного мира, синоним Аколмистли
  • Акуэкукиотисиуати ( аст. Acuecucyoticihuati ) — богиня океана, проточной воды и рек. Ипостась богини Чальчиутликуэ .
  • Амимитль ( аст. Amimitl ) — бог озёр и рыбаков.
  • ( аст. Atlacamani ) — богиня штормов, берущих начало в океане.
  • ( аст. Atlacoya ) — богиня засухи .
  • Атлатонин ( аст. Atlatonin ) — одно из имён ацтекской богини-матери .
  • Атлауа ( аст. Atlaua ) — «Владыка вод», могущественный бог воды. Ассоциируется со стрелой (атлатль). Также является богом-покровителем рыбаков.
  • ( аст. Atl ) — ацтекский бог воды .
  • Ацтлан ( Астлан ; аст. Aztlan ) — «Страна цапель», мифическая прародина ацтеков. В сказаниях описывается как остров посреди большого озера. Первоначально ацтеки, как и другие народы науа, считали своей прародиной Чикомосток — страну, находившуюся где-то на северо-западе от долины Мехико. Миф об Астлане возник после образования у ацтеков собственного государства.

В

И

  • Иламатекутли ( аст. Ilamatecuhtli ) — «Старая владычица», в мифологии ацтеков богиня, связанная с культом земли и маиса, первая жена Мишкоатля , одна из ипостасей богини земли и деторождения Сиуакоатль .
  • Ицлаколиуке ( аст. Itzlacoliuhque ) — бог обсидианового ножа, одно из воплощений Тескатлипоки
  • ( аст. Itzli ) — бог каменного ножа и жертвоприношений.
  • Ицпапалотль ( аст. Itzpapalotl ) — «Обсидиановая бабочка», богиня судьбы, связанная с культом растений. Первоначально была одним из божеств охоты у чичимеков . Изображалась в виде бабочки с крыльями, утыканными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с когтями ягуара на руках и ногах. Была убита Мишкоатлем.
  • Ишкуина ( аст. Ixcuina ) — «Пожирательница грязи»; богиня похоти, покровительница проституток и изменяющих супругов, одна из ипостасей Тласолтеотль .
  • Иштлильтон ( аст. Ixtlilton ) — «Чёрное личико», богиня медицины, здоровья и исцеления, а также празднеств и игр. Ей совершались жертвоприношения, когда ребёнок начинал говорить; больных детей лечили водой из кувшинов, стоявших перед статуей Иштлильтон.

К

  • Камаштли ( аст. Camaxtli ) — бог войны, охоты и судьбы. Творец огня. Один из четырёх богов, создавших мир. Является также племенным богом чичимеков.
  • Кетцалькоатль , (Тлауицкальпантеку(х)тли, Ээкатль , Кецалькоатль) ( аст. Quetzalcóatl (Tlahuizcalpantecuhtli, Ehecatl, Ce Ácatl Topiltzin Quetzalcóatl) )бог покровитель наук, искусства, именно он научил племена земледелию, играм, песням и танцам. Кецалькоатль — Пернатый змей (украшенный зелёными перьями птицы кецаль). Призывал отказаться от человеческих жертв, вести размеренный и праведный образ жизни. По одной из легенд был прибит морем к берегу, привязанным к доскам или брёвнам, был внешне не похож на местное население: светлокож, с красными волосами (возможно русыми, рыжими). Противники Кецалькоатля зло надругались над ним — напоили до беспамятства. Не помня, что он делает, он провел ночь с собственной сестрой, а утром, увидев, что натворил, ушел за море, но обещал вернуться и устроить суд, воздав каждому по делам его. Он даже называл дату возвращения. Его образ часто ассоциируют с Иисусом. А приехавших в Мексику конкистадоров приняли сперва за его предвестников.
  • Коатликуэ ( аст. Coatlicue ) — «Она в платье из змей»; также Коатлантонан, «Наша змеиная мать». Иногда отождествляется с Тетеоиннан («Матерью богов»), богинями Тоси и Сиуакоатль . В мифологии ацтеков богиня земли и огня. В ней одновременно заключено начало и конец жизни.
  • Койольшауки ( аст. Coyolxauhqui ) — «Золотые колокольчики». Богиня Луны, сестра Сенцонуицнауа , убита Уицилопочтли .
  • ( аст. Cochimetl ) — бог коммерции, покровитель торговцев, купцов.

М

Н

  • Нанауацин ( аст. Nanauatzin ) — ацтекский бог, который в начале Пятой эпохи мира бросился в огонь, став Солнцем.

См. также Тонатиу .

О

  • Омакатль ( аст. Omacatl ) — «две тростинки», бог праздников и веселья.
  • ( аст. Omecihuatl ) — богиня пропитания, ассоциируется с .
  • ( аст. Ometecuhtli ) — бог пропитания, ассоциируется с Тонакатекутли .
  • Ометеотль ( аст. Ometéotl )- Владыка двойственности. Иногда его изображали с двумя лицами — юноши и черепа (жизнь и смерть, молодость и старость).
  • Опочтли ( аст. Opochtli ) — бог-покровитель охоты.

П

С

Т

  • Тексистекатль ( аст. Tecciztecatl ) — мужская ипостась божества Луны.
  • Теночтитлан ( аст. Tenochtitlan ) — не бог, а город, столица ацтекской империи. Его жители — теночки. Место основания города по легенде было указано ацтекам после многолетних скитаний. Сидящий на кактусе орел со змеёй в лапах — именно такой знак искали теночки для того, чтобы осесть и основать город. Этот знак ныне на гербе Мексики. Находится в границах нынешнего Мехико.
  • Теотиуакан — «Место превращения в бога»; один из самых древних городов, существовал ещё до тольтеков.
  • Теояомкуи ( аст. Teoyaomqui ) — бог-покровитель мёртвых воинов.
  • Тепейоллотль ( аст. Tepeyollotl ) — бог гор, пещер и землетрясений.
  • Тескатлипока ( аст. Tezcatlipoca (Omácatl, Titlacauan) )- «Дымящееся зеркало», один из верховных богов, антипод Кетцалькоатля .
  • Тетеоиннан ( аст. Teteoinnan ) — одна из ипостасей богини-матери Тоси или Тласолтеотль .
  • Тлальтекутли ( аст. Tlaltecuhtli ) — «Владыка земли», чудовище, олицетворяющее землю.
  • Тлалок ( аст. Tláloc (Nuhualpilli) ), Тлалок-Науак, в мифологии ацтеков бог дождя. Он же Тлоке Науаке (см. ниже)
  • Тласолтеотль ( аст. Tlazoltéotl (Tlaelquani, Tlazolteotli , исп. Devoradora de la Mugre ) — «Пожирательница грязи», очищающая от недозволенных страстей, покровительница проституток и изменяющих супругов.
  • Тлауискальпантекутли (Тлауицкальпантеку(х)тли) см. Кецалькоатль
  • Тлоке Науаке ( аст. Tloquenahuaque ) — бог дождя. Его символизировали дождевые струи (дожди были редкими и очень желанными) и верёвки.
  • ( аст. Tonacacihuatl )
  • Тонакатекутли ( аст. Tonacatecuhtli ) — «Владыка нашего существования», верховный бог-творец, супруг .
  • Тонанцин ( аст. Tonantzin ) — «Наша мать», ипостась Сиуакоатль .
  • Тонатиу ( аст. Tonatiuh ) — бог Солнца и неба, покровитель воинов, управляет нынешней 5-й эпохой.
  • Тоси ( аст. Toci ) — «Наша бабушка», богиня-мать, богиня земли и исцеления.

У

Ч

Ш

  • Шилонен ( аст. Xilonen ) — богиня кукурузы (двойник Сентеотля ), домашнего очага.
  • Шипе-Тотек (наш господин ободранный) ( исп. Xipe Tótec Nuestro Señor Desollado ) — божество времён года.
  • ( аст. Xiuhcoatl )
  • Шиутекутли ( аст. Xiuhtecuhtli ) — «Владыка года», бог огня, властелин вулканов.
  • ( аст. Xócotl )
  • Шолотль ( аст. Xolotl )
  • ( аст. Xochiquetzal ) — богиня цветов.
  • Шочипилли ( аст. Xochipilli ) — Бог Цветов Шочипилли, «божество-покровитель священных галлюциногенных растений» и «цветистых снов». «Xochi» или «xochitl» на языке науатль означает «цветок», в то время как «pilli» означает «принц» или «ребенок». Шочипилли — принц цветов, любви, игр, красоты, песен и танцев. Шочипилли — бог изменённого состояния сознания, вызванного цветком, но он же — бог изменённого состояния сознания, вызванного песней. Шочитль (цветок) порождает куикатль (песня), и наоборот.

Э

Я

Мудрецы и культурные герои

Примечания

  1. Miguel León Portilla. . — Paulist Press, 1980. — С. 40. — 324 с. — ISBN 9780809122318 . 29 мая 2020 года.
  2. Michael E. Smith. // Latin American Antiquity. — Oxford: Blackwell Publishers, 1996. — Т. 8 , вып. 03 . — С. 284 . — ISSN . — doi : .

Литература

Ссылки

  • (недоступная ссылка) в энциклопедии «Мифы народов мира», выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1987—1988 годах.
Источник —

Same as Мифология ацтеков