Interested Article - Витория, Франсиско де

Памятник в родном городе Витория

Франсиско де Витория ( Francisco de Vitoria ; ок. 1486 — 12 августа 1546 ) — испанский теолог- доминиканец и правовед эпохи Возрождения , основоположник Саламанкской школы , один из зачинателей международного права .

Биография

Уроженец Страны Басков , вступил в доминиканский орден в одном из монастырей Бургоса . В продолжение 16 лет учился и читал лекции в Сорбонне . По возвращении в Испанию в 1523 году преподавал сначала в Вальядолиде , затем в Саламанке . Состоял в переписке с Карлом V , который испрашивал его мнения относительно разводов Генриха VIII и надлежащего отношения к индейцам . С 1526 года занимал кафедру богословия в Саламанкском университете .

Учение

Экономические воззрения де Виториа, как и других представителей Саламанкской школы , предвосхищали меркантилизм . В своих лекциях о войнах с французами де Витория подчёркивал их пагубность для христианского мира и отмечал варварство с обеих сторон. Положения его доктрины о войне и мире по ряду пунктов предвещали Гуго Гроция :

  • Объявлению войны обязательно должны предшествовать попытки решить конфликт мирным путём.
  • Воюющие стороны обязаны принимать все зависящие от них меры, чтобы во время боевых действий не страдало мирное население.
  • Если подданный короля придерживается пацифистских взглядов , он имеет право отказаться от призыва в действующую армию .

В работе «De Potestate Civili» (1528) Витория рассуждает о сообществе суверенных держав как о неком живом органическом целом, totus orbis, как о «всемирной республике», построенной на человеческой солидарности как высшем принципе. В трактате «De Indis» (1539) развивает популярную в то время идею о jus communicationis et societatis humanae — принципе естественного права общения, свободного перемещения, гостеприимства и торговли; такое естественное право проистекает из общего родства людей и общего предназначения земных благ. В «Лекции о политической власти» totius orbis превращается в республику, наделённую законодательной властью, завершающую jus gentium , находящееся в основании totius orbis auctoritate. Этому международному сообществу принадлежит общее благо (в лекции «De jure belli»). По мнению Витории, обязанности по сохранению мира лежат на государях — не в силу договора, но в силу естественного права .

Де Витория одним из первых поставил под сомнение справедливость колонизации Нового света европейцами. Обращение в христианство, с его точки зрения, должно быть актом доброй воли. Насильственная христианизация язычников противоречит сути христианского вероучения. Колониальные войны допустимы только с целью защиты туземцев от каннибализма и человеческих жертвоприношений , которые практикуют их сородичи. Массовое истребление туземцев не имеет никакого оправдания .

Де Виториа требовал, чтобы в управлении колониями применялись те же стандарты, что приняты в управлении провинциями метрополии. Индейцы — такие же подданные короля, как и любой житель Севильи . Папа римский , по мысли Витории, не имеет права распределять земли в Новом свете между христианскими правителями. Его дело — координировать миссионерскую деятельность , не более того. Впоследствии во время вальядолидских дебатов эти взгляды отстаивал Бартоломе де лас Касас .

Подсчитано, что лекции Франсиско де Витория прослушало не менее 5 тысяч студентов, которые разнесли его учение по всей Европе . Его собственные сочинения почти не сохранились. Взгляды мыслителя известны благодаря конспекту его лекций ( Relecciones teologicas ), который был опубликован в 1557 году в Лионе . Известно, что учёный ежегодно пересматривал свой лекционный курс и, в отличие от большинства современников, никогда не отказывался отвечать на вопросы студентов.

Труды

  • De potestate civili , 1528
  • Del Homicidio , 1530
  • De matrimonio , 1531
  • De potestate ecclesiae I and II , 1532
  • De Indis , 1532
  • De Jure belli Hispanorum in barbaros , 1532
  • De potestate papae et concilii , 1534
  • Relectiones Theologicae , 1557
  • Summa sacramentorum Ecclesiae , 1561.

Важным является его обширные комментарии к трудам Фомы Аквинского , сохранившиеся только в виде рукописи.

Примечания

  1. Katalog der Deutschen Nationalbibliothek (нем.)
  2. Francisco Vitoria // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Francisco De Vitoria // (англ.)
  4. Bibliothèque nationale de France Vitoria, Francisco de (1483?-1546) // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  5. James Brown Scott. : Francisco de Vitoria and His Law of Nations . London: Humphrey Milford, 1934.
  6. (англ.) . Encyclopædia Britannica .
  7. . Дата обращения: 22 февраля 2016. 4 марта 2016 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Витория, Франсиско де