Кафедральный собор Палермо
- 1 year ago
- 0
- 0
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы ( исп. Catedral Metropolitana de la Asunción de la Santísima Virgen María a los cielos ) — католический храм в столице Мексиканских Соединённых Штатов городе Мехико . Один из самых больших и самых древних соборов в колониальной Америке , кафедра католического архиепископа Мехико . Расположен на вершине холма в центре Мехико — на северной стороне площади Конституции . Вместе с ризницей (Саграрио Метрополитано) и Национальным дворцом, собор образует величественный ансамбль центральной площади мексиканской столицы.
После испанского завоевания столицы империи ацтеков Теночтитлана , конкистадоры разрушили храм бога войны Уицилопочтли . Из камней разрушенного ацтекского святилища и на том же самом месте было решено построить христианскую церковь . Строительство трёхнефной церкви — престола первого епископа Нового Света Хуана де Сумаррага — осуществлялось с 1524 по 1532 год под руководством архитектора Мартина де Сепульведа. Первый камень в основание собора был заложен лично Эрнаном Кортесом . Однако первая церковь простояла лишь полвека — скоро её размеры перестали соответствовать важности столицы Новой Испании . На месте первой церкви находится сейчас северо-восточная часть современного собора.
Уже в 1544 году король Испании Филипп II принял решение создать для архиепископа Новой Испании новый, более величественный собор, призванный символизировать окончательное утверждение испанской короны в Новом Свете. Строительство храма, начатое в 1573 году вокруг существующей церкви архитекторами Клаудио де Арсиньега и Хуаном Мигелем де Агуэро, продолжалось до 1813 года. Всё время своего существования собор оставался важнейшим религиозным и государственным центром. В 1864 году во время Второй Мексиканской империи , император Максимилиан Габсбург и императрица Шарлотта Бельгийская были коронованы именно в этом соборе. Во времена антирелигиозной борьбы президента Плутарко Элиаса Кальеса собор был закрыт (с 1926 по 1930 год). В 1962 году пожар уничтожил значительную часть интерьера собора. Однако в ходе последовавших за пожаром реставрационных работ был обнаружен ряд скрытых ранее важных исторических документов и произведений искусства . В 2008 году колокола собора били во время заседания Верховного суда Мексики по вопросу легализации абортов , выражая протест католической архиепархии .
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Мехико является одним из великолепных представителей колониальной архитектуры Нового Света, сочетающим черты ренессанса , барокко и неоклассицизма . Первые архитекторы собора вдохновлялись величественными испанскими образцами, такими как и кафедральный собор в Малаге .
Собор представляет собой пятинефную базилику из серого камня и гранита , имеющую в плане форму латинского креста и увенчанную массивным центральным куполом высотой 65 метров. Длина центрального нефа собора — 110 метров , ширина — 55 метров; 51 свод поддерживается 74 арками на 40 столбах . Четыре фасада собора украшены богато оформленными порталами в обрамлении колонн и статуй .
Барочный главный портал собора, выходящий на юг, — самый высокий — находится в центре главного фасада. Здесь мы увидим скульптурные изображения апостолов Петра , Павла , Андрея Первозванного и Иакова . Прямо над дверью находится горельеф Успения Девы Марии , которому посвящён собор. Выше располагается резной герб Мексики , представляющий собой орла с распростёртыми крыльями. Над порталом водружена башня с часами, украшенная статуями Веры, Надежды и Любви скульптора .
На двух 70-метровых башнях собора, расположенных слева и справа от главного портала, находится 25 колоколов (18 на восточной и 7 на западной башне). Самый большой колокол, посвящённый святой Марии Гваделупской , весит более 13 тонн. С юга к собору примыкает здание ризницы Саграрио Метрополитано, построенной в середине XVIII века архитектором Лоренсо Родригесом. Фасад ризницы отличается особым великолепием. На фоне красно-коричневого камня ярко выделяется обилие филигранных архитектурных деталей и скульптур, высеченных из светлого песчаника . Резные порталы ризницы напоминают своей пышностью ретабло — богато украшенный католический алтарный образ.
Учитывая, что фундамент собора заложен на бывшем дне озера, за четыре с половиной столетия собор дал неравномерную осадку. В результате тектонических смещений и падения уровня грунтовых вод , здание опустилось в среднем на 3 метра ниже уровня площади. Огромные башни осели больше, чем само здание собора, что повлекло за собой искривление фундамента, заметное невооружённому глазу. По этой причине собор был даже внесён в список 100 памятников, в наибольшей степени находящихся под угрозой исчезновения. Однако восстановительные работы 90-х годов XX века стабилизировали состояние собора, и в 2000 году он покинул скорбный список .
У западной стены собора ежедневно собирается небольшой рынок , где местные ремесленники (плотники, скульпторы, паяльщики) выставляют свои произведения.
Интерьер собора выполнен в стиле ренессанса , отличаясь пышностью и великолепием. Стены, колонны и своды собора богато украшены золотом, перламутром , слоновой костью . С золотым убранством гармонируют витражи , заливающие собор ярко-жёлтым светом. В соборе пять роскошных алтарей , не считая ретабло, находящихся в капеллах. Главная святыня собора — Алтарь Отпущения, изготовленный в XVII веке Мануэлем Тольса из мрамора , оникса и золота. Службы перед этим алтарем совершаются только в большие праздники. Резной хор собора из тёмно-вишнёвого дерева, украшенный фигурами святых и священников, создан в конце XVII века Хуаном де Рохасом. Два органа собора являются крупнейшими органами XVIII века в Латинской Америке. В крипте — подземной усыпальнице собора — в гробницах XVI—XVII веков покоятся епископы Мехико.
Собор окружён шестнадцатью капеллами , четырнадцать из них доступны для посещения. Каждая капелла посвящёна одному из святых; капеллы имеют богато украшенный алтарь или ретабло , оформлены картинами, скульптурами, резной мебелью. Гордостью собора является роскошная Королевская капелла, или капелла Трёх Волхвов, с её резным «ретабло Королей», выполненным резчиком по дереву из Севильи Херонимо Бальбасом в первой половине XVIII века .