Его отец, певец
Фёдор Петрович Комиссаржевский
, в своё время тайно обвенчался в
Царском Селе
с дочерью офицера Преображенского полка Марией Николаевной Шульгиной, в браке с которой родились три дочери:
Вера
, Надежда и Ольга. Во время гастрольного турне Фёдор Петрович познакомился с польской княжной Курцевич, на которой вскоре женился; в этом браке в Венеции и родился в 1882 году сын Фёдор.
В 1910 году переехал в Москву. Через некоторое время (при участии
Казимира Бравича
и
Петра Ярцева
) открыл свою театральную школу. В студии поставил спектакли «
Фауст
» Гёте и «
Идиот
» Достоевского. Большое внимание уделял проблемам актёрского перевоплощения, придерживался традиционному построению спектакля и
системы Станиславского
.
Мастерская Комиссаржевского готовила универсальных актёров, кроме актёрского мастерства, владевших сценическим движением и вокалом. Среди актёров были
Игорь Ильинский
и
Михаил Жаров
. На основе школы-студии и при участии ряда бывших сотрудников «
Свободного театра
» Ф. Ф. Комиссаржевским и
В. Г. Сахновским
в
1914
году был организован
, в репертуар которого вошли «Гимн Рождеству» (по
Ч. Диккенсу
), «Каждый человек» (моралите XV в.), «
Скверный анекдот
» по Достоевскому (1915). В 1918 году ушёл из театра, и в 1919 году он закрылся. Но в 1924—1925 годах театр работал вновь, возобновлённый Сахновским. Были поставлены: «Отжитое время» («Свадьба Кречинского» и «Дело» А. В. Сухово-Кобылина, режиссёр Н. О. Волконский), «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю (режиссёр Сахновский) и др.
У Ф. Ф. Комиссаржевского было много жён, но официальных, по некоторым сведениям, всего три. Первой женой была молодая актриса
Елена Комиссаржевская
(ур. Акопян, 1895—1981), впоследствии жена основателя «
Летучей мыши
»
Н. Ф. Балиева
и артистка труппы «Le Théâtre de la Chauve-Souris».
С
1923
по
1924
год поставил на сцене
Театра Елисейских полей
спектакли: «Дорога в Лувр» А. Милна (на английском языке), «Клуб мандариновых уток» А. Дювернуа и П. Фортуни, «Дуэнья» Р. Шеридана. Был приглашен режиссёром
Английского театра
.
В
1925
году открыл свой частный маленький театр «L’Arc-en-Ciel». В
1931
году сделал свою инсценировку и эскизы костюмов для «
Пиковой дамы
» А. Пушкина, спектакль был поставлен на сцене театра «Madeleine» французским составом труппы Н. Балиева «
Le Théâtre de la Chauve-Souris
»
Фёдор Комиссаржевский первым браком был женат на русской актрисе
Е. А. Балиевой
(1895—1981), вторым на английской актрисе
Пегги Эшкрофт
и третьим браком сочетался с Эрнестин Стоделл (
, 1912—2008)
известной танцовщице балета модерн. Через два года после смерти Фёдора, в 1956 году, Эрнестин Стоделл вышла замуж за известного литературного критика
(
), вдовца, у которого были дочери Элизабет (Elizabeth Huss) и Маргарет (Margaret Davis), которая брала уроки в студии Стоделл и познакомила их.
— сын Елены Акопян и Фёдора Комиссаржевского
Таня Метакса (Tanya K. Metaksa), 1936 г.р. — дочь Эрнестин Стоделл и Фёдора Комиссаржевского
Кристофер Комиссаржевский — сын Эрнестин Стоделл и Фёдора Комиссаржевского.
Бенедикт Комиссаржевский, 1947 г.р. — сын Эрнестин Стоделл и Фёдора Комиссаржевского
Джон Чэмберлен-мл. (John Chamberlain Jr.) — сын Эрнестин Стоделл и Джона Чэмберлена
Через 57 лет после смерти Комиссаржевского, 13 октября 2011 года, тридцатилетний
приёмный
сын
Бенедикта (сына режиссёра)
, Джошуа, решением
суда присяжных
штата
Коннектикут
был признан виновным в
зверских убийствах
.
9 декабря 2011 года суд присяжных рекомендовал приговорить Джошуа к
смертной казни
.
1999
—
Ф. Ф.Комиссаржевский.
«Я и Театр» = Мемуары. Дневники. Письма (Переписка Ф.Ф. Комиссаржевского) / Перевод И.Л. Алпатовой. —
М.
: Искусство, 1999. — 278 с. —
ISBN 5-210-01355-3
.
2000
—
Поль Фор. Поль Мари Верлен. Морис Метерлинк. Шарль Ван Лерберг. Антонен Арто.
«Французский символизм. Драматургия и театр» = «Le symbolisme francais: La dramaturgie et le theatre» / Составитель: Вадим Максимов. Перевод: Федор Комиссаржевский.. —
М.
: Ars Pura. Французская коллекция, 2000. — 480 с. —
4000 экз.
—
ISBN 5-93762-002-X
.
2000
—
Ф. Ф.Комиссаржевский.
«Письмо Ф. Ф. Комиссаржевского правлению художественно-просветительного союза рабочих организаций (сезон 1918/1919 г.)» = «Оперная режиссура: история и современность» (Сборник статей и публикаций). —
М.
: РИИИ, 2000. — С. 118—120. — 480 с. — (Антология). —
250 экз.
—
ISBN 5-86845-035-3
.
2009
— Горестный эпистолярий. Письма Ф. Ф. Комиссаржевского В. Г. Сахновскому, О. Д. Каменевой, А. В. Луначарскому и др.
1915
—
1919
. Публ., вст. ст. и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 324—351.
ISBN 978-5-91674-027-1
Канва судьбы. Ф. Ф. Комиссаржевский. Автобиография. Приложение: Письма Ф. Ф. Комиссаржевского К. С. Станиславскому (1910—1915) / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 792—820.
Хроника несостоявшегося возвращения. Ф. Ф. Комиссаржевский — Е. К. Малиновская: письма 1917—1934. Приложение: Письмо Н. Я. Береснева Ф. Ф. Комиссаржевскому (1924) / Публ., вступит. статья и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 369—418.
«Великий герцог без трона, без родины и без денег». Письма Ф. Ф. Комиссаржевского к М. А. Бенуа 1930-х годов / Публ., вступит. статья и коммент. М. В. Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 419—458.
Публиковал статьи по вопросам театра в журналах «Студия» и «Маски».
Некоторое время жил в доме № 8 по
Настасьинскому переулку
. Здесь же, в особняке конца XIX века (№ 5, стр. 1) находился возникший из студии театр имени В. Ф. Комиссаржевской, которым он руководил.
Примечания
↑
Theodore Komisarjevsky //
(англ.)
— 2000.
Театральная энциклопедия. В пяти томах + дополнительный том 2. — Советская энциклопедия, 1963. — 1216 с. —
43 000 экз.
Энциклопедия «Театр: Балет, опера, драма» (в трёх томах) = CD. — Кордис & Медиа, 2003.
К. С.
Театр ХПСРО // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). —
М.
: Советская энциклопедия, 1965. —
Т. 5
.
Richard E.Menneen.
«Theodor Komisarjievsky's Production of The Merchant of Venict». — Theatre Journal. —
1979
. — С. 386.
Alison Leigh Cowan (2008-01-09).
(неопр.)
.
The New York Times
.
из оригинала
12 февраля 2015
. Дата обращения:
12 декабря 2011
.
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
В 1954 году, когда умер Ф. Ф. Комисаржевский Бенедикту было 7 лет. Далее, с
1956 года
, все происходящие события относятся к истории семьи Чэмберлен — Стоделл
Кончина Е. А. Балиевой // НРС. Новое русское слово (Нью-Йорк). 1981. 17 марта.
Ксения Образцова.
(неопр.)
. Pravda.ru (10 ноября 2010).
24 февраля 2012 года.
Alison Leigh Cowan (2007-07-31).
(неопр.)
.
New York Times
.
из оригинала
16 октября 2017
. Дата обращения:
24 октября 2011
.
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
(неопр.)
. Дата обращения: 9 ноября 2010.
9 ноября 2010 года.
Deb Feyerick, Brian Vitagliano. (2011-12-09).
(неопр.)
.
CNN
.
из оригинала
12 февраля 2015
. Дата обращения:
12 декабря 2011
.
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
(неопр.)
. Дата обращения: 23 января 2015.
23 января 2015 года.
Литература
1928 —
Крыжицкий Г.
. —
М.
—
Л.
, 1928.
1954 —
Сазонова Ю
. Ф. Ф. Комиссаржевский //
Новое русское слово
. — Нью-Йорк, 1954.— 16 мая (№ 15359). — С. 2.
1961 —
Ильинский И.
«Сам о себе». —
Л.
, 1961.
1972 —
Гатова Л
. Путь актрисы: В Америке. Письма // Новое русское слово. — Нью-Йорк, 1972. — 9 января (№ 22489).— С. 4.
1976 —
Любомудров М.
«Ф. Ф. Комиссаржевский – режиссёр и теоретик сцены» = У истоков режиссуры. —
1976
.
1979 —
Richard E. Menneen.
. — Theatre Journal. — The Johns Hopkins University Press, 1979. — С. 386.
1991 —
Бартошевич А.
«Федор Комиссаржевский. Чехов и Шекспир» //
Московский наблюдатель
. — 1991. —
Вып. 11
.
1997 —
Иванов В. В
. Федор Федорович Комиссаржевский // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997. С. 299—301.
2008 —
М. Авриль, Т. Гладкова, В. Лосская (Париж); Л. Мнухин, Н. Осипова, Т. Полуэктова, О. Ростова, Н. Рыжак, В. Телицын (Москва).
= Биографический словарь в трёх томах. —
Дом-музей Марины Цветаевой
. —
М.
: Наука, 2008—2010. —
ISBN 978-5-02-036267-3
.
от 26 января 2012 на
Wayback Machine
2009 — Горестный эпистолярий. Письма Ф. Ф. Комиссаржевского В. Г. Сахновскому, О. Д. Каменевой, А. В. Луначарскому и др. 1915—1919 / Публ., вступит. статья и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 324—351.
2019 — Хроника несостоявшегося возвращения. Ф. Ф. Комиссаржевский — Е. К. Малиновская: письма 1917—1934. Приложение: Письмо Н. Я. Береснева Ф. Ф. Комиссаржевскому (1924) / Публ., вступит. статья и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 7 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 369—418.
2019 — «Великий герцог без трона, без родины и без денег». Письма Ф. Ф. Комиссаржевского к М. А. Бенуа 1930-х годов / Публ., вступит. статья и коммент. М. В. Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 7 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 419—458.