Interested Article - Морфология сказки

« Морфоло́гия ска́зки » (в более поздних изданиях также «Морфология волшебной сказки») — работа В. Я. Проппа , опубликованная в 1928 году , в которой автор раскрывает строение волшебных сказок на материале выборки из ста сказок из сборника « Народные русские сказки » А. Н. Афанасьева . «Морфология...» стала одним из наиболее популярных исследований фольклористики XX века, а идеи Проппа оказали непосредственное влияние на развитие структурализма и нарратологии .

Основные положения

Морфология сказки означает описание сказки по её составным частям и отношений частей друг к другу и к целому.

Изучая фольклор , Пропп заметил, что в сказке имеются постоянные и переменные величины. К постоянным относятся функции действующих лиц и их последовательность. Под функцией Пропп понимает действие персонажа с точки зрения его влияния на ход действия.

Четыре центральных положения, которые развиваются в «Морфологии…»:

  1. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказки.
  2. Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.
  3. Последовательность функций всегда одинакова. При этом данная закономерность касается только фольклора — искусственно созданные сказки ей не подчинены.
  4. Все волшебные сказки однотипны по своему строению, то есть содержат одинаковые функции.

К переменным параметрам относятся: количество и способы исполнения функций, мотивировки и атрибуты персонажей, языковой стиль.

Таким образом, исполняемые функции в их последовательности составляют единый композиционный стержень для всех волшебных сказок:

Похищает ли змей царевну или чёрт крестьянскую или поповскую дочку, это с точки зрения композиции безразлично. Но данные случаи могут рассматриваться как разные сюжеты.

Всего в волшебной сказке Пропп выделяет 31 возможную функцию. При этом многие функции расположены попарно (запрет — нарушение, борьба — победа, преследование — спасение и так далее). Также функции логически объединяются по кругам действий персонажей волшебной сказки, то есть в сказке имеется всего семь действующих лиц: герой, вредитель, отправитель, даритель, помощник, царевна, ложный герой.

В результате:

Отметая все местные, вторичные образования, оставив только основные формы, мы получим ту сказку, по отношению к которой все волшебные сказки явятся вариантами. Произведённые нами в этом отношении разыскания привели нас к тем сказкам, где змей похищает царевну, где Иван встречает ягу, получает коня, улетает, при помощи коня побеждает змея, возвращается, подвергается погоне змея, встречает братьев и т. д., как к основной форме волшебных сказок вообще.

Функции действующих лиц

Популярные герои русских сказок: Иван-царевич и жар-птица , Иван-царевич и лебедь, Иван-царевич и серый волк

В. Я. Пропп выделяет следующие функции, давая им краткое словесное обозначение и условный знак :

I. Один из членов семьи отлучается из дома ( отлучка , е)
II. К герою обращаются с запретом ( запрет , б)
III. Запрет нарушается ( нарушение , b)
IV. Вредитель пытается произвести разведку ( выведывание , в)
V. Вредителю даются сведения о его жертве ( выдача , w)
VI. Вредитель пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или её имуществом ( подвох , г)
VII. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу ( пособничество , g)
VIII. Вредитель наносит одному из членов семьи вред или ущерб ( вредительство , А).
VIII-a. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо ( недостача , a)
IX. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают ( посредничество , В)
X. Искатель соглашается или решается на противодействие ( начинающееся противодействие , С)
XI. Герой покидает дом ( отправка , ↑)
XII. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника ( 1-я функция дарителя , Д)
XIII. Герой реагирует на действия будущего дарителя ( реакция героя , Г)
XIV. В распоряжение героя попадает волшебное средство ( снабжение, получение волшебного средства , Z)
XV. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков ( путеводительство , R)
XVI. Герой и вредитель вступают в непосредственную борьбу ( борьба , Б)
XVII. Героя метят ( клеймение, отметка , К)
XVIII. Вредитель побеждается ( победа , П)
XIX. Начальная беда или недостача ликвидируется ( ликвидация беды или недостачи , Л)
XX. Герой возвращается ( возвращение , ↓)
XXI. Герой подвергается преследованию ( преследование, погоня , Пр)
XXII. Герой спасается от преследования ( спасение , Сп)
XXIII. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну ( неузнанное прибытие , X)
XXIV. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания ( необоснованные притязания , Ф)
XXV. Герою предлагается трудная задача ( трудная задача , З)
XXVI. Задача решается ( решение , Р)
XXVII. Героя узнают ( узнавание , У)
XXVIII. Ложный герой или вредитель изобличается ( обличение , О)
XXIX. Герою дается новый облик ( трансфигурация , Т)
XXX. Враг наказывается ( наказание , Н)
XXXI. Герой вступает в брак и воцаряется ( свадьба , С)

Значение выводов

Пропп отмечает, что на основной исторический вопрос «Откуда происходит сказка?» невозможно ответить без рассмотрения особенностей рассказа как такового: «Если мы не умеем разложить сказку на её составные части, то мы не сумеем произвести правильного сравнения. А если мы не умеем сравнивать, то как же может быть пролит свет, например, на индоегипетские отношения или на отношения греческой басни к индийской и т. д.?» .

Указывая на полное единообразие строения волшебных сказок, Пропп оставляет вопрос о происхождении сказок из одного источника историческому исследованию, которое вышло в 1946 г. под названием «Исторические корни волшебной сказки».

См. также

Примечания

  1. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2001. — 144 с.

Литература

  • Землянова Л. М. // Советская этнография . 1972. № 6.
  • Мелетинский Е. М. // Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. М., 1969. - С. 134 - 162.
  • Пропп В. Я. . — Л. : Academia, 1928.
  • Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 2000. - 416 с.
Источник —

Same as Морфология сказки