Interested Article - Арауканы
- 2021-02-20
- 3
Араука́ны , Мапу́че (самоназвание — mapuche , букв. «люди земли») — индейский народ в Чили и Аргентине .
Численность по разным оценкам до 1,5 млн чел., В Чили — 1,3 млн чел., в Аргентине — до 205 тыс. чел.
Говорят на изолированном арауканском языке ; большинство владеет испанским языком.
Большая часть — католики , с 1990-х годов возрождаются языческие культы.
Этноним
Название «арауканы» имеет несколько версий происхождения. Согласно первой версии, оно происходит от кечуа awqa , что означает «враг, противник» и суффикса множественного числа -kuna ( awqakuna — враги, неприятели), а окончательный вариант araucano — это результат закрепления слова в лексиконе испанцев . Согласно второй версии, название происходит от Arauco — слова, которым испанцы называли область расселения мапуче, которое, в свою очередь, является адаптированным вариантом Rag Ko , что означает «глинистая вода».
Ареал
В Чили мапуче живут в основном между реками Био-Био и Рио-Буэно , в провинциях Био-Био , Арауко , Мальеко , Каутин , Вальдивия , Осорно , Льянкиуэ , Чилоэ . В Аргентине — в провинциях Неукен , Буэнос-Айрес , Ла-Пампа , Мендоса , Рио-Негро , Чубут .
Арауканы делились на:
- северных ( ), живших к северу от реки Итата ,
- центральных , или собственно арауканов (мапуче) и
- южных арауканов ( уильиче ) — к югу от совр. г. Вальдивия.
История
Существовали матрилинейные роды ( кыга ) и племена ( айльяреуэ ). В XVI — XVII веках малочисленные пикунче ассимилированы испанцами, остальные образовали союз под руководством верховного вождя (токе), состоявший из трёх (с начала XVIII века — четырёх) объединений ( вутанмапу — «большая земля»), каждое из которых включало несколько племён и возглавлялось выборным военным вождём. В XVII — XVIII веках арауканы проникли на территорию Аргентины, частично ассимилировав и теуэльче (этот процесс известен как арауканизация ).
Подать Сантильяна
Фернандо де Сантильян являлся автором известной « », внедрённой в 1558 году в Чили — это были первые законы , регулировавшие отношения между испанцами и арауканами. Они были установлены из-за большого уменьшения населения от миграций и плохого обращения испанцев с индейцами .
Подать состояла в системе миты и заключалась в обязательстве касика группы индейцев посылать одного из шести индейцев на рудники и шахты, и каждого пятого на сельскохозяйственные работы. От работ освобождались женщины и лица, не достигшие 18 или старше 50 лет, и устанавливалось, что индейцев содержали энкомендеро , которые должны были лечить их от болезней, заботиться об обращении их в христианство , не обращаться с ними как со зверьми и не принуждать их к работам по воскресеньям и праздникам. Утверждалось существование системы алькальдов на шахтах , обязанных присматривать за дисциплиной промывателей золота.
4 июня 1559 года Фернандо вынес постановление о добром правлении, замирении и защите Чили .
Сопротивление испанцам
Племена мапуче оказывали ожесточённое сопротивление испанским завоевателям. Арауканы — единственный коренной народ в Южной Америке , который не был завоёван ни инками , ни испанцами.
В конце XIX — начале XX века « Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона » так описывал их борьбу против конкистадоров: " Отличаясь большою любовью к свободе и храбростью и располагая притом с 1585 постоянной кавалерией, арауканы более чем двести лет вели войну с испанцами и неоднократно (напр. в 1602 г.) разрушали испанские колонии в своей стране, пока наконец Испания в 1773 г. признала их независимость, хотя в очень ограниченных пределах. Их мужество и храбрость в этих войнах были воспеты различными поэтами, но с наибольшим блеском Алонсо-де-Эрсилла в произведении «Araucana» и Альваресом-де-Толедо в «Curen Indomito » .
Правители Мапуче
Титул: мапу-токи (глава народа).
- Мичималонко (ок. 1535—1543)
- Айявила (ок. 1545—1549)
- Линкойян (1549—1553)
- Лаутаро (1553—1557)
- Кауполикан (1557—1558)
- Колоколо (ок. 1570—1590)
- Пелантар (ок. 1598)
- Льентур (ок. 1630)
До XIX века — независимая территория.
- Антуан Орли де Тунан (Орели-Антуан I) (король Араукании и Патагонии 1861—1862, 1867—1871, ум. 1878).
В 1871 году территория Мапуче была разделена между Чили и Аргентиной .
Культура
Традиционная культура близка к культуре индейцев Центральных Анд: разводили лам , морских свинок , выращивали картофель (особенно уильиче), кукурузу ; у пикунче было развито поливное земледелие. Была развита металлургия меди. Общинные сельскохозяйственные работы ( мингако ) завершались праздником. Соседние общины объединялись для сооружения оросительных каналов или строительства нового дома.
Традиционное жилище — большой овальный (реже восьмиугольный) в плане дом ( рука ), с несколькими опорными столбами по продольной оси и тростниковой или соломенной крышей, часто спускающейся до земли.
Мапуче не были людоедами, но знали обычай «прокулон» — знатного пленника убивали ударом дубины, а его сердце воины вырезали и съедали, чтобы храбрость казненного перешла к ним. Казнь через «прокулон» испанского солдата видел и описал в своей книге «Счастливый пленник» Франсиско Нуньес.
Одежда — тканая из шерсти: рубахи, широкие штаны и пончо — у мужчин, широкие кофты, несшитые юбки и плащ — у женщин. Носили серебряные украшения (особенно женщины), тканые узорные пояса. Мужчины носили длинные волосы, повязывали голову платком, иногда надевали широкополые шляпы, женщины заплетали косы и повязывали голову шерстяными лентами.
Ритуалы — общинный праздник с молением верховному богу-громовнику Пильяну (нгильятун), строительство нового дома (рукатун), инициации , врачевательные обряды и др. — сопровождаются пением, танцами, ; ритуалами руководит шаманка (мачи), её атрибуты — вертикально поставленное бревно с выдолбленными ступеньками и бубен (мембранофон культрун) с камешками внутри и кожаной мембраной; крестообразная фигура на ней символизирует солнце и четыре радуги. Известен миф о спасении людей от потопа на горе, поднявшейся над водами, у чилийских арауканов — миф о былом господстве женщин, среди которых Луна, и победе мужчин.
Необрядовые мужские и женские песни исполняются с инструментальным сопровождением или без него. Среди инструментов — труба трутрука (дл. 2,5-6 м), флейта пифилка , колокольчики, погремушки.
У современных арауканов преобладает культура креольского типа. Общины ведут в основном традиционное натуральное хозяйство и мало интегрированы в национальную экономику. Занимаются скотоводством (овцы, в меньшей степени — лошади, крупный рогатый скот ), пашенным земледелием (гл. обр. пшеница и картофель), ремеслом (ткачество, обработка кожи, серебра, в меньшей степени производство керамики). Некоторые арауканы работают в угледобывающей промышленности.
Существуют общественные организации арауканов:
- в марте 1993 года создан Межрегиональный совет мапуче (Mapuche Inter-regional Council (CIM)) с центром в г. Темуко , входящий в Организацию непредставленных народов и наций (the Unrepresented Nations and Peoples Organization (UNPO), объединяет группы и организации в различных районах Чили с целью способствовать культурному, социальному и экономическому развитию арауканов;
- в Бристоле существует организация Международные связи мапуче (Mapuche International Link (MIL) (в 1978—1996 — Комитет по внешним связям мапуче Comité Exterior Mapuche (CEM);
- в 2000 в Нидерландах эмигрантами, покинувшими Чили в годы правления Пиночета , основан Фонд мапуче «Фолил» (Mapuche Foundation FOLIL) (Folil — «корни»).
Интересные факты
В конце 2006 года лидеры мапуче угрожали судебными разбирательствами корпорации « Microsoft » в связи с произведённым ею переводом операционной системы « Windows » на арауканский язык . Они утверждали, что компания должна была запросить у них разрешения на такое действие, однако не обратилась к ним . Происшедшее становится яснее в свете более значительных политических трений по поводу того, какой алфавит должен был стать стандартным для арауканского языка — последний являлся первоначально только устным.
Примечания
- (исп.) . // Biblioteca.serindigena.org. Дата обращения: 13 октября 2018. Архивировано из 10 февраля 2009 года.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Gideon Long. от 13 ноября 2020 на Wayback Machine // Reuters , 20.01.2007. (англ.)
- Gideon Long. (исп.) . // El Mundo (28 ноября 2006). Дата обращения: 2 сентября 2012. 12 сентября 2012 года.
Литература
- Берёзкин Ю. Е. Этническая история Чили // Этнические процессы в странах Южной Америки. М., 1981. С. 223-61.
- Берёзкин Ю. Е. Арауканы // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. С. 54-55.
- Cooper J. The Araucanians // Steward J.H. (Ed.) Handbook of South American Indians. Vol. 2. N.Y., 1963.
- Dowling Desmadryl J. Religión, chamanismo y mitología Mapuche. Santiago, 1973;
- Steward J.H., Faron L.C. Native Peoples of South America. N.Y., etc. 1959;
Ссылки
- Ирина Гантимурова . // hasta-pronto.ru, 12.08.2019
- // Взгляд , 24 декабря 2021
- /вебархив/
- на booknik.ru /вебархив/
- (англ.) (исп.)
- (англ.)
- 2021-02-20
- 3