Interested Article - Геенна
- 2020-07-29
- 1
Гее́нна ( ивр. גהנום, גהנם «Ге-гинном» , др.-греч. γέεννα огненная) — символ Судного дня в иудаизме и христианстве , в исламе является равнозначным слову « ад ».
Название образовано от названия долины Еннома к юго-западу от Иерусалима , где хананейцы занимались идолопоклонством, а позже ставшей местом свалки нечистот. Смрад, шедший от этой долины, сделал её впоследствии символом ада ( Матф. ).
Этимология
На др.-греч. γέεννα гéенна , встречается в Новом Завете , является фонетической транскрипцией иудео-арамейского языка евреев Вавилона ( ивр. גהנא гихана ).
В Коране «геенна» ( араб. جهنم , gahannam, джаханнам ) является синонимом ада и родственно другим словам из семитских языков ( ивр. גהנא , gēhannā ; ивр. גהנם , gehinnam ).
В Талмуде встречается как ивр. גהנם gehinnam или ивр. גהנום gehinnom . На еврейском ge hinnom буквально означает «долина Еннома», что известно в Танахе как gai ben-hinnom , буквально «долина сынов Еннома».
Долина Еннома
Можно заметить, что древнее ханаанейское название долины, которая находится к югу от Иерусалима, возле Солнечных ворот: «Хеенна огненная» — долина «Хенном» или «Бен Хенном» — долина сыновей Хеномовых. Считается, что название «Хенном» происходит от имени древне ханаанского божества подземного огня «Хен, Хин (Хна), Кен (Кна)», упоминаемого также и в текстах из Рас-Шамры (Угарита). Очевидно, что это одно из архаичных имён протоханаанейского Великого бога-отца раннеземледельческой религии, бога земли и преисподней. По одному из преданий бог Хна (Кен) и его супруга Хенат (Кенат) являлись родоначальниками (некоторых племён) ханаанеев. Не исключено, что именно это наименование («Хен, Хин (Хна), Кен (Кна)») мифического предка автохтонного населения Ханаана и послужило им как для самоназвания («Бен Хенном» — сыны Хена, Кена), так и для наименования страны (Кна(а)н — земля (долина) сынов К(е)на).
Долина Еннома, долина Енномовых ( Нав. ; Нав. ), или долина сыновей Еннома ( 4Цар. ; 2Пар. ; Иер. ) ( ивр. גיא בן הִנֹּם ) — одна из двух долин (вторая — Кедронская долина ) рядом со старым городом Иерусалим. Арабское название — Вади-эр-Рабаби. Изначально название этого места не было связано с наказанием и огнём. Долина эта находилась к югу от Иерусалима, неподалёку от т. н. «Солнечных врат». Очевидцы сообщали, что в этой долине сжигали мусор и мёртвых животных. На этом основании современные словари связывают эту территорию с местом наказания — место скопления негодного, разных отбросов, сжигаемых огнём.
Однако символика геенны имеет более глубокие корни. Следует помнить, что в древних культурах практически любое действие было действием ритуальным, религиозно-магическим. Сжигание мусора и мёртвых животных — не исключение. Долина Енном (или Хинном) была, соответственно, местом проведения различного рода языческих обрядов, связанных с огнём. В. В. Емельянов в своей книге указывает, что «знаменитая „долина Хинном“ (греч. „геенна“) находилась вблизи южных Солнечных ворот Иерусалима, а устраивавшиеся здесь языческие обряды включали проведение детей через огонь (в раннее время, возможно, человеческие жертвы палящему солнцу). Пророки Ветхого Завета, грозившие долине Хинном Божьей карой, проклятием и запустением, подготовили почву для гневных евангельских и коранических проповедей, обещающих отступникам и грешникам вечные огненные муки». И. Ш. Шифман в книге «Ветхий завет и его мир» также указывает: « Среди обычаев сиро-палестинского региона особое место занимало принесение в жертву (сожжение живьём) богу сыновей жертвователя, практиковавшееся обычно в критической ситуации. Такие жертвоприношения назывались по-финикийски молх, по-еврейски мóлех… Останки таких жертв хоронили на специальных кладбищах, называвшихся тофéт… Из еврейского ге Хинном („долина Хинном“) возникло слово „геенна“ ».
В Библии
В Ветхом Завете
Здесь был расположен Тофет — место, где, согласно Библии, идолопоклонники сжигали детей, приносившихся в жертву Молоху .
и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило.
— Иер.
Библия говорит, что после Божьего суда над Иерусалимом это место должно будет называться «долиной убиения» из-за недостатка места для погребения мёртвых ( Иер. ).
«Проклятая долина» как место вечных огненных мучений грешников упомянута в апокрифичной Книге Еноха .
Еврейский учёный Давид Кимхи в комментарии к ( Пс. ) приводит следующие исторические сведения о слове «гехинном»: « А место сие находится в земле, прилегающей к Иерусалиму, и место сие отвратительно; туда бросают нечистоты и трупы. Также там не переставая горит огонь, в котором сжигают нечистоты и кости трупов. Посему и суд над нечестивыми символически назван гехинномом ».
В Новом Завете
В Новом Завете слово «геенна» встречается 12 раз : семь раз в Евангелии от Матфея : , , , , , , ; три в Евангелии от Марка : , , ; по одному разу в Евангелии от Луки : и в Послании Иакова : . Из них 6 раз в контексте Судного дня :
- «кто скажет: „безумный“, подлежит геенне огненной» ( Мф. )
- «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было ввержено в геенну» ( Мф. )
- «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. )
- «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» ( Мф. )
- «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны , вдвое худшим вас» ( Мф. )
- «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» ( Мф. )
В иудаизме
В Мишне говорится о великом страхе раввинов перед Днём суда. « Передо мной два пути: один в Эдем, другой в геенну огненную, и я не знаю, каким путём меня поведут. Как же мне не плакать? »
Средневековое еврейское предание гласит, что в канун шаббата гаснут огни геенны, в которой грешники искупают свои грехи: а их души на время шаббата получают свободу. На исходе же шаббата эти погибшие души вновь возвращаются в геенну.
В православии
В простонародье понимается как ад, место вечных мук, место будущего наказания:
Погоди, не избѣжать тебѣ муки вѣчныя, тьмы кромѣшныя, скрежета зубовнаго… Огнь, жупелъ, смола кипучая, геенскія томленія…
— П. И. Мельниковъ. Въ лѣсахъ. 1, 3.
Однако такое объединение двух понятий — ада и геенны огненной — вводит в заблуждение. Поэтому иерей Даниил Сысоев разъясняет различие:
Согласно Библии, ада в конце мира не будет. Ад — это камера предварительного заключения. Вместо ада после конца мира будет геенна огненная. «Тогда отдало море мертвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» ( Откр. ) .
Смешение понятий «ад» и «геенна огненная» и подмена их одним термином «ад» с последующим применением к ним цитат о сокрушении ада приводит современного богослова А. И. Осипова к активно развиваемой им гипотезе так называемого « всеобщего спасения » .
Александр Мень пишет :
ГЕЕННА (евр. Генном) — долина к ю/з от Иерусалима. В эпоху царей там совершались ритуальные убийства в честь языческих богов. Впоследствии Г. была превращена в свалку, где постоянно поддерживали огонь. Начиная со II в. до н. э. Г. стала символом загробного воздаяния за грехи.
В исламе
Слово «геенна» на арабском языке джаханнам ( араб. جهنم ), родственно другим словам из семитских языков : арам. ܓܗܢܐ, gēhannā ; ивр. גהנם , gehinnam ; и является синонимом ада.
В Коране упоминается как место грядущего ужасающего наказания грешников:
Джаханнам — место назначенное им (грешникам) всем
— Коран
А (грешники) несчастные — в огне, для них там вопли и рёв
— Коран
Скажи тем, которые не уверовали: «Вы будете побеждены и собраны в Геенне. Как же скверно это ложе!»
— Коран
Воистину, неверующие расходуют своё имущество для того, чтобы сбить других с пути Аллаха. Они будут расходовать его, а затем будут сожалеть об этом, а вслед за тем они будут повержены. Неверующие будут собраны в Геенне,
— Коран
В тот день Мы скажем Геенне: «Заполнилась ли ты?» Она скажет: «Нет ли добавки?»
— Коран
Поистине, тех, которые не верили в Наши знамения, Мы сожжём в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим её другой кожей, чтобы они вкусили наказания
— Коран
Примечания
- греч. гéенна
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- . www.svob.narod.ru. Дата обращения: 1 апреля 2020. 3 февраля 2020 года.
- Bailey, L. R. Gehenna: The Topography of Hell. Biblical Archaeologist 49, no. 3 9.1986 p187-191
- Dalman, Gustaf. Jerusalem und sein Gelände. Schriften des Deutschen Palästina-Institutes, 4. Gütersloh 1930 ISBN 3-487-04403-X
- Smith, G. A. Jerusalem: The Topography, Economics and History from the Earliest Times to A.D. 70. London 1907.
- Thayer, H. Greek Lexicon GEHENNA
- Емельянов В. В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб., 1999. — С. 90, прим. 1.
- Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир. — М.: Политиздат, 1987. — с. 197—198
- / Соч. свящ. Александра Смирнова. — Казань : тип. Ун-та, 1888. — 489, IV с.]
- Philippe Mattmann. от 23 июля 2016 на Wayback Machine . Leer-e, 2013. С. 159. (англ.)
- . bibleapps.com. Дата обращения: 30 июня 2016. 25 сентября 2016 года.
- Milikowsky, C. 1988. Which Gehenna? Retribution and Eschatology in the Synoptic Gospels and in Early Jewish Texts. NTS 34 Кембридж. 238—249
- фраза «сын геенны» используется в Талмуде. Талмуд b. Ros. Has. 17b
- «He who speaks much with a woman draws down misfortune on himself, neglects the words of the Law, and finally earns Gehenna.» (Mishnah Aboth 1,5)
- Мишна m.Qidd. 4.14; m.Abot 1.5; 5.19, 20
- от 7 мая 2010 на Wayback Machine
- Tosefta (t. Ber. 6.15)
- Талмуд b. Ros Has 16b7a; b. Ber. 28b t. Sanh. 13.3
- Мидраш M.Tehillim 31.3
- Shachar 1975, с.4
- Вопросы священнику Даниилу Сысоеву. — М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2013. Стр. 130
- . Дата обращения: 5 декабря 2015. 28 марта 2016 года.
- от 24 октября 2016 на Wayback Machine // ruskline.ru, 05.09.2016.
- Иерей Георгий Максимов . , см. с 14:13 до 16:14.
- Мень, А. В. Сын Человеческий. — Брюссель, 1969.
Ссылки
- // Православная Богословская Энциклопедия. Том 4. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Ф. Ринекер, Г. Майер. Долина сыновей Еннома // Библейская энциклопедия Брокгауза . — 1994.
- .
- 2020-07-29
- 1