Коренные народы
- 1 year ago
- 0
- 0
Коренные народы Мексики ( исп. pueblos indígenas de México ) они же мексиканские индейцы — индейцы и коренные жители Мексики, населявшие её земли до прихода испанцев . Коренные мексиканцы состоят из множества национальностей, племён и являются третьим крупнейшим этносоциальным обществом после метисов и креолов (потомков испанских переселенцев).
Согласно «Национальной комиссии по развитию коренных народов» ( исп. Comisión Nacional para el Desarrollo de los Pueblos Indígenas ) и официальной переписи населения, по состоянию на 2015 год в Мексике 25,694,928 человек причислили себя к тем или иным индейским народам , что составляет 21,5 % от общего населения Мексики .
Вторая статья конституции Мексики гласит, что мексиканцы являются поликультурной нацией, в состав которой входят разные этнические группы Мексики, в том числе и индейцы .
Точное число коренных Мексиканцев невозможно определить, как следуя второй статье конституции Мексики, перепись населения учитывает людей не по национально-расовым критериям, а по культурной идентичности. То есть преимущественно представителей индейских сообществ и поселений, владеющих родным языком, которые также остались верны своим традициям, верованиям и культуре .
Определение индеец ( indigena ) на практике применимо чаще всего к человеку, владеющему одним из 89 индейских языков Мексики. Помимо этого официально индейцами могут считаться те, кто не владеют индейскими языками, но идентифицируют себя с тем или иным коренным народом и его культурой. По этой причине общее число «индейцев» сильно варьируется от одной статистики к другой. При этом левые активисты и правозащитники обвиняют власти в «статистическом геноциде», намеренном создании неясных критерий для того, чтобы искусственно понизить долю «индейцев» среди общего населения .
Согласно второй конституции Мексики, каждый житель Мексики имеет права на самоопределение, в том числе и индейское, а также имеет:
В Мексике официально признаны 89 индейских языков в качестве региональных, которые на территории своего распространения могут быть официально использованы наравне с испанским . Согласно официальной статистике населения, индейскими языками владеет 5,4 % от общего населения, что в 2 раза меньше, чем количество тех, кто просто причислил себя к индейским народам. . Статус коренных мексиканцев также присваивается потомкам индейцев США, бежавших в Мексику в XIX веке , а также индейцам Гватемалы , мигрировавших в Мексику в 80-е годы и на них также распространяются права по сохранению культуры .
Территории современной Мексики были населены множеством разных индейских народов. В общем территорию будущей Мексики принято делить на 2 основных региона: Мезоамерику , ставшею цитаделью разных высокоразвитых культур и государств-городов, которые были в результате уничтожены испанскими конкистадорами в XVI веке, и Аридоамерику , также распространяющуюся на штаты США — Аризону и Нью-Мексико — или просто Северный тропик , представляющий собой засушливые долины, населённые кочевыми или полукочевыми индейскими группами . Аридоамерика практически не была представлена какими либо развитыми цивилизациями, хотя в определённое время там существовали достаточно развитые культуры, например, Могольон , Касас-Грандес и Куарента-Касас . Однако эти культуры всё равно по уровню развитости не сравнимы с цивилизациями Мезоамерики.
Сама Мезоамерика была населена разными этническими группами индейцев , многие из которых создали высокоразвитые города-государства с уникальной культурой. В результате близкого соседства и взаимного культурного обогащения, данные цивилизации стали обладать похожими признаками — например, храмы строились на высоких пирамидах, так как индейцы верили, то таким образом они становятся ближе к богам.
Одной из самых древнейших и влиятельных культур Мезоамерики, существовавшей до нашей эры считается цивилизация ольмеков , которую принято называть «Матерью культур Мезоамерики», особенно она повлияла на формирования культуры майя . В первом тысячелетии нашей эры самой влиятельной культурой принято считать цивилизацию Теотиуакана , которая на момент своего существования была шестым крупнейшим городом в мире , а также значительно повлияла на образование культурного кластера разных цивилизаций мексиканской долины, в том числе миштеков , сапотеков , тольтеков и ацтеков . Доказательства влияния Теутиуакана были найдены при раскопках в его руинах, районы которых населяли разные национальные общины, а также наличие соседних городов-побратимов. Похожая модель городского общества была устроена веками позже в Теночтитлане , столице Ацтекской империи .
Цивилизация майя хотя тоже формально является частью Мезоамерики, представляла собой другой культурный кластер со своей уникальной культурой, архитектурой и письменностью, и представляла собой совокупность множества небольших городов-государств среди джунглей с культурным и языковым сходством. Сама цивилизация на момент начала конкисты была уже очень древней и находилась в общем упадке.
Учёными и академиками было официально признано, что все культуры Мезоамерики, Аридоамерики и юго-запада США развили мощную торговую сеть, оказывающую сильное культурное взаимовлияние. Торговля простиралась даже на самые дальние уголки севера, где находится сегодня США, в том числе и Хохокам-Пима , ныне в штат Аризона , Чако и индейский посёлок у города Флагстафф .
На момент прибытия первых испанцев в долину Мехико, многие индейские цивилизации стали вассальными государствами Ацтекской империи, находившейся на пике своего могущества и продолжавшей стремительно расширять свои владения на север. Их столица — Теночтитлан , был крупнейшим на тот момент городом в мире с населением в 350,000 человек .
Испанцы, пользуясь политической обстановкой, стали организовывать союзы с порабощёнными государствами, обещая свободу от ацтекского гнёта . Испанцы при помощи многочисленной армии союзников уничтожили Ацтекскую империю, а затем сама поработила бывших союзников, начав расширять Испанскую империю . В отличие от англичан, которые вытесняли или истребляли коренных американцев, считая их людьми низшего сорта, испанцы организовали феодальную систему правления, оставляя за знатными индейскими семьями право оставаться дворянами и продолжать им управлять своими городами. Индейские общины официально признавались испанскими подданными и в течение долгого времени сама Испания оказывала минимальное культурное влияние на подобные города .
Часть индейцев начала интегрироваться в колониальную культуру и училась у христианских священников латинскому письму. Так, в колониальный период появляется множество подробных документаций на языке науатль , миштеков , сапотеков , юкатеков и майя и других, написанных латинским шрифтом, одновременно их авторами были преемниками традиций живописного письма, сохранившегося до наших дней в виде малочисленных кодексов. Многие авторы отражали в своих текстах точку зрения индейского населения на процесс колонизации Испанцами .
На всех индейцев распространялись требования о трудовой повинности и подати, делавших их фактически рабами. Увеличение эффективности работы индейских общин, могло приносить финансовую выгоду испанцам, владеющими данными землями. Для стимула работы, испанцы могли обращаться за помощью к официальным представителям индейских сообществ, делясь с ними своим богатством. Так многие индейцы были вовлечены в тяжёлый труд и часто умирали от ввезённых испанцами болезней. Пандемия болезней привела к серьёзному сокращению численности индейского населения .
От союзов индейцев с испанцами и реже, завезёнными чёрными рабами, стали появляться первые метисы , постепенно становясь основным населением испанских городов и в меньшей степени индейских городов. Испанская правовая структура разделила людей на две крупные социальные группы; «республика индейцев» ( república de indios ), и «республика испанцев» república de españoles . Последняя официально охватывала всех жителей неиндейского происхождения. Сами права индейского населения были сильно маргинализированы при колониальной системе , но гарантировали неприкосновенность индейских коммун и позволяли общинам взаимодействовать в испанский правовой системой . Фактически до либеральных реформ XIX века у общин был охраняемый статус.
Само влияние Испании ограничивалось изменением политических структур и насаждением католической религии. Испания запретила индейцам практиковать многобожие. Для дальнейшего обращения населения в христианство, испанцы стали воспитывать священников среди индейцев, чтобы те в дальнейшем распространяли христианство. Данная практика получила название «священная конкиста» . Наименьшее влияние распространение католичества оказывало на кочевые племена севера, для чего испанцы начали их насильно переселять в поселения с постоянным местом проживания, однако большее влияние там стали проникать иезуитские миссионеры, пока те не были изгнаны из испанской Америки в 1767 году, так как Испания признавало католичество единственной официальной религией.
Когда Новая Испания приобрела независимость от Испанской империи, страна была переименована в Мексику в честь её столицы Мехико . Мексика объявила об отмене чёрного рабства в 1829 году и равенстве всех граждан в соответствии с законом. Индейские сообщества продолжали сохранять право на владения своими землями до либеральной реформы. Новый курс правительства ставил перед собой цель, создание новой мексиканской нации, частью которой должны были стать и индейцы. Так например многие представители индейской общины стали известными личностями, например Бенито Хуарес , происходящий из семьи сапотеков и ставший первым президентом индейского происхождения . Несмотря на свои прогрессивные взгляды, Хуарес поддерживал право за индейскими общинами сохранять в своих землях автономию.
В результате мексиканской революции , мексиканское общество находилось в состоянии сильной напряженности между разными социальными и этническими группами. В это время возрождается национальное движения коренных мексиканцев, заявлявших право быть главенствующими в мексиканском обществе и феномен получает определение «индейские настроения» ( sentimiento indigenista ). Им помогали леворадикальные общественные деятели, такие, как Фрида Кало и Диего Ривера . Результатом стало присвоение индейским языкам региональный статус, введение их обучения в школах и выпуск бесплатных двуязычных учебников . Некоторые штаты стали оказывать финансовую помощь общинам для популяризации их культуры и возрождения национальной идентичности .
Несмотря на официальное признание индейцев, многие общины, особенно после кризисов в 1980-е и 1990-е годы находятся в состоянии экономического, социального и культурного упадка . Это привело к тому, что тысячи молодых индейцев стали переезжать в крупные Мексиканские города или мигрировать в США . Например в Лос-Анджелесе , мексиканское правительство создало электронный доступ на некоторые консульские услуги, предоставляемые на испанском , сапотекском и михе . Многие из майя в надежде на улучшение своего социально-экономического положения, отдают голос за леворадикальную индейскую партию EZLN .
Конфликт в Чьяпасе в 1994 году привёл к сотрудничеству между мексиканским правительством и индейской группировкой EZLN . Данное движение тогда широко освещалось в западных сми и получило широкую поддержку от разных индейских групп . Организация по сей день остаётся главным рупором за права индейского населения Мексики .
Правительство предпринимает определённые законодательные изменения, чтобы содействовать развитию сельских и коренных общин, а также сохранения и развития их языков. Вторая статья Конституции была изменена, чтобы предоставить им право на самоопределение и требует от местных муниципалитетов развивать и обеспечивать экономическое развитие общин коренного населения.
До прихода испанцев, индейцы практиковали многобожие , а разные цивилизации создавали сложный пантеон богов, имеющий общее сходство друг с другом. Например во многих пантеонах одним из главных богов выступал созидатель-змей, у майя он назывался Кукулькан , а у ацтеков — Кецалькоатль . Для индейских цивилизаций было типичным приносить людей в жертву, которые варьировались частными случаями, как у майя, до массовых и многотысячных жертвоприношений, как у ацтеков. Для индейцев было очень важно следовать календарю и следить за расположение звёзд, по которому решалось, когда стоит например начинать вспахивать землю, заводить детей или устраивать праздники.
После прибытия испанцев, единственной разрешённой религией стала католическая вера , так начался сложный и длительный процесс социальных изменений, философии и жизни индейцев. Норма Баскес, один из конкистадоров отмечал, что мудрость коренных народов воспринималась священниками, как сатанизм и колдовство. Жертвами наказаний чаще всего становились женщины-знахарки, использующие целебные травы для лечения и практикующие «призывы духов». Кецалькоатль был признан испанцами в качестве змея искусителя из книги Бытия и поэтому поклонение ему сурово каралось.
В некоторых регионах индейское население в результате влияния мигрантов из США, стали принимать протестантскую религию , к чему Испанцы относились крайне негативно и считали угрозой единству общества. Были случаи, когда Испанцы изгоняли жителей целых деревень или известных проповедников. По сей день в стране сохраняется дискриминация по религиозному признаку, например были известны случаи, когда детей, воспитанных в семьях свидетелей Иеговы , выгоняли из школ .
Сегодня большинство индейцев являются верующими католиками, однако одновременно продолжают практиковать множество дохристианских ритуалов, интегрированных в христианство. Подобный феномен называется народной религией. Когда у какого либо праздники или ритуала находилась аналогия в христианской религией, индейцы интегрировали её. Например для индейцев типично поклонения изображениям и статуям Иисуса, Девы Марии и другим образам святых, которые они могут украшать яркой тканью, украшениями, цветами и устраивать с ними процессии, как когда то это делали с идолами богов. Также среди среди индейцев очень популярно воссоздание сцен с мучениями святых, чаще всего страстей Христовых и ритуальные танцы.
Культ поклонения богам смерти у доколумбовых индейцев нашёл отражение в поклонении так называемой Санта Муэрте — «святой смерти», чей образ также напоминает деву марию . Также праздник дня мёртвых признан одним из официальных праздников Мексики и его национальным достоянием.
Во время конкисты , испанцы были больше заинтересованы не в освоении жизненного пространства, а в установлении мирного соглашения с местными индейскими общинами и использования их труда. Так например долгое время в индейских обществах сохранялся старый уклад жизни, как до колонизации, а испанцы ограничиваясь влиянием на представителей индейской знати, интегрируя их формы правления и взаимодействия с народом, как в испанской системе, такая практика называлась энкомьендой . При ней индейская знать сохраняла свой статус, могла без потерей привилегий, интегрироваться в испанское общество, фактически имея те же права, что и испанская знать. Такие индейцы тали называться «энкомендорос» ( encomenderos ) . Благодаря большой власти, которыми были наделены энкомендорос, они стали постепенно захватывать монополию на владение рабочей силой в Новой Испании и в крайних случаях оказывать неподчинение испанской короне. Так испанская корона стала опасаться энкомендорос и их растущей власти, боясь, что они даже могут бросить им вызов. Так в 1542 году был принят новый закон, вводящий практику репартимьенто , когда управлять индейскими рабами вместо небольшой, но привилегированной группой энкомендорос, должна была более крупная группа испанцев. Туземцы на правах рабов, выполняли низкооплачиваемую работу на многочисленных испанских предприятиях .
Хотя в колониальную эру, права индейского населения были сильно ограничены, испанское правительство гарантировало неприкосновенность их земель, общин и даже позволяло пользоваться своей судебной системой. Это с одной стороны держало индейцев в изоляции, но и давало им автономию . Важную роль для индейцев родные земли играли и из-за религиозных обрядов, некоторые из которых продолжали практиковаться даже после принятия католичества . Внутри индейского сообщества эхидо выступала коллективной собственностью или сельскохозяйственной коммуной, распределяемой между её членами. Это выступало разительным контрастом с колонистами, для которых землевладение было решающим фактором их власти, благосостояния и развитии личного дела. Земля могла часто перепродаваться . Когда Мексика приобрела независимость в 1821 году, встал так называемый «индейский вопрос», многим политикам не нравилось нежелание индейцев интегрироваться в новое мексиканское общество и культуру . Так конституция от 1824 года содержала в себе новые поправки, касающиеся индейцев и их коллективные землевладения, закрепляющие за ними право дальнейшего использования ресурсов земель за заключением тех, которые является стратегически важными для государства. Последняя поправка фактические лишила земли индейцев неприкосновенности и таким образом многие общины лишились прав владеть эхидо , что пагубно сказалось на их уровне жизни и устоявшемся укладе . Когда либеральная реформа лишила индейцев монополию на их земли, им пришлось подчинится новым законам «земли и власти» . Реформа оказала пагубное действие на общий уровень жизнь и стал причиной исчезновения многих ритуальных и религиозных практик . Права индейским обществам владеть эхидо вернулась только в 1992 году на фоне общей деградации сельскохозяйственного сектора экономики. В этом им помогала правозащитная организация PROCEDE, изучающая где и какие земли во времена колонизации находились в коллективной собственности индейцев .
Испанская правовая система поделила население на две основные категории; «республика испанцев» ( República de Españoles ), куда входили население не индейского происхождение, преимущественно испанцы и негры и «республика индейцев» ( República de Indios ) в которую происходили индейцы и метисы. Вторая группа была поделена на разные касты со множественными классификациями в зависимости от доли индейской и испанской крови. Чем была выше доля испанской крови, чем большими привилегиями наделялся подданный. Самыми низкими правами были наделены индейцы и негры . Когда этническое происхождения человека не было известно, ему присваивали кастовый статус исходя из оценки внешности . Чем ниже был расовый статус, тем выше налагались налоги для испанской короны . Когда Мексика приобрела независимость в 1821 году, кастовая система была официально отменена, но вне гласно дискриминация по расовому признаку ещё долгое время оставалась частью мексиканского общества . В зависимости от степени кровосмешения, подданным новой Новой Испании присваивались специальные статусы:
После завоевания мексиканской долины, испанская корона объявила испанский язык государственным, но она не запрещала другие языки и даже поддерживала священные проповеди на индейских языках . Ещё в XVI веке, среди населения смешанного происхождения началось и смешение испанского с индейскими языками . Вплоть до 1581 индейские языки употреблялись в обществе чаще, чем испанский. Однако к концу XVI века статус последнего стал закрепляться и усиливаться . В XVIII веке испанским владело в основном элитное меньшинство, в то время как остальное население владело индейскими языками или общалось на креольском языке , представляющем собой смесь испанского и определённых индейских языков в зависимости от регионов. Но после независимости в 1821 году правительство поставило перед собой цель распространить так называемый Мексиканский испанский язык, разработанный креолами . Однако с тех пор и по сей день сохраняется дискриминация индейских языков . Так сначала, в XIX веке во школах вводилось образования на двух языках, где помимо родного, дети учили и испанский, но позже образование было заменено полностью на испанском языке . Лингвистическое единообразие было предложено для укрепления национальной идентичности новой мексиканской нации, но оказало сильный урон индейской идентичности многих людей . Изменение конституции Мексики от 2001 году вернула индейцам право на владение и использование их родного языке наравне с испанским .
В 2003 году «Общий закон о языковых правах коренных народов» заявил о защите индивидуальных и коллективных языковых прав коренных народов . Вскоре была организовала правозащитная организация INALI, занимающаяся защитой прав индейцев на владение родным языком и неприкосновенностью их сельских коммун — эхидо .
Однако по словам правозащитников, на деле новые законы не соблюдаются . Так согласно Национальной комиссии по правам человека Мексики, имелось множество случаев нарушения прав индейцев . Например случай от 2006 году описывает индейскую женщину, осуждённую за мелкую кражу на три года тюрьмы. После давления правозащитных организаций, она была освобождена за отсутствием состава преступления .
Современное законодательство Мексики гарантирует двуязычное обучение и приобщение к местной культуре . Однако на практике правозащитникам становилось известно о множественных случаях, когда в «двуязычных школах», никто из учителей не владел вторым индейским языком или никогда не общался на нём во время уроков . Некоторые правозащитники и вовсе ставят под сомнение, что после введения закона о защите местных языков, ситуация изменилась как либо в лучшею сторону .
Многие родители-индейцы не обучают языку своих детей, а сами дети часто отказываются учить родной язык из-за страха подвергнуться дискриминации. Ученые утверждают, что необходимо осуществлять социальные изменения, направленные на повышение статуса языков коренных народов Мексики для того, чтобы стимулировать людей, изучать их .
На фоне общей дискриминации индейцев и существовании внутри их обществ дискриминации по признаку пола, в самом тяжёлом положении оказываются как правило индейские женщины, имеющие самую низкую заработную плату в стране . Негативным фактором выступает традиционный запрет среди индейского населения на владения женщиной землёй и практикой домашнего насилия, на что Мексиканское правительство закрывает глаза под предлогом невмешательства в культурные традиции коренного населения .
Сегодня индейскими женщинами было создано множество правозащитных организаций, призванных улучшить социально и материальное положение индеанок. Они также получают поддержку со стороны правозащитных иностранных организаций . Другие благотворительные организации предоставляют медицинские услуги для женщин в отдалённых районах .
Из-за того, что в статистиках индейцы учитываются по культурным, а не расовым критериям, их реальное число определить невозможно .
В стране официальными языками региональный статус имеют 62 индейских языков, обладающих в своих регионах равным статусом наравне с испанским . Согласно национальному институту статистики, в общем индейскими языками владеет 6,7 % от общего населения , однако это меньше, чем половина людей, причисливших себя к тем или иным индейским народам . В общем по состоянию на 2010 год, индейскими языками владеет 6,695,228 людей старше 5 лет, что примерно на 650,000 больше, чем по сравнению с 2000 годом . Позже, по данным на 2010 год был проведён перерасчёт, считывающий всех детей старше 3 лет, и в результате общее количество владеющих индейскими языками выросло на 218,000. Увеличение коренного население благодаря более высокой рождаемости происходит уже многие десятилетия .
Закон о защите культуры и языка также распространяется на индейцев, бежавших из США в XIX веке и индейских беженцев из Гватемалы , попавших в Мексику в 80-е годы .
Список штатов Мексики с самой высокой долей распространения индейских языков.
В этих пяти штатах живёт 61,1 % от общего процента населения носителей индейских языков Мексики. Однако большинство коренных Мексиканцев не владеют родными языками, а если и владеют, то чаще используют испанский в качестве разговорного .
По состоянию на 2015 год, по данным национальной комиссии развития индейских народов, в Мексике проживает 25,694,928 индейцев, что составляет 21,5 % от общего населения Мексики. Эта цифра сильно возросла по сравнению с 2010 годом с населением в 15,700,000 человек и её долей в 14,9 % . Большинство общин коренных народов обладают в некоторой степени финансовой, политической автономией в рамках законодательства, который позволяет им регулировать вопросы внутри своего сообщества.
Коренное население Мексики в последние десятилетия увеличилось как в абсолютных числах, так и в доли от остального населения. Это объясняется высокой рождаемостью среди индейских женщин и ростом индейской самоидентификации . Индейское население живёт в основном в сельской местности, в то время, как метисы и креолы живут в крупных городах.
Согласно официальной переписи населения , наивысшая дола индейцев приходится на штаты Кинтана-Роо с 44,44 % и Кампече с 44,54 % долей индейцев, преимущественно майя . Оахака с долей населения в 65,73 %, Юкатан представлена в основном сапотеками и миштеками . Чьяпас с долей индейцев 36,15 % представлен группами майя — цоцили и цельталь . В Хидальго индейцы, 36,21 % от населения, состоят в основном из отоми . Пуэбла и Герерро с долей коренного населения 35,28 % и 33,92 % населены науа , а штаты Сан-Луис-Потоси и Веракрус являются домом для 19 % тотонаков , науа и уастеков .
Большинство представителей коренного населения живут в центральной и южной части Мексики. Согласно официальным статистикам, в списке приведены штаты с крупнейшей долей индейского населения по состоянию на 2015 год .
Согласно масштабным изучениям митохондриальной ДНК разных групп коренных Мексиканцев, было выяснено, что доля их индейского происхождения составляет от 85 до 90 %. Доля европейского происхождения составляла 5-7 % и африканского — 3-5 %. Доля индейских корней среди остального населения Мексики составляет ~ 30-46 %, что оказалось выше, чем было принято считать. Испанские корни среди населения, передавалась в основном по мужской линии, а индейские — по женской .
Хотя общее благосостояние индейцев разнится в зависимости от региона и национальности, их объединяет большая бедность по сравнению с остальным населением Мексики. Для них также характерна повышенная младенческая смертность, которая в некоторых регионах достигает вдвое высший уровень, чем у неиндейского населения .
Некоторые индейские группы, такие, как юкатекские майя из Юкатана , науа и отоми имеют высший уровень жизни, чем индейское население штата Герреро и Мичоакан , . Разница ещё сильнее заметна в разнице уровни жизни с неиндейским населением, живущем в тех же регионах. Хотя уровень жизни майя и науа считается лучшим среди индейцев, он всё равно ниже среднего уровня жизни общего населения.
Уровень грамотности также гораздо ниже, чем у неиндейского населения, особенно в юго-западных штатах Мексики — Герреро и Оахака из-за слабо развитой системы образования и недостатка литературы на родном языке. В среднем 27 % индейских детей в возрасте между 6 и 14 слабо- или неграмотные по сравнению в 12 % детьми от общего населения . Мексиканское правительство на практике обеспечивает образование только на испанском языке, поэтому индейские коммуны часто сами организовывают образовательные учреждения.
Коренное население составляет основную долю рабочей силы Мексики, в среднем индеец начинает работать в более раннем возрасте, и работает дольше, чем средний житель Мексики. Большинство из индейцев работают экономически продуктивном сельском хозяйстве и получают регулярную заработную плату. Индейцы также имеют худший доступ к медицине .
Indigenous Languages of Mexico | ||
Группа | Популяция | Носители языка |
---|---|---|
Майо (Yoreme) | 91,261 | 60,093 |
(O’de püt) | 86,589 | 34,770 |
Чонтали (Yokot) | 79,438 | 43,850 |
(Tuncápxe) | 62,306 | 44,237 |
(Cha’cña) | 60,003 | 47,762 |
(Tzañcue) | 57,666 | 48,843 |
Тохолабали (Tojolwinik) | 54,505 | 44,531 |
Уичоли (Wixárika) | 43,929 | 36,856 |
(O’dam, Audam, and Ódami) | 37,548 | 30,339 |
(Tinujéi) | 29,018 | 24,491 |
26,249 | 18,926 | |
Кора (Nayeeri) | 24,390 | 19,512 |
(Qyool) | 23,812 | 8,739 |
Яки (Yoeme) | 23,411 | 15,053 |
(Nduudu yu) | 22,984 | 15,078 |
(Ikoods) | 20,528 | 16,135 |
Source: CDI (2000) |