Interested Article - Сканер киноплёнки
- 2020-06-28
- 1
Ска́нер киноплёнки — устройство для преобразования изображения на киноплёнке в цифровые видеофайлы высокого разрешения . Главное отличие от телекинопроектора — возможность получения вместо видеосигнала цифрового массива данных, пригодного для использования в кинопроизводстве по цифровой технологии Digital Intermediate . При сканировании может быть оцифрован как оригинальный негатив , так и фильмокопия или контратип .
Кроме перевода изображения, некоторые сканеры позволяют оцифровывать оптическую или магнитную совмещённые фонограммы фильмокопий для получения полной цифровой копии фильма и мастеринга оптических видеодисков или последующей телетрансляции . При сканировании негатива или рабочего позитива для последующего монтажа , сканер считывает штриховой код футажных номеров , пропечатанных на краю киноплёнки . Ещё одна область применения сканеров киноплёнки — архивирование киноматериалов и реставрация фильмов .
Технология
Наиболее распространённые сканеры рассчитаны на киноплёнку шириной 16-мм и 35-мм , и обеспечивают очень высокую разрешающую способность, обозначаемую в цифровом кинематографе, как 2К, 3К и 4К . Это соответствует примерно 2000, 3000 и 4000 пикселей по длинной стороне кадра. Существуют сканеры с разрешением до 8К , достигаемым с 65-мм широкоформатного негатива . Большинство моделей сканеров пригодны для оцифровки сразу нескольких форматов плёнки, а некоторые пригодны для любых существующих .
Сканеры могут использовать как прерывистое, так и непрерывное движение киноплёнки, в зависимости от применяемой технологии сканирования. На сегодняшний день таких технологий три: «бегущий луч» с электронно-лучевыми трубками , линейные однострочные ПЗС-матрицы и кадровые прямоугольные ПЗС- или КМОП-матрицы , аналогичные применяемым в цифровых фотоаппаратах и видеокамерах . В качестве источника света в различных типах сканеров применяются специальные кинескопы , галогеновые и ксеноновые лампы или светодиоды .
- Сканеры с «бегущим лучом», как правило, являются высококачественными телекинопроекторами и легко перенастраиваются на любой формат киноплёнки от 8-мм до 70-мм . Они позволяют подстраивать кадровую частоту вплоть до стоп-кадра и редактировать изображение непосредственно во время процесса. Движение киноплёнки в таких сканерах — непрерывное. Недостатком таких сканеров является невысокое качество оцифровки, обычно соответствующее параметрам телевидения стандартной чёткости .
- Сканеры, оснащённые линейными однострочными матрицами, так же используют непрерывное движение киноплёнки что особенно предпочтительно при работе со старыми кинокартинами, когда использование грейфера недопустимо . В фильмовом канале таких сканеров устанавливаются три светочувствительных линейки, каждая из которых освещается светом, прошедшим через красный , зелёный или синий светофильтры . В результате, каждая из линеек, мимо которых с постоянной скоростью движется плёнка, формирует своё цветоделённое изображение, которое затем преобразуется в кадровой памяти сканера в полноцветное. Большинство таких сканеров кроме трёх основных линеек оснащается четвёртой, чувствительной к инфракрасному излучению , беспрепятственно пропускаемого красителями киноплёнки, но задерживаемому её дефектами. Это позволяет осуществлять программную очистку изображения от механических повреждений. Недостатками такой технологии сканирования являются возможность редактирования изображения только в полученных файлах .
- Использование кадровых светочувствительных сенсоров предусматривает прерывистое движение киноплёнки при помощи скачкового механизма . Цветоделение в таких сканерах может осуществляться при помощи оптического разделения света, как в видеокамерах 3CCD , цветоделительной решёткой Байера , встроенной непосредственно в матрицу, или последовательным считыванием каждого кадрика при его освещении светодиодами красного, зелёного и синего цвета. Технология последнего типа применяется в сканерах «Аррискан» ( англ. Arriscan ) фирмы Arri и основана на использовании матрицы без массива цветных фильтров, что повышает качество сканирования, но существенно замедляет процесс . В сканерах этой фирмы, как и в некоторых других, существует режим двухпроходного сканирования каждого кадрика для получения расширенного динамического диапазона при последующем суммировании двух полученных с разной экспозицией изображений . Эта технология сходна с HDRI и позволяет получать качественные изображения контрастных сюжетов, полностью используя фотографическую широту негатива.
В отличие от телекинопроектора, выдающего аналоговый видеосигнал или сжатый видеопоток , сканер преобразует изображение с киноплёнки в последовательность цифровых файлов, каждый из которых содержит несжатый скан отдельного кадрика. Полученные данные сохраняются на жестком диске или твёрдотельных накопителях . Наиболее часто при этом используются специальные форматы файлов Cineon , DPX и TIFF , пригодные для хранения несжатого изображения по технологии RAW . Это позволяет переводить информацию с киноплёнки практически без потерь, но требует больших объёмов дискового пространства. Стандарт Cineon специально разработан для сканирования киноплёнок с максимальным динамическим диапазоном. В отличие от телекинопроекции, осуществляемой со стандартными частотами 23,976 или 25 кадров в секунду, сканирование происходит при пониженной частоте смены кадров для обеспечения максимального качества. Как правило, это частота в 4-8 кадров в секунду, однако для достижения высокого качества, сканирование каждого кадрика может занимать несколько секунд, понижая частоту до 0,1—0,25 кадров в секунду . Средняя скорость сканирования для современных сканеров составляет 2 кадра с секунду, и на оцифровку негатива полнометражного фильма уходит от нескольких недель до месяца .
Современная технология предусматривает высококачественное сканирование только тех участков оригинального негатива, которые будут использованы в фильме. При этом первоначальное сканирование со стандартной чёткостью выполняется для всего рулона, а после завершения чернового монтажа составляется лист монтажных решений с записью координат участков негатива, которые войдут в готовый фильм. После ультразвуковой очистки рулоны заряжаются в сканер, который выполняет сканирование нужных отрезков, сокращая временные затраты .
Обработка изображения
Полученные с кинонегатива данные называются Digital Intermediate и в дальнейшем редактируются при помощи компьютера , позволяя производить большинство стадий фильмопроизводства в цифровом виде . Нелинейный монтаж фильма и цветокоррекция изображения производится специальным программным обеспечением . Монтаж и синхронизация фонограммы также проходят на цифровом оборудовании с использованием временного кода . Полученный фильм может быть вновь отпечатан на киноплёнке фильм-рекордером или показан в кинотеатре цифровым кинопроектором непосредственно с цифрового носителя. Оцифровка киноплёнки также необходима при мастеринге оптических видеодисков с копиями фильма и при цифровой реставрации. При этом, наилучшие результаты получаются при сканировании оригинального негатива фильма и оцифровке оригинальной фонограммы, полученной при перезаписи во время монтажно-тонировочного периода на киностудии .
Производители
Ключевыми производителями сканеров для киноплёнки являются Kodak , Arri , Kinoton , P+S Technik , Lasergraphics , FilmLight Limited , Cintel , Spirit DataCine , IMAGICA Corporation и другие. Разработки отечественных сканеров для 70-мм киноплёнки ведутся специалистами НИКФИ . Разрабатываемые устройства предназначаются, главным образом, для оцифровки архивов российского Госфильмофонда .
См. также
Примечания
- , с. 27.
- , с. 173.
- . Kodak . Дата обращения: 13 сентября 2014. 13 сентября 2014 года.
- Худеев Р. П. // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. — 2006. — Т. 309 , № 6 . — С. 164—167 . 20 марта 2017 года.
- ↑ , с. 34.
- (англ.) (недоступная ссылка — ) . www.imagesystems.se. Дата обращения: 9 мая 2012.
- ↑ , с. 30.
- (англ.) . www.imagesystems.se. Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 13 января 2012 года.
- (англ.) . Arri . Дата обращения: 9 мая 2012. 7 сентября 2012 года.
- , с. 176.
- , с. 49.
- , с. 48.
- Эдуард Гимпель . . Журнал «Broadcasting» (2008). Дата обращения: 9 мая 2012. 16 мая 2013 года.
- (англ.) . Arri group. Дата обращения: 9 мая 2012. 7 сентября 2012 года.
- . Фильм-сканеры . DTCinema. Дата обращения: 15 июля 2012. 7 сентября 2012 года.
- . Фильм-сканеры . DTCinema. Дата обращения: 15 июля 2012. 7 сентября 2012 года.
- В. В. Чаадаев, А. Е. Белостоцкий. № 7 . — С. 27 . — ISSN . 20 марта 2016 года. // «Мир техники кино» : журнал. — 2008. —
Литература
- Евгений Верлочев. № 5/55 . — С. 48—49 . // «MediaVision» : журнал. — 2015. —
- А. Кириллов, Л. Коновалов. . Техника и технологии кино (2007). Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 16 октября 2012 года.
- Д. Г. Чекалин. № 5 . — С. 27—34 . — ISSN . // «Мир техники кино» : журнал. — 2007. —
- Д. Г. Чекалин. № 6 . — С. 34—36 . — ISSN . // «Мир техники кино» : журнал. — 2007. —
- Kodak motion picture theory : справочник. — С. 167—185 . //
Ссылки
- . www.redmaster.ru. Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 5 мая 2012 года.
- . Техника и технологии кино (4 августа 2010). Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 16 октября 2012 года.
- (англ.) . Cintel international. Дата обращения: 9 мая 2012. 10 мая 2012 года.
- Dr. Hans Kiening. (англ.) . ARRI. Дата обращения: 1 апреля 2008. Архивировано из 24 сентября 2016 года.
- 2020-06-28
- 1