Interested Article - Ведизм

Веди́зм или веди́йская рели́гия религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования индуизма .

История

Своё название ведизм получил от слова « Веды ». Базой для развития ведизма послужили верования праиндоевропейцев . Предположительно, ведизм возник в среде индоарийских племён (регион Восточного Пенджаба ) и принесён последними на территорию индийского субконтинента на рубеже II—I тысячелетия до н. э., впитав в себя остатки религии дравидов . Ведизм постепенно перешёл в брахманизм; жрецы стали доминирующим классом, что повлекло за собой трансформацию идеологии.

Описание

Характерная черта ведизма — обожествление сил природы , часто в мифологических образах, а также генотеизм . Большое значение имеют магические обряды. Была хорошо развита ритуалистика , существовали различные типы жрецов.

Боги

Наиболее почитаемыми богами ведийского пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно. Единственным документом для изучения ведийской религии являются ранние части Вед. Чёткой иерархии богов также не существует.

  • Агни — бог огня, доставлявший жертву небесным богам. В силу важности для ритуалов, занимал центральное место в ведийских гимнах. Огненные жертвоприношения ( хома , агни-хотра и др.) играли ключевую роль в ведийской религии.
  • Индра — бог-воитель. Важное место в Ригведе занимает мотив космического подвига Индры — убийства змея Вритры , «сковавшего воды».
  • Сурья — бог Солнца. Одно из трёх главных божеств наряду с Индрой и Агни.
  • Вишну — помощник Индры, совершивший «три шага», укрепивших мироздание.
  • Рудра — гневный бог, к которому обращаются с просьбами о милости. Сопровождается Марутами — божествами бури и грозы.
  • Пуруша — гигантский первочеловек. Пуруша был принесён в жертву богами древности ( садхьями ), а из частей его тела была создана Вселенная (см. Пуруша-сукта ). Поэтому основа ведийского культа — жертвоприношения , сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполнялся брахманами .
  • Варуна — бог вод, охранитель истины и правосудия, карающий за грехи.
  • Митра — брат Варуны, солнечный бог договора и дружелюбия.
  • Ашвины — божественные близнецы, связанные с утренними и вечерними сумерками.
  • Сома — бог-напиток, приготовленный из сока растения. Подобный опьяняющий напиток возливается в огонь в процессе жертвоприношения.
  • Яма — солнечный бог смерти. Первый умерший человек, проложивший путь в царство мёртвых и ставший его царём. Обитает в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами . Как следствие, в ведизме широкое распространение получил культ предков, питаров .

Ритуалы

Шраута яджна

Концепция Кёйпера

Одну из оригинальных концепций понимания ведийской религии предложил голландский индолог Ф. Б. Я. Кёйпер . По его мнению, основную часть « Ригведы » составляют гимны, исполнявшиеся во время ритуалов встречи Нового года . Именно поэтому, как считает Кёйпер, в Ригведе так часто упоминается сюжет о победе Индры над Вритрой . Этот миф он считает космогоническим и потому задающим всю структуру ведийской религии. Трактуется им этот миф следующим образом. В начале не было ничего, кроме первичных вод хаоса , по которым плавал холм, содержащий в себе всё мироздание в потенциальном, ещё недифференцированном состоянии. Основным свойством этого холма была инертность, поэтому он и назывался вритра («сопротивление»). Индра, будучи демиургом , своим космогоническим актом преодолел это сопротивление, и пронзил первичный холм насквозь, сделав его неподвижным и обозначив таким образом Центр. Из расколотого холма вырывается жизнь в виде двух сил — воды и огня, а сам холм разрастается и становится землёй. Вторая часть космогонического деяния Индры заключается в том, что он разъединил небо и землю, выступив в роли космического столба или Мирового древа . Старые боги, асуры , остаются в подземном мире, в котором сохраняются воды хаоса. В верхнем, небесном мире им на смену приходят молодые боги — девы . Таким образом, творение мира заключается в разделении первичного хаоса на противоположности, бинарные оппозиции .

Важное место Кёйпер уделял образу Вишну , помощника Индры. По его мнению, Вишну сохранял центральное положение между девами и асурами. Сделав свои знаменитые три шага, он укрепил созданные Индрой два мира. Особое место занимает третий шаг Вишну, относящийся к верхнему, недосягаемому миру. Этим шагом он преодолел двойственность Вселенной, вернув в неё единство, но уже не в виде хаоса, а на качественно новом уровне трансцендентности .

Каждый Новый год является ритуальным отражением и воспоминанием космогонического мифа, поэтому его обряды нацелены на то, чтобы помочь Вселенной обновиться, чтобы уничтожить старый обветшавший мир, вернуться к первичному хаосу, а затем сотворить мир заново. Чтобы «помочь» Индре преодолеть сопротивление хаоса, в Новый год проводились состязания колесниц и словесные поединки. Самого Индру символизировал устанавливавшийся на время праздника столб .

См. также

Примечания

  1. Дата обращения: 1 февраля 2012. 26 июня 2015 года.
  2. Что касается грешников, то они просто погибают, в Ведах нет описания ада.
  3. Кёйпер Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии. — М. : Наука , 1986.

Литература

  • В. Г. Эрман . Ведийская религия // Древо индуизма / Отв. ред. И. П. Глушкова . — М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 1999. — С. 22-40. — 559 с. — (Культура народов Востока). — 2500 экз. ISBN 5-02-018032-7 .
Источник —

Same as Ведизм