Interested Article - Пензенские затворники

Пензенские затворники — устоявшееся название существовавшей с 2006 по 2008 год религиозной группы, основанной Петром Кузнецовым (схимонахом Макси­мом ). Сами они называли свою группу «Горним Иерусалимом» и считали себя православными христианами, но при этом не подчинялись ни одной из канонических поместных православных церквей. По словам местного священника РПЦ , участники религиозной группы заявили о себе, «что они христиане и что Церковь не выполняет возложенную на неё миссию, поэтому „конец света“ близок и они лишь спасают себя» . Члены общины ожидали Второе при­шествие . Они были противниками электронных кодов и ИНН — «печати антихриста », по причине чего не сме­нили советские паспорта на российские. Кроме того, в этой среде церковные иерархи обвинялись в апостасии . По утверждению некоторых СМИ, затворники принадлежали к одной из групп истинно-православных христиан (ИПЦ) .

В октябре 2007 года 35 человек из этой группы ушли в добровольный затвор , поселившись в выкопанном ими же подземелье рядом с селом Никольское Бековского района Пензенской области . Там они ожидали конца света , который, по их мнению, должен был произойти в 2012 году в результате падения на землю кометы « Армагеддон »; позже дата конца света была изменена на май 2008 года. К 16 мая 2008 года все затворники, кроме двух умерших в землянке, вышли на поверхность земли. В декабре 2012 года из участников этой группы в Никольском осталась только одна семья и ещё несколько совместно переселились в Белоруссию. О дальнейшей деятельности этой религиозной группы сведений нет.

Пензен­ские затворники стали наиболее известным примером православных верующих, которые, ожидая скорого прихода антихриста, предпринимали попытки уйти от мира .

Хроника событий

Религиозная группа начала формироваться весной 2006 года .

Затворничество началось в середине октября 2007 года, когда участники этой религиозной группы (включая 4 детей) спустились в подземные укрытия на окраине села Никольское и отказались выходить на поверхность, угрожая сжечь себя в случае насильственной эвакуации . С такой инициативой выступил лидер группы 43-летний Пётр Кузнецов, который сам не спустился под землю и 16 ноября 2007 года был арестован и помещён в Пензенскую областную психиатрическую больницу, как заявляют журналисты, с диагнозом «бредовое состояние личности» . В дальнейшем против Петра Кузнецова было возбуждено два уголовных дела по статьям «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью» и «возбуждение ненависти либо вражды по религиозным и национальным признакам» .

После его ареста группой подземных затворников руководила 82-летняя Ангелина Рукавишникова, которую её подчинённые называли игуменьей Антонией . Особую неприязнь участники группы испытывали к ИНН , считая его печатью дьявола .

В феврале 2008 года из-за упавшей свечи в землянке произошёл пожар , а в середине марта того же года — частичное обрушение из-за весенних паводков .

29 марта 2008 года появились сведения, что 7 затворниц вышли на поверхность , а 28 человек, в том числе дети, выходить отказались . 1 апреля землянку покинуло ещё 14 человек .

2 апреля, предводитель пензенских сектантов Пётр Кузнецов пытался покончить с собой. Его нашли в сарае на территории собственного дома и отвезли в больницу с черепно-мозговой травмой. Мотивом к суициду могло стать разочарование в том, что не наступил «конец света» .

3 апреля оставшиеся под землёй затворники дали обет молчания . 9 апреля на поверхность вышел Виталий Недогон, который сообщил, что двое затворников умерли (от недоедания и рака) и были захоронены в пещере .

14 апреля обет молчания был нарушен . Наконец, 16 мая 2008 года последние затворники (8 мужчин и 1 женщина) покинули убежище .

В декабре 2012 года в Никольском из всех участников той религиозной группы оставался только Виталий Недогон с женой и тремя детьми; они по-прежнему отказывались от электричества и паспортов и ждали скорого конца света. Ещё несколько участников группы поселились в неназванной деревне в Белоруссии, остальные прекратили участие в этой религиозной группе . В ноябре 2014 года Пётр Кузнецов по-прежнему находился в психиатрической больнице на принудительном лечении, срок которого был тогда продлён судом ещё на полгода .

Мнения и оценки

Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет в своём интервью 15 апреля 2008 года заявил, что считает неправильным применение термина « секта » по отношению к этой группе людей: «Это обычные православные христиане. Они не сектанты» . Клирик Пензенской епархии игумен Климент (Родайкин) сообщил, что епархиальное начальство считает «закопавшихся» «православными людьми, из-за своего невежества попавшими под влияние психически ненормальных лидеров» .

Миссионер, протодиакон РПЦ Андрей Кураев также заявил о том, что «никакие это не сектанты, это наши православные люди», «люди из пещеры сначала были нормальными православными людьми и лишь потом подпали под обаяние этого Петра Кузнецова» Он констатировал неадекватность информационной политики Русской православной церкви в то время:

Поражает контраст между тревогами прихожан, изрядной части монашества и части приходского духовенства с неизменно-юбилейным благодушием церковных верхов. Поражает несоответствие между многократно, постоянно декларируемой тревогой низов и крайне редкими реакциями со стороны церковного «официоза». Озабоченность, которую разделяет большое количество прихожан и даже духовенства, никак не становится болью епископата нашей Церкви. Насколько я могу вспомнить, в журнале Московской патриархии за все эти годы только однажды появилась публикация, посвященная объяснению здравой церковной позиции по поводу электронных документов, новых паспортов, ИНН, штрих-кодов. Если посмотреть епархиальную прессу, то мы окажемся в мире, живущем от юбилея к юбилею, от праздника к празднику. Реальная боль не отражается ни на страницах наших официальных изданий, ни на ежедневной постоянной проповеди епископата <…> Своё нежелание систематически выступать с обличениями иннэнисткой идеологии архиереи объясняют нежеланием привлекать внимание к проблеме, верой в то, что однажды сказанного весомого архипастырского слова достаточно, что в конце концов это же очевидная глупость… Тут считается, будто пастырски мудрым будет потерпеть, не обращать на это внимания, не озлоблять этих людей, не вести с ними полемику… Это очень странная надежда на то, что проблема сама собой рассосётся <…> Произошедшее в Погановке лишний раз показывает, что вроде бы маргинальные глупости могут реально травмировать человеческие судьбы <…> Надо заметить эту низовую религиозность, её катастрофическое отстояние от реального и высокого святоотеческого учения Церкви. Нужны серьёзные и систематические усилия для того, чтобы эту пропасть преодолеть. Пока же у нас, в какую церковную лавку при монастыре ни зайдёшь, перед твоими глазами — целые полки с книгами об антихристе, но практически нельзя найти в нашей церковной книготорговле книг о Христе. Предметом внимания, обсуждений, мысли, жизни у огромного количества людей становится именно антихрист, а не Христос. Но всякий раз, когда такого рода утрата христоцентричности и концентрация внимания на апокалипсисе, поиске антихриста встречалась в церковной истории, она приводила к катастрофам .

По мнению журналиста Павла Круга из « НГ-Религии », «если заклеймить „петровцев“ сектантами, ровно то же самое следует сделать по отношению к массе православных верующих, которые также убеждены в наличии трёх шестёрок в российском паспорте, в существовании мирового масонского заговора , в скором приходе антихриста и т. д. Такие настроения не редкость в православных общинах, особенно в монастырях. А признать огромную часть прихожан Русской Православной Церкви „деструктивной сектой“ ни церковный, ни светский истеблишмент явно не готов. Но и найти подходы к решению проблемы он не в состоянии» .

Газета « Комсомольская правда » в номере от 8 декабря 2007 года озвучила альтернативную версию причин ухода этих верующих в подземные укрытия. Участница религиозной группы Елена Фетисова, которая не спустилась под землю вместе с затворниками и вернулась в Новочеркасск, сказала корреспонденту «Комсомольской правды» следующее:

— Лезть под землю ни у кого и в мыслях не было. Мы собирались молиться в этих пещерах, и всё. Но когда стали приходить местные дебоширы-алкоголики, стали собак убивать, били Виталия Недогона, приставали к его дочери, четырнадцатилетней Олечке, тогда и ушли…

См. также

Источники

  1. Дата обращения: 23 ноября 2007. Архивировано из 24 ноября 2007 года.
  2. , с. 522.
  3. . Дата обращения: 31 октября 2010. 11 июля 2010 года.
  4. . Дата обращения: 21 марта 2019. 21 марта 2019 года.
  5. , с. 522—523.
  6. , с. 603.
  7. Дата обращения: 23 ноября 2007. 22 ноября 2007 года.
  8. . Дата обращения: 23 ноября 2007. 27 апреля 2015 года.
  9. . Дата обращения: 23 ноября 2007. Архивировано из 25 ноября 2007 года.
  10. . Дата обращения: 18 апреля 2008. 1 апреля 2008 года.
  11. Дата обращения: 23 ноября 2007. Архивировано из 21 ноября 2007 года.
  12. от 21 апреля 2018 на Wayback Machine // ИА REGNUM.
  13. . Дата обращения: 23 ноября 2007. 23 ноября 2007 года.
  14. . Дата обращения: 18 апреля 2008. 2 апреля 2008 года.
  15. . Дата обращения: 29 марта 2008. 31 марта 2008 года.
  16. . Дата обращения: 18 апреля 2008. 2 мая 2008 года.
  17. . Дата обращения: 18 апреля 2008. 2 апреля 2008 года.
  18. . Дата обращения: 18 апреля 2008. 7 апреля 2008 года.
  19. . Дата обращения: 16 мая 2008. 19 мая 2008 года.
  20. . Дата обращения: 21 апреля 2018. 22 апреля 2018 года.
  21. . Дата обращения: 21 апреля 2018. 22 апреля 2018 года.
  22. Дата обращения: 31 октября 2010. 10 июня 2015 года.
  23. Андрей Мельников. . www.ng.ru (3 апреля 2008). Дата обращения: 29 ноября 2011. 11 октября 2013 года.
  24. . Российская газета (20 ноября 2007). Дата обращения: 21 марта 2019. 21 марта 2019 года.
  25. Диакон Андрей Кураев. . www.interfax-religion.ru . Интерфакс-Религия (16 ноября 2007). Дата обращения: 21 марта 2019. 23 сентября 2020 года.
  26. Дата обращения: 19 ноября 2013. 11 июня 2015 года.

Литература

  • Зорин В. Ю. Пензенские затворники — хроника событий // Религия в XXI веке. Архаика и современность. — М.: Каллиграф, 2012. — С. 288—300.
  • Шнирельман В. А. Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России / Российская академия наук , Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Издательство ББИ, 2017. — xiv+617 с. — (Диалог). — ISBN 978-5-89647-364-0 .

Ссылки

Источник —

Same as Пензенские затворники