Interested Article - Эстремадурцы

Флаг автономного сообщества Эстремадура

Эстремаду́рцы ( эстр. estremeñus , исп. extremeños ) — романоязычная этническая/региональная общность , населяющая территорию автономного сообщества Эстремадура в Испании , в центральной и юго-западной частях Пиренейского полуострова на границе с Португалией . Проживают также в других областях Испании и в латиноамериканских странах . Говорят на испанском языке , в сельских районах пользуются местными говорами , большинство из которых относится к говорам .

По данным Большой российской энциклопедии , к 2008 году в Испании проживало свыше 1 млн эстремадурцев .

В составе эстремадурцев выделяется небольшая по численности этнолокальная группа урдано , населяющая горные районы Лас-Урдес на севере Эстремадуры .

История

Сохранение местных диалектов, этнографического своеобразия и традиционного экономического уклада в Эстремадуре , как и в других областях Испании , было следствием ослабления политических и экономических связей внутри страны, начавшегося с XVI века. На рубеже XVI—XVII веков в стране начался экономический кризис , сопровождавшийся политическим кризисом , в том числе из-за последствий Англо-испанской войны и Нидерландской революции . В дальнейшем сохранению региональных различий способствовало на провинции с широкими правами самоуправления — одной из таких провинций была Эстремадура .

В 1983 году Эстремадура получила права автономного сообщества .

Региональное движение в Эстремадуре представляют две партии — и . Электоральная поддержка этих партий в настоящее время остаётся сравнительно небольшой .

Идентичность

По данным социологических исследований, опубликованным в 2006 году, эстремадурцы имеют высокий уровень региональной идентичности (как и в большинстве регионов Испании ), которая сосуществует с общеиспанской идентичностью (75,3 %). Доля тех, кто осознаёт себя только эстремадурцем (1,9 %) или больше эстремадурцем, чем испанцем (13,4 %) относительно невелика, как и тех, кто считает себя только испанцем (3,3 %) или больше испанцем, чем эстремадурцем (5,6 %) .

Традиционные занятия

Основный традиционный тип хозяйственной деятельности , как и в остальной Испании — пашенное земледелие . На богарных землях выращивается пшеница , ячмень и овёс . Традиционно, как и в Андалусии , распространено выращивание бобовых . Развита отрасль хлопководства (в долине реки Гвадианы ). Как и в других регионах страны возделывают оливки и виноград . В животноводстве ведущую роль играет разведение свиней . До второй половины XX века в Эстремадуре сохранялись пути ( каньядос ), по которым скот перегоняли с летних на зимние пастбища . Первый путь (Висана) начинался от летних пастбищ южных склонов Кантабрийских гор , второй (Леонский) — от летних пастбищ в горах Астурии и Сантандера . Оба пути заканчивались на зимних пастбищах Эстремадуры. Дольше, чем в других регионах Испании, вплоть до середины XX века в Эстремадуре, как и в сельских районах Кастилии и Андалусии, широко был распространён вьючный скот ( мулы и ослы ) .

Традиционным занятием эстремадурцев было производство керамической посуды . Современным центром художественной керамики в Эстремадуре является селение Сальватьерра-де-лос-Баррос . Гончарные изделия отличаются здесь наибольшей «чистотой» народного стиля, не затронутого влиянием профессионального искусства. Наиболее распространёнными изделиями в Сальватьерра-де-лос-Барросе являются ботихос и кувшины с одной ручкой из пористой терракоты . Наиболее часто встречаемый орнамент — цветы и листья, обозначенные тщательной шлифовкой. Также широко была распространена в Эстремадуре ковка железа . Регион стал известен как центр оригинальной испанской ковки с XVII века. Наиболее распространён эстремадурский стиль «витого железа» с основным мотивом волюты , который со временем был заимствован в Саламанке , Саморе и Андалусии. Для данного стиля характерно вплетение в общую цепь «завитков» фигур животных, фантастических химер, сказочных персонажей и т. п. Ремесленные мастерские ковщиков, работающие по традиционным технологиям, сохранялись в Эстремадуре до середины XX века .

Тип поселения и жилища

Сельские поселения эстремадурцев ( пуэбло ), насчитывающие до нескольких тысяч дворов, схожи с ла-манчскими и северноандалузскими поселениями. Расстояния между пуэбло, как правило, сравнительно большие — до 15—20 километров. Преобладающий тип поселений — кучевые. Дома строили в основном из сырцового кирпича на каменном фундаменте с двух- или четырёхскатной черепичной крышей , иногда с каркасным верхним этажом, и так же, как и в Ла-Манче, стены домов белили. Хозяйственные постройки образовывали замкнутый двор за домом .

Языки

Языки и диалекты на территории Эстремадуры

Помимо стандартного испанского языка среди эстремадурцев (в основном сельских жителей) по всей территории региона, исключая его северо-западную часть, распространены эстремадурские говоры , близкие ла-манчского и андалузского диалектов . На северо-западе Эстремадуры сохраняются эстремадурские говоры , относящиеся к астуро-леонскому языковому ареалу . Со второй половины XX века на основе данных говоров предпринимаются попытки выработки литературной нормы эстремадурского языка . Помимо этого, в трёх селениях комарки Сьерра-де-Гата на северо-западе Эстремадуры сохраняется галисийско-португальский диалект фала , испытавший эстремадурское влияние. В некоторых населённых пунктах на границе с Португалией ( Оливенса , Седильо , Эррера-де-Алькантара ) представители старшего поколения владеют португальским языком .

Особенности культуры

По различию в культурно-бытовых чертах Эстремадура делится на два региона — северный, относящийся к центральному этнографическому ареалу Испании вместе с Кастилией и Леоном , Кастилией и Ла-Манчей , а также Мадридом , и южный, относящийся к южному этнографическому ареалу вместе с Андалусией .

Эстремадурский музыкальный фольклор на севере близок к музыке Кастилии и Леона, на юге — к музыке Андалусии .

Для женского традиционного костюма Эстремадуры характерны филигранные украшения, богатая вышивка шёлком, золотом и серебром . В Эстремадуре народные костюмы были повседневной одеждой длительное время — вплоть до второй половины XX века .

Примечания

Комментарии
  1. Среди жителей современной Испании преобладает региональное самосознание . Население, говорящее на испанском языке , не противопоставляет себя как единая этническая общность с общим самосознанием и общим самоназванием носителям каталанского и галисийского языков , и даже носителям нероманского баскского языка . Этноним «испанцы» принято относить ко всем гражданам Испании, говорящим на коренных языках страны . А под термином «народы Испании» подразумевают как басков , каталонцев , галисийцев , так и арагонцев , канарцев , , валенсийцев и другие региональные общности в тех или иных исторических областях страны. Для ряда региональных общностей характерен переход от территориальной идентичности к этнической. В разных частях Испании существуют общественные движения, поддерживающие и распространяющие идеи признания своей региональной общности отдельным народом , а своего — самостоятельным языком , например, региональное движение астурийцев , считающих астурийский язык отдельным от испанского. Чаще всего у жителей Испании отмечается сочетание общегосударственного и регионального самосознания: «кастилец и при этом испанец», «андалусиец и при этом испанец», «баск и при этом испанец» и т. п.
Источники
  1. / Кожановский А. Н. , Садомская Н. Н. // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 81. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9 . (Дата обращения: 23 сентября 2022)
  2. Кожановский А. Н. // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. редактор В. А. Тишков ; Редкол.: О. Ю. Артёмова (отв. секретарь), С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский , (зам. гл. ред.), В. А. Попов , П. И. Пучков (зам. гл. ред.), . — М. : Большая Российская энциклопедия , 2000. — С. 199 . — ISBN 5-85270-155-6 . 10 апреля 2022 года. (Дата обращения: 23 сентября 2022)
  3. Кабицкий М. Е. Конструирование образа «Чужого»: этнокультурные группы в Южной Европе // / Отв. редакторы и составители М. Е. Кабицкий , М. Ю. Мартынова . — М. : ИЭА РАН , 2016. — С. 76—77. — 302 с. — ISBN 978-5-4211-0156-7 . 2 октября 2021 года. (Дата обращения: 23 сентября 2022)
  4. , с. 427—428.
  5. Pridham G. / Edited by Geoffrey Pridham. — Oxon, New York: Routledge , 2016. — P. 165. — 242 p. — ISBN 978-1-317-35171-9 .
  6. Schrijver F. . — Amsterdam: , 2006. — P. 98. — 434 p. — ISBN 978-90-5629-428-1 .
  7. , с. 433—434, 436—437.
  8. , с. 488, 490.
  9. , с. 441, 443—444.
  10. Испанский язык // Языки мира. Романские языки / редакционная коллегия тома , , . — М. : , 2001. — С. 457. — 720 с. — ISBN 5-87444-016-X .
  11. , с. 459—460.

Литература

Источник —

Same as Эстремадурцы