Interested Article - Вакейро

Ваке́йро (полное название Ваке́йро де альса́да , также вакейрос ; астур. vaqueiru, vaqueiru d’alzada , исп. vaqueiros de alzada ) — небольшая по численности cубэтническая группа астурийцев , населяющая горные районы Западной Астурии в Испании . В прошлом представляла собой изолированную группу , занимающуюся пастушеским отгонным скотоводством .

По типу хозяйствования и социального положения , которые характеризовали их ранее, схожи с субэтническими общностями пасиего (пасьего, пасьегос) (от названия реки Пас ) и монтаньесов (от исп. montaña «гора») — в горной Кантабрии , а также марагатов (марагатос) — в Леоне .

Традиционные занятия

Летнее жилище ( кабанья ) на пастбище Лас Табьернас (1927)

Традиционным занятием, по которому вакейро отличались от всех остальных групп астурийцев , было отгонное скотоводство . Вакейро объединялись в небольшие общины, которые, как правило, владели собственными пастбищами . У каждой из семей, входящей в общину, на летних и зимних горных пастбищах были построены помещения для скота и несколько временных жилых хижин, называвшихся кабанья и . В течение года семьи вакейро перегоняли стада с одного пастбища на другое — летом они откочёвывали выше в горы на (высокогорные пастбища), а с наступлением холодов возвращались вниз на зимние пастбища в долины. Зачастую в горы уходила только часть семьи, например, молодёжь. Период высокогорного выпаса назывался у вакейро альсада , скот начинали перегонять выше в горы и обратно с гор в долины обычно в дни святого Михаила (8 мая и 29 сентября). Возвращаясь в долины вакейро обменивали свои продукты на хлеб, овощи, разного рода ремесленные изделия у других групп астурийцев ( шальдо или марнуэто ), которые вели оседлый образ жизни .

Помимо скотоводства так же, как и пасиего и марагаты , вакейро могли выполнять работу погонщиков или разносчиков. Иногда могли быть бродячими торговцами. Во времена, когда в Астурии отсутствовали обустроенные дороги, вакейро были звеном, поддерживающим сообщение через горные перевалы между городами центра Испании и портами на северном побережье страны .

Социальная изоляция

Церковь в приходе , замурованная дверь в которой слева раньше предназначалась для вакейро

В книге «Los pueblos malditos: (agotes, pasiegos, vaqueiros de alzada, maragatos, chuetas)» авторы Х.-М. Отаменди и Ф. М. Агинагальде назвали вакейро в числе прочих изолированных групп Испании «проклятыми народами». По мнению этнолога и историка М. Е. Кабицкого «они носят характер не просто этнокультурных групп , а практически кастовых групп , что включает замкнутость ( эндогамию ), изоляцию и стигматизацию , профессиональную специализацию, особые черты материальной и духовной культуры » . Особое социальное положение вакейро сопровождалось в прошлом различными формами дискриминации . Им было запрещено участвовать в выборах. Нельзя было вступать в брак с представителями соседних астурийских оседлых групп (поэтому браки заключались только внутри общины). Детям вакейро не позволялось учиться в школе. В церкви для вакейро было предусмотрено особое, считающееся непрестижным место, вход для них в церковь нередко был отдельным от входа для остальных верующих . Во время праздников вакейро не позволялось присоединяться к шествиям, нести хоругви, статуи. Иногда вакейро запрещалось танцевать с представителями группы шальдо .

Изоляция вакейро была причиной того, что их культурные особенности сохраняли архаичное состояние, а уровень жизни у них был низким в сравнении с соседними группами астурийцев .

Причинами изоляции вакейро и других подобных групп в Испании могли быть помимо их образа жизни и традиционных занятий самые различные, чаще всего мнимые, представления о данных общностях. В частности, филолог, историк и фольклорист Р. Менендес Пидаль упоминает о якобы имеющихся антропологических отличиях вакейро: они «похоже, представляют собой особую расу, населяющую значительную часть Запада Астурии» .

Принадлежность тех или иных астурийских семей к группе вакейро определялась (и определяется в настоящее время) по фамилии . В частности, с вакейро идентифицируют астурийцев с фамилиями Гайо, Кано, Фейто, Гарридо, Барреро, Фрейхе, Паррондо и т. д. .

Язык

Говоры вакейро ( бранас вакейрас ) на карте астуро-леонских диалектов в Астурии

Вакейро являются носителями . В этих говорах имеется особая фонема / ḷḷ /, которая отмечается на месте бокового палатального сонанта / ʎ / , изменившегося в процессе йеизма в разных частях западноастурийского ареала в [ ʈ͡ʂ ], [ ɖ͡ʐ ], [ ɖ ], [ t͡s ]. Для обозначения этой фонемы на письме используется знак , которому в стандартном астурийском языке соответствует диграф . Данный знак называют («пастушеское че») , что может вызывать, по мнению М. Е. Кабицкого, ассоциацию «говорящий по-астурийски — вакейро» .

Особенности культуры

Вакейро не только сохранили свои культурно-бытовые особенности в наиболее архаичной форме, но и чаще остальных астурийских общностей используют свой диалект и народные традиции в повседневной жизни. Поэтому в современном астурийском национальном движении традиционную одежду или музыкальный фольклор вакейро принято считать наиболее типичными астурийскими. Культура вакейро тем самым становится олицетворением астурийской культурной самобытности .

Свадебная церемония

Свадебная церемония вакейро, снятая Х. Л. Гомесом Линаресом в 2005 году в местечке Аристебано муниципалитета Вальдес .

Изучение

О вакейро писали Г. М. де Ховельянос — писатель и и общественный деятель эпохи Просвещения (в XVIII веке) и Р. Менендес Пидаль (в XX веке). Последний является автором исследования о говорах вакейро « Вакейро и пасиего. Два вопроса лингвистической географии » (1954) .

Примечания

Комментарии
  1. «Вакейро» ( vaqueiro / vaqueiru ) — слово, обозначающее в астурийском , а также в галисийском и португальском языках «пастухов крупного рогатого скота», а «альсада» ( alzada ) — слово, обозначающее «подъём» .
  2. Некоторая часть пастушеской общности пасиего населяет соседние с Кантабрией горные районы Леона и Кастилии .
  3. Об ограничениях для вакейро в церкви напоминают остающиеся в наше время надписи на полу в некоторых астурийских храмах типа No pasen de aquí a oír misa los vaqueiros «Вакейро, приходящим слушать мессу, дальше не проходить» .
  4. Фамилии Гайо, Кано, Фейто, Гарридо, Барреро и т. д. могут быть распространены по всей Испании , но связывают принадлежность семей с такими фамилиями с вакейро только в месте расселения данной субэтнической группы .
Источники
  1. , p. 7.
  2. , с. 75.
  3. / Кожановский А. Н. , Садомская Н. Н. // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 81. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9 . (Дата обращения: 10 сентября 2022)
  4. Кожановский А. Н. // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. редактор В. А. Тишков ; Редкол.: О. Ю. Артёмова (отв. секретарь), С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский , (зам. гл. ред.), В. А. Попов , П. И. Пучков (зам. гл. ред.), . — М. : Большая Российская энциклопедия , 2000. — С. 199 . — ISBN 5-85270-155-6 . 10 апреля 2022 года. (Дата обращения: 10 сентября 2022)
  5. , с. 76.
  6. , с. 75—76.
  7. , с. 80—81.
  8. . — 7ª edición revisada. — Uviéu: Academia de la Llingua Asturiana , 2012. — P. 14, 33. — 345 p. — ISBN 978-84-8168-532-9 . 26 марта 2022 года. (астур.) (Дата обращения: 10 сентября 2022)
  9. . — Tercera edición. — Uviéu: Academia de la Llingua Asturiana , 2001. — P. 16—17, 42. — 442 p. — ISBN 84-8168-310-8 . 20 сентября 2022 года. (астур.) (Дата обращения: 10 сентября 2022)
  10. . . — Oviedo: Academia de la Llingua Asturiana , 2003. — P. 34—36. — 492 p. — ISBN 84-8168-341-8 . 31 августа 2022 года. (Дата обращения: 10 сентября 2022)
  11. Астурийский язык // Языки мира. Романские языки / редакционная коллегия тома , , . — М. : , 2001. — С. . — 720 с. — ISBN 5-87444-016-X .
  12. , с. 78—79.
  13. , с. 79.
  14. , с. 77.
  15. , с. 77—78.

Литература

Источник —

Same as Вакейро