Interested Article - Сарабанда
- 2020-09-16
- 1
Сарабанда ( исп. zarabanda ) — старинный испанский танец . Известен с XVI века , этимология названия не установлена. Из подвижного и карнавального перешёл, сохранив мелодико-гармоническую формулу, в род торжественного танца-шествия, став неотъемлемой частью сюит . Благодаря испанским инструменталистам XVI века, раскрывшим в своих сочинениях мелодическое и ритмическое богатство иберо-американской народной музыки, музыкальная тема сарабанды, равно как фолии , чаконы и пассакальи , оказала воздействие на общеевропейскую композиторскую практику .
История
Литературная форма традиционных танцевально-песенных текстов, известных под названием сарабанда, близка заджаль -строфической форме с припевом арабско-романского происхождения, распространённой в Андалусии с XI века .
Ранние испанские документы свидетельствуют также о связи сарабанды с латиноамериканским (в частности, мексиканским) танцевальным фольклором .
Изначально в Испанию был введен как «танец урожая».
Ранние формы сарабанды описываются классиками испанской литературы (такими как М. де Сервантес , Лопе де Вега , Ф. Ортиц, Э. Наварро) как резвый, озорной, темпераментный танец, исполнявшийся под удары барабана и кастаньет .
Сарабанда на текст Педро де Треджо пелась в Мехико во время погребальной церемонии, за что её автора привлекли к суду инквизиции , это было первое упоминание Сарабанды и относится оно к 1569 .
После нескольких не слишком удачных попыток католической церкви запретить его исполнение начинается сознательное переосмысление танца, призванное снизить его популярность: в 1583 пение сарабанды было запрещено в Испании, а в 1618 году сарабанда становится, несмотря на запрет, придворным танцем в той же Испании, приобретя торжественный, величественный характер.
Танцевали её с сопровождением гитары или пения с флейтой и арфой. Позднее (с середины XVII века) этот танец перешел во Францию в переработанном виде, получив более благородный и величественный характер. Темп в обновленной сарабанде медленный, счёт в , форма двухколенная, то есть «квадратное» строение (каждое колено в восемь тактов).
Музыка поздней сарабанды имеет уже суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе. Исполняется на похоронах, и музыка к ней пишется на заказ в минорном ладе. Пример из эпохи барокко — Генделя .
Однако быстрый и медленный виды танца сосуществовали долгое время (например, в творчестве А. Вивальди ).
В Англии сарабанда появилась в начале XVII века, причём здесь бытовал преимущественно быстрый тип танца; в немецких источниках того же периода содержатся обе её разновидности, однако распространение подвижной сарабанды относится к более раннему времени.
В эпоху барокко сарабанда становится неотъемлемой частью инструментальной сюиты (торжественным танцем-шествием, обычно третьим либо четвёртым по счёту, после аллеманды и куранты ).
Таким образом, в XVII—XVIII вв. облагороженный вариант этого танца распространился в Западной Европе как бальный танец, который потеряет свою популярность только ко второй половине XVIII века.
Тактовый размер
Начиная с середины 17 века сарабанда становится постоянной частью инструментальной танцевальной сюиты , в которой она занимает место перед заключительной, жигой .
Важнейшие признаки жанра — это медленный темп, характер шествия, трёхдольный метр (3/4 или 3/2) и акцент на второй доле такта . Наивысшими достижениями этого жанра являются сарабанды из инструментальных сюит Г. Ф. Генделя и И. С. Баха .
С 20 века сарабанды встречаются в инструментальных произведениях ряда композиторов, в творчестве которых заметны неоклассические тенденции. Это сюита "Pour le piano", 1901, "Образы", 1905, Дебюсси , балет "Агон" Стравинского , 1957 .
Сарабанда в кинематографе
Третья часть из сюиты ре-минор для клавесина (HWV 437) Генделя приобрела известность, когда оркестровая версия была использована Стенли Кубриком в фильме 1975 года « Барри Линдон ».
Фильм Ингмара Бергмана , который вышел на экраны в 2003 году (последняя работа знаменитого шведского кинорежиссёра ), называется « Сарабанда » ( швед. Saraband). По словам режиссёра, «Название вызывает ассоциации с замечательной виолончельной сюитой Баха . Сарабанда — это танец, который танцует пара… Фильм следует структуре сарабанды: здесь всегда присутствуют двое — во всех десяти сценах и в эпилоге» . Среди музыки, звучащей в картине, есть и «Сарабанда» Иоганна Себастьяна Баха .
Примечания
- Т. Л. Ляхова. Сарабанда // Окунев — Симович. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1978. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 4).
- . historicaldance.spb.ru. Дата обращения: 2 сентября 2017. 2 сентября 2017 года.
- ↑ . www.belcanto.ru. Дата обращения: 2 сентября 2017. 3 сентября 2017 года.
- ↑ . bigenc.ru . Дата обращения: 16 декабря 2021. 4 ноября 2021 года.
- ↑ . www.belcanto.ru . Дата обращения: 16 декабря 2021. 16 декабря 2021 года.
- . Искусство кино. Дата обращения: 31 марта 2020. 25 февраля 2020 года.
Ссылки
- Чакона
- Пассакалья
- Фолия
- — саундтрек.
- — часть информации.
Литература
- Волкова Г. И. zarabanda // Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник. — М. : Высш. шк. , 2006. — С. 592. — 656 с. — ISBN 5-06-004248-0 .
- Richard Hudson. The Folia, the saraband, the passacaglia, and the chaconne : the historical evolution of four forms that originated in music for the five-course Spanish guitar (compiled by Richard Hudson).Neuhausen-Stuttgart : American Institute of Musicology : Hanssler-Verlag, 1982. Description: 1 score (4 v.) : facsims. ; 30 cm. Series: Musicological studies & documents ; 35 Publisher No.: 68.735/10 Hanssler-Verlag 68.735/20 Hanssler-Verlag 68.735/30 Hanssler-Verlag 68.735/40 Hanssler-Verlag Contents: v. 1. The folia -- v. 2. The saraband -- v. 3. The passacaglia -- v. 4. The chaconne. Subjects: Music -- 16th century. Music -- 17th century. Music -- 18th century. Folias (Music) Sarabands. Passacaglias. Chaconnes.
- 2020-09-16
- 1