Interested Article - Павана

Пава́на или Важный танец — торжественный медленный танец, распространённый в Европе в XVI веке и музыка к этому танцу. Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь.

Происхождение

Павана пришла на смену популярному в XV веке бас-дансу («низкому» танцу, то есть без прыжков). Считается, что она появилась в начале XVI века, быстро став одним из самых популярных придворных танцев.

По одной версии павана или падована ( итал. padovana ) появилась в итальянском городе Падуя ( итал. Padova ), по которому и получила своё название. По другой (устаревшей) версии, это танец испанского происхождения ( исп. pavana , от лат. pavo павлин ), и название связано с его торжественным церемониальным характером. Возможно, что падована существовала одновременно с паваной, но это был совершенно другой танец: быстрый, размером 6/8 или 12/8, схожий с гальярдой или сальтарелло . Возможно также, что термин «падована» объединял павану и её более позднюю разновидность пассамеццо .

Были известны испанская, итальянская, французская и немецкая паваны, различающиеся своим характером. Исследователи считают [ кто? ] , что более вероятно итальянское происхождение танца. Туано Арбо в своём труде « Оркезография » (1589) сообщал, что павана пришла во Францию из Испании при Генрихе III . В труде Жоржа Дера говорится, что павана — танец французского происхождения, вывезенный из Франции в 1574 году и что описание паваны у Туано Арбо сильно отличается от описания испанских паван, которые исполняются более оживлённо.

Исполнение

Павана — придворный, аристократический танец, который давал возможность показать изящество манер и движений; в народе его не танцевали. Кавалеры исполняли павану при шпаге, в плащах, дамы — в парадных платьях со шлейфами . В паване, в отличие от бранлей , где только темп объединял танцующих, фигуры соответствуют музыкальным фразам.

Павану танцевали одновременно одна или две пары. При дворе бал открывался исполнением паваны королём и королевой, затем танцевал дофин, вслед за ним — другие знатные особы.

На протяжении всего танца используется только одно па — шаг паваны, который может быть простым или двойным и делаться вперёд, назад или в сторону.

  • Простой шаг паваны: скользящий шаг с переносом веса на шагающую ногу (свободная нога приставляется или заносится перед шагающей с поворотом корпуса).
  • Двойной шаг паваны: шагающая нога скользит вперёд, тяжесть переносится на неё; свободная нога подтягивается; шагающая нога снова скользит вперёд, вес переносится на неё; свободная нога заносится перед ней с поворотом корпуса.

Комбинацию составляют два одинарных и один двойной шаг. Композиция состоит из шагов паваны вперёд—назад, обходов партнёрами друг друга и поклонов.

Шаги паваны дожили до нынешних дней как «нерешительные шаги» в церемонии бракосочетания [ источник не указан 2868 дней ] .

В музыке

Типичные черты паваны
Пьер Аттеньян . Павана.
Морис Равель . Павана на смерть инфанты.
  • медленный темп;
  • двудольный метр на 4/4 или 2/4;
  • торжественно-величавый характер;
  • двухчастная форма;
  • преимущественно аккордовое изложение, в которое иногда добавляются пассажи;
  • музыкальное сопровождение исполняется гобоями и тромбонами при поддержке барабана , подчёркивающего ритм танца;
  • ритм аккомпанирующего барабана обычно 1/2-1/4-1/4 или подобный, такая же структура обычно повторяется в мелодии;
  • в сюите павана обычно объединялась с гальярдой или другими подобными танцами.

Паваны часто встречались в сборниках для лютни , клавира или консортов. Паваны сочиняли Пьер Аттеньян , Клод Жервез , , Уильям Бёрд , Томас Морли , Ян Свелинк , Джон Дауленд , Орландо Гиббонс , Иоганн Шейн , Самуэль Шейдт , Якоб ван Эйк . Одна из самых известных паван — Belle qui tiens ma vie , которая поётся на четыре голоса.

В XVI веке павана достигает своего расцвета в творчестве английских вёрджиналистов . В XVI—XVII веках во Франции в форме паваны или аллеманды писались «Надгробия» (томбо) — инструментальные пьесы памяти умершего. В XVII веке павана получает распространение в качестве вступительной части немецкой сюиты . В XVIII веке павана в сюите она заменяется аллемандой , а в итальянской — «синфонией».

Павана, 1530.

Танец встречается и в творчестве композиторов XIX—XX веков:

Начало «Паваны на смерть инфанты» Равеля

См. также

Примечания

  1. Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

Источник —

Same as Павана