Interested Article - Насыщенность (цвет)

В физике насыщенность цвета определяется характером распределения излучения в спектре видимого света. Наиболее насыщенный цвет образуется при существовании пика излучения на одной длине волны , в то время как более равномерное по спектру излучение будет восприниматься как менее насыщенный цвет. В формирования цвета, например, при смешении красок на бумаге, снижение насыщенности будет наблюдаться при добавлении белых, серых, чёрных красок, а также при добавлении краски дополнительного хроматического тона . Насыщенный цвет можно назвать «сочным», «глубоким», менее насыщенный — «приглушённым», приближённым к серому . Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого. Насыщенность ( ) — одна из трёх координат в цветовых пространствах HSL и HSV . Насыщенность (цветовая насыщенность, англ. chroma ) в цветовых пространствах CIE 1976 L*a*b* и является неформализованной величиной, используемой в представлении CIE L*C*h ( англ. lightness светлота ; англ. chroma — хрома, насыщенность; англ. hue тон ).

В теории цвета колористике насыщенность цветового, или хроматического тона характеризуется зрительными качествами ясности и чистоты, которые достигаются отсутствием или минимизацией примесей других тонов .

Поэтому более насыщенными являются основные тона цветового спектра: красный, синий и жёлтый. Наименее насыщенны ахроматические тона (от белого до чёрного), поэтому они обладают максимальной способностью поглощать тона хроматического ряда. Добавление в цветовой тон чёрного или белого снижает его насыщенность .

Категория насыщенности цвета в живописи

Насыщенность цветового тона в изобразительном искусстве характеризуется взаимодействием яркости и светлоты . Так в технике живописи или декоративной росписи эквивалентами цветовых тонов являются краски. Следовательно, добавление в ту или иную краску чёрного либо белого пигмента , даже в небольших количествах, существенно снижает насыщенность цветового тона, которая в данном случае именуется светлотой. Белила увеличивают светлоту тона, но снижают его насыщенность (разбеливают краску), чёрная краска уменьшает светлоту, но также снижает насыщенность. Соотношение пигмента и связующего вещества красок меняет насыщенность цвета аналогичным образом. Например, увеличение количества воды в акварели или масла в масляной живописи разбеливает тон, увеличивая его светлоту, снижает насыщенность. Более того, любое смешение красок также снижает насыщенность цвета. Поэтому старые мастера стремились избегать смешения красок, они пользовались чистыми пигментами, а для расширения палитры, получения оттенков, тональных нюансов и валёров , применяли лессировки .

Подобная техника позволяла сохранять одновременно чистоту и насыщенность тона. Недаром, картины старых мастеров, исключая случаи потемнения покрывного лака , сияют будто написаны только вчера. В эстетическом смысле насыщенность цветового тона определяет его выразительность, глубину, звучность; в художественном смысле — значительность .

Примечания

  1. Власов В. Г. Насыщенность цвета // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 68—69
  2. Агостон Ж. А. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. — М.: Мир, 1982
  3. Розенблюм Е. А. Курс основ композиции // Декоративное искусство СССР. — 1969. — № 9, 10
  4. Киплик Д. И. Техника живописи. — М.: Сварог и К, 1998. — С. 361, 379
  5. Власов В. Г. Насыщенность цвета. — С. 69

См. также

Источник —

Same as Насыщенность (цвет)