Interested Article - International Klein Blue

IKB 191. Монохромная картина. 1962 г.

International Klein Blue (IKB) — краска синего цвета , запатентованная французским художником Ивом Кляйном в 1960 году , а также оттенок, передаваемый этой краской .

История

Синий цвет всегда имел для Ива Кляйна особое значение. Он считал, что все остальные цвета порождают слишком конкретные ассоциации, тогда как синий вызывает в воображении самое абстрактное, что только есть в природе — небо и море . В 1946 году ему привиделось, будто он подписывает собственное имя на обратной стороне неба. И будущий художник разозлился на птиц, которые пролетели по небу и испортили то, что он назвал своим «величайшим и прекраснейшим творением» .

Помимо синего цвета, наблюдаемого в природе, у Кляйна был ещё один источник вдохновения — фрески Джотто в капелле Скровеньи . Их ярко-ультрамариновый фон внушил Кляйну идею создания монохромных картин, которую он впоследствии реализует.

Начиная с 1940-х годов, Кляйн много экспериментировал с ультрамариновым пигментом . Его целью было сохранить на холсте особую текстуру и яркость сырого пигмента, которые обыкновенно исчезали при смешивании ультрамарина с любым закрепителем. Наконец в 1956 году, с помощью парижского торговца красками Эдуара Адама, Кляйн обнаруживает синтетическую смолу «Rhodopas M60A», которая позволяет добиться желаемого эффекта: при смешивании с ней ультрамарин полностью сохраняет свои цветовые характеристики .

В 1960 году Кляйн запатентовал придуманный им состав под названием International Klein Blue . Патент был выдан не на определённый оттенок синего — что было бы юридически невозможно — но на технологию его получения и закрепления.

Использование в искусстве

«L’accord bleu», 1960. Фрагмент

В 1957 году в творчестве Кляйна начался «синий период» . Он выставляет в Милане 11 монохромных работ одинакового формата (78 x 56 см), сплошь закрашенных ультрамариновым синим. В буклете, анонсирующем выставку, говорилось, что на ней будет представлен «синий сам по себе, свободный от всяческой функциональности» . Позднее в 1957 году, повторяя ту же выставку во Франции, Кляйн отметил её открытие запуском 1001 синего воздушного шарика в небе над Парижем .

К этому времени он уже овладел техникой создания картин, имеющих особый, исключительно насыщенный оттенок синего. Он расстилал холст на деревянной поверхности, на которую предварительно наносился казеин . Затем он наносил синюю краску, смешанную с быстро испаряющимся фиксативом. Когда краска высыхала, возникало ощущение «бархатной» текстуры и глубины .

В общей сложности Кляйн создал около 200 синих монохромных картин. Названий они не имели, но после смерти художника его вдова пронумеровала все известные ей картины с использованием IKB, дав им номера от 1 до 194 .

Однако холст был далеко не единственным пространством, на котором Кляйн экспериментировал с синим цветом. Самыми известными его произведениями стали так называемые «антропометрии»: под руководством художника обнажённые девушки, покрытые синей краской, оставляли отпечаток своего тела на белых листах бумаги . Первая демонстрация техники «живых кистей», как называл её сам Кляйн, состоялась в 1958 году. Художник наносил на тело моделей краску, а затем они, следуя указаниям Кляйна, подходили вплотную к вертикально расположенным листам бумаги. Всего таких синих антропометрий было около 180 .

В 1960 году, вскоре после получения патента на IKB, Кляйн создал первую из так называемых «Космогоний». Он прикрепил к крыше своей машины холст, покрытый синей краской, и отправился из Парижа в Кань-сюр-Мер . На протяжении поездки холст подвергался воздействию ветра, дождя и пыли, то есть нёс на себе следы воздействия времени и природных стихий .

В 1962 году Кляйн создаёт своеобразный портрет своего друга, художника Армана : слепок его обнажённого тела, окрашенный IKB и помещённый на золотой фон .

Кляйн создавал также гигантские скульптуры из губок, окрашенных в синий цвет, после того как заметил, что на текстуре губки синий смотрится особенно впечатляюще . Кроме того, губки имели для него символическое значение: Кляйн считал, что, подобно тому как губка впитывает наносимую на неё краску, зритель, стоящий перед картиной, также «впитывает» в себя её цвет .

В творчестве Кляйна присутствовали и другие объекты цвета ультрамарина: к примеру, глобус, окрашенный IKB, — произведение называлось «Globe terrestre bleue» («Синий земной шар») .

Примечания

  1. 30 мая 2013 года.
  2. . Дата обращения: 2 января 2016. 14 января 2016 года.
  3. . Дата обращения: 2 января 2016. 14 января 2016 года.
  4. .
  5. .
  6. .
  7. .

Литература

  • Шувалова А.С. // Артикульт. — 2014. — № 16 (4) . — С. 121—135 .
  • (фр.) . — 2014. — N o 16 (4) . — P. 121—135 .

Ссылки

  • Sophie Howarth. (англ.) . Tate Gallery (апрель 2000). Дата обращения: 2 января 2015.
  • . Дата обращения: 2 января 2015.
  • Alastair Sooke. (англ.) . BBC (28 августа 2014). Дата обращения: 2 января 2015. Архивировано из 20 февраля 2015 года.
  • Sasha Frere-Jones. (англ.) . Дата обращения: 2 января 2015.
  • (фр.) . France 5. Дата обращения: 12 января 2015. Архивировано из 16 августа 2016 года.
  • (фр.) . Дата обращения: 12 января 2015.
Источник —

Same as International Klein Blue