Словом συνέδριον у греков называлось всякое собрание должностных лиц, особенно часто — городские магистраты. Под влиянием эллинизации городские советы, выполнявшие в основном политические и судебные функции, были введены и у евреев
. Еврейское слово «sanhedrin» изначально представляет собой форму
множественного числа
и не является прямым заимствованием, но происходит от формы σύνεδροι, «члены собрания», с еврейским окончанием множественного числа -in. Впоследствии это слово стало формой женского рода единственного числа и в этом качестве употребляется в Талмуде. Возможные переводы — «совет», «собрание», «суд», в славянской Библии — «сонм», «сонмище». Благодаря
синодальному переводу
Библии, в русском языке закрепился греческий оригинал этого слова — «синедрион».
Предмет рассмотрения
Законы Торы о судопроизводстве и управлении
В
законе Моисея
законы, касающиеся власти, управления и судопроизводства, разбросаны по разным местам Пятикнижия, вот некоторые из них:
Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным; не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды.
Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; и бедному не потворствуй в тяжбе его.
Не суди превратно тяжбы бедного твоего.
Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника.
Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых.
Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, [и будут] несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой, [чтобы призываемо было там имя Его], и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить.
Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе…
В законе Моисея содержится немало запретов, нарушение которых наказывается смертной казнью. В их числе: убийство, похищение человека, оскорбление родителей (
Исх.
), супружеская измена, кровосмешение, мужеложство, скотоложство (
Лев.
).
В некоторых случаях прямо указывается вид казни:
побивание камнями полагается за проповедь другой религии (
Втор.
), нарушение
шаббата
(
Чис.
), идолопоклонство (
Лев.
), колдовство (
), богохульство (
), постоянное непослушание родителям (
Втор.
), прелюбодеяние с обручённой девушкой (
Втор.
,
);
сожжение полагается за сожительство с женщиной и её матерью (
Лев.
), за блуд дочери
священника
(
Лев.
).
Упоминается обычай повешения казнённых на дереве (
Втор.
,
).
Смертная казнь предусмотрена также по отношению к животным: за убийство (
Исх.
) и за участие в скотоложстве (
Лев.
,
).
Процессуальное право в Мишне
Вопросы процессуального права рассматриваются в 1-5 главах трактата. Мишна устанавливает три вида судов.
Суд из трёх человек —
бейт-дин
(בית דין). Рассматривает имущественные споры; вопросы, связанные с воровством и нанесением телесных повреждений; случаи изнасилования; а также совращения малолетних; другие случаи нарушения законов
Торы
, за которые полагались телесные наказания (удары плетью). При рассмотрении гражданских дел судьи могут избираться сторонами дела (
третейский суд
). Также суд из трёх человек проводит обряды отказа от
левирата
, выкупа посвящённого имущества и т. п.; устанавливает точную дату начала нового лунного месяца и даты
иудейских праздников
. В ряде случаев предписывается расширять состав бет-дина.
Малый Синедрион
(סנהדרי קטנה) — региональный суд, состоящий из 23 судей. В полномочия входят нарушения законов, за которые могут присудить смертную казнь, в том числе по отношению к животным. В Мишне 1:6 приводится длинное толкование, почему в уголовном суде должно быть именно такое число членов.
Великий Синедрион
(סנהדרי גדולה) — верховный суд, состоящий из 71 члена (на основании
Чис.
, где сказано, что
Моисей
избрал себе в помощь 70 человек). Основной его функцией было вынесение
галахических
постановлений. Исключительному ведению верховного суда подлежали: вопросы правоспособности священников и левитов, суд над пророком и первосвященником, осуждение групп народа за
идолопоклонство
, объявление войны, назначение судей для отдельных
колен Израиля
, определение границы города
Иерусалима
и
Двора Храма
. Кворум для проведения заседания Великого Синедриона составлял 23 человека (Тосефта, 7:1).
Все вынесенные на суд дела должны быть подробно рассмотрены, это выводится из
Втор.
: «Разыщи, исследуй и хорошо расспроси». В уголовных делах строго соблюдается
презумпция невиновности
.
Уголовное и уголовно-исполнительное право в Мишне
Эти вопросы рассматриваются в 6-11 главах трактата. Для каждого уголовного преступления Мишна устанавливает один из четырёх видов
смертной казни
.
Побивание камнями (סקילה). Согласно Мишне, исполнителями казни были свидетели преступления. Приговорённого сбрасывали с высоты двух человеческих ростов; если он оставался жив, на него бросали большой камень; если и после этого оставался жив, его забрасывали камнями все присутствующие. Из стиха «Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (
Лев.
) выводится, что везде, где в Торе без упоминания вида казни говорится «кровь их на них» (например,
Лев.
), следует применять побивание камнями. Таким образом, к преступлениям, прямо указанным в Торе добавляются злословие по отношению к родителям, кровосмешение, мужеложство и скотоложство.
Сожжение (שרפה). Согласно Мишне, производилось путём бросания в рот осуждённого зажжённого фитиля.
Гемара
толкует слово «фитиль» (פתילה) как «оловянная палочка» и предполагает, что её расплавляли и вливали в рот осуждённому. Мишна категорически отвергает буквальное толкование слова «сожжение», то есть, что осуждённого следовало сжечь на костре — несмотря на то, что и в Мишне и в Тосефте приводится свидетельство о том, что казнь исполнялась именно так.
Отсечение головы (הרג, букв. «меч»). Эта казнь выводится из стиха о совращённом в идолопоклонство городе: «порази жителей того города острием меча» (
Втор.
). Из стиха «Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти» (
Исх.
) путём толкования выводится, что убийца должен наказываться также мечом.
Удушение (חנק) применяется в остальных случаях, т. е. за оскорбление действием в отношении родителей, похищение человека, неподчинение решению верховного суда (только по отношению к учёному), лжепророчество, прелюбодеяние.
Осуждение на смертную казнь в рамках закона не всегда бывает возможно, например, если убийство совершено в отсутствие свидетелей. В таких случаях Мишна предусматривает заключение виновного в тюрьму, где его морят голодом, пока он как бы сам не умрёт (мишна 8:5). За особые случаи святотатства допускается казнь без суда (
линчевание
, мишна 8:6).
Содержание
Трактат «Санхедрин» в Мишне содержит 11 глав и 71 параграф. Как и многие другие трактаты, он начинается с числового правила — указывается число членов суда.
Глава первая
устанавливает три вида судов (великий и малый синедрионы и бейт-дин из трёх человек) и рассматривает подсудность дел.
Глава вторая
рассматривает юридический статус
первосвященника
и царя. Установлено, что первосвященник с юридической точки зрения ничем не отличается от обычного человека. Царь, напротив, занимает особое положение. Он не может участвовать в судебном процессе ни в какой роли: ни как судья, ни как обвиняемый, ни как свидетель.
Глава третья
посвящена гражданскому судопроизводству. Здесь приводится список лиц, которые не могут быть судьями и свидетелями в суде в силу своей профессии или наличия родственных отношений с участниками дела. Также приводятся несколько правил судебной этики.
Глава четвёртая
устанавливает общие принципы уголовного судопроизводства. В главе описано устройство Великого Синедриона.
Глава пятая
рассматривает порядок ведения уголовного дела в суде — от допроса свидетелей до вынесения приговора.
Глава шестая
описывает процедуру казни через побивание камнями.
Глава седьмая
после описания остальных видов казней переходит к рассмотрению преступлений, наказуемых побиванием камнями.
Глава восьмая
посвящена превентивному наказанию. В конце главы описаны случаи, когда допускается убить человека в рамках необходимой обороны: чтобы предотвратить убийство, мужеложство или изнасилование обручённой девушки.
Глава девятая
рассматривает различные виды преступлений: преступления, наказуемые сожжением; убийство; преступления, за совершение которых допускается линчевание на месте.
Глава десятая
рассматривает наказание «совращённого города» (
Втор.
). Начинается глава с перечисления лиц, которые, подобно жителям совращённого города, не имеют удела в «будущем мире» (עולם הבא). Начало главы цитируется перед принятым в иудаизме субботним чтением трактата «
Пиркей авот
».
Глава одиннадцатая
посвящена преступлением, наказуемым удушением. В
Гемаре
десятая и одиннадцатая главы переставлены местами.
Затрагиваемые темы
Тосефта и Гемара к трактату содержат множество
агадических
фрагментов.
В первой главе Тосефты обсуждается вопрос о том, что правильнее — судить строго по закону или приводить стороны к соглашению.
Во второй главе Тосефты рассматриваются правила добавления к году дополнительного, тринадцатого месяца (введения которого периодически требует структура используемого евреями
лунно-солнечного календаря
).
В седьмой главе Тосефты описывается судопроизводство в Иерусалиме. В параграфе 7:11 приводятся семь приёмов толкования торы, применявшиеся
Гиллелем
.
В Мишне, 4:5 содержится текст свидетельской присяги, представляющий собой настоящую поэму. Выражение о том, что спасающий одного человека спасает целый мир, стало афоризмом.
В Тосефте, 12,3 обсуждается вопрос о необходимости наличия в деле вещественных доказательств.