Interested Article - Парсонс, Бетти

Бе́тти Па́рсонс ( англ. Betty Parsons ; 31 января 1900, Нью-Йорк — 23 июля 1982, на Лонг-Айленде ), американская художница , скульптор , галерист , арт-дилер и коллекционер ; наибольшую известность принесла ей работа по продвижению зарождающегося в середине XX века в Америке течения абстрактного экспрессионизма . Как многолетний владелец частной галереи в Нью-Йорке и практикующий художник, она поддерживала коллег, — ровесников и младших современников, — организуя выставки и публикации в прессе, шаг за шагом превращая вчерашних неустроенных маргиналов в респектабельных законодателей художественной моды.

Биография

Юность и первые шаги в искусстве

Бетти Бирн Пирсон родилась в 1900 году, и была средней из трех сестёр. Она происходила из очень состоятельной семьи. Привилегированное детство Бетти проходило в Нью-Йорке , Ньюпорте , Палм-Бич (в последних двух местах семья владела загородными домами) и в Париже .

В возрасте десяти лет Бетти была зачислена в принадлежавшую мисс Чапин престижную школу для девочек в Нью-Йорке ( (англ.) ) и провела здесь 5 лет, с 1910 по 1915 год. Хотя училась юная леди посредственно, зато познакомилась и сдружилась здесь со многими будущими компаньонками и единомышленницами.

В 1913 году Бетти посещает проходившую в Нью-Йорке Международную выставку современного искусства Armory Show ; свежее детское впечатление от грандиозной выставки раз и навсегда повернуло её судьбу в направлении искусства.

Весной 1920 года Бетти выходит замуж за Скайлера Ливингстона Парсонса , 8-ю годами старшего её, представителя одного из старейших семейств Нью-Йорка. После трёх лет брака пара разошлась. В то время они жили в Париже, и Бетти решает остаться в Европе, чтобы получить художественное образование. Она поступает в академию Гранд-Шомьер и, сделав выбор в пользу скульптуры, начинает брать уроки у живого классика Эмиля-Антуана Бурделя , а также у авангардистов российского происхождения Александра Архипенко и Осипа Цадкина .

Профессиональная карьера

Бетти Парсонс была одним из ведущих арт-дилеров Нью-Йорка . В сентябре 1946 года она открыла галерею собственного имени на пятом этаже дома № 15 на (англ.) на Манхэттене , в престижном районе Нью-Йорка , к югу от Центрального парка . Выставочное пространство галереи ранее принадлежало арт-дилеру Мортимеру Брандту , у которого Бетти Парсонс работала в течение двух лет, когда он расширил спектр своих (весьма консервативных прежде) интересов, открыв раздел современной живописи. Руководить этим разделом в 1944 году он и пригласил Бетти Парсонс.

Выставка, открывающая галерею (после переоформление помещения на имя новой владелицы в 1946 году) была посвящена живописи индейцев северо-западного побережья США. Организатором её выступил художник и теоретик Барнетт Ньюман при участии скульптора Тони Смита .

Занимаясь современным искусством в 40-х 50-х годах, Бетти Парсонс много работает с абстрактными экспрессионистами .

Вот далеко не полный список художников, сотрудничавших с галереей Бетти Парсонс:

Америка — перекрёсток духовных поисков, и потому она заняла центральное положение в мире. Американский художник в духовном отношении — гражданин мира.

Проблема принадлежности художников к американскому обществу не важна. Они могут создавать свои работы где угодно. Важно лишь то, что за ними стоит Американская мечта .

К концу 50-х , когда течение абстрактного экспрессионизма перешло в более размеренное русло, она начинает поддерживать зарождающиеся движения минимализма и поп-арта , сосредоточившись на более молодом поколении американских художников. В их числе:

Гомосексуальность

Хотя Бетти Парсонс вполне открыто говорила о своих любовных отношениях с женщинами в 20-е и 30-е , в дальнейшем она высказывалась более сдержанно. Профессионально занимаясь новыми формами американского искусства по возвращении из Европы Парсонс, пользуясь сложившимся в 40-х 50-х годах благоприятным фоном международного распространения абстрактного экспрессионизма, все силы отдаёт дилерству. Позднее, рефлексируя по поводу положения художника в изменившемся мире, в своих текстах она предлагает определение художественной абстракции, как инаковости (difference) .

Общественное признание

На склоне лет, в 1981 году многолетняя и вдохновляющая других верность искусству была вознаграждена вручением Бетти Парсонс ежегодной премии мэра Нью-Йорка ( ) с формулировкой «За выдающийся вклад в культурную жизнь города Нью-Йорка» . Она приняла награду из рук своего коллеги, арт-дилера Лео Кастелли , который перечислил полдюжины выдающихся и процветающих художников, выведенных из безвестности усилиями поверившей в их талант Бетти Парсонс.

Живопись и скульптура Бетти Парсонс

В поздних работах Бетти Парсонс, в которых она совмещает интерес к архитектонике скульптуры с импровизационностью и красочной музыкальностью живописи, прочитывается мягкая мечтательность, воспоминания о безмятежном рае детства.

Создавая многочисленные ассамбляжи (пожалуй, эти небольшие вещи Парсонс — наиболее оригинальный вклад художницы в историю американского постмодернизма ), в качестве материальной основы она использует своеобразные «дары моря»: выброшенные на берег, истёртые волнами прибоя обломки досок. Зритель волен трактовать их по своему вкусу; или как послания неведомых богов, или как звуки мольбы о помощи, доносящиеся с потерпевшего крушение судна. Недаром в этих собранных из фрагментов аккумуляциях часто возникает образ далёкого паруса.

Изображения в сети

  • , между 1943 и 1982. Бумага, гуашь. 22.7 x 30.0 см; Смитсоновский музей американского искусства
  • . Дерево, акрил 61,0 × 53,6 × 3.8 см.
  • (недоступная ссылка) . Дерево, акрил 43,2 × 33,0 × 2.5 см.
  • . Холст, акрил 117.0 x 156.3 см; англ.
  • от 23 июля 2015 на Wayback Machine . Раскрашенная конструкция; дерево, 61,0 × 38.1 см.
  • от 23 июля 2015 на Wayback Machine . Крашенный ассамбляж (дерево, металл) 76,2 × 45,7 × 7.6 см.
  • от 23 июля 2015 на Wayback Machine . Дерево, акрил 50,8 × 80,0 × 14.6 см.
  • Экспозиция живописи Бетти Парсонс от 4 марта 2015 на Wayback Machine и от 4 марта 2015 на Wayback Machine в Нью-Йоркской галерее Spanierman Modern. Март 2010.

Литература

Heléne Aylon (b. 1931). (англ.) // Art in America : журнал. — November, 2013. — P. 132–139 . — ISSN . 1 декабря 2014 года.

  • Peters, Lisa N. and William H. Gerdts . . — New York: Spanierman Modern, 2008. — 16 с. — ISBN 0945936907 . от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  • The Painted Sculpture of Betty Parsons. — Naples Museum of Art, 2005. — 79 с. — ISBN 097730180X .
  • Anne Cohen DePietro. Shaping a Generation: The Art and Artists of Betty Parsons / Helen A. Harrison. — Huntington, NY: Heckscher Museum of Art , 1999. — 76 с.
  • Lee Hal. . — New York: Harry N. Abrams, Inc., 1991. — 192 с. — ISBN 0810937123 .
  • Betty Parsons. Contemporary art from the estate of Betty Parsons: (exhibition and auction on November 9, 1983). — New York: Christie's, 1983.
  • Lawrence Alloway; Betty and Bryan Robertson. . — London: Whitechapel Gallery, 1968. — 23 с.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (англ.) — 2008.
  3. Скайлер Ливингстон Парсонс Младший (Schuyler Livingston «S. L. P.» Parsons, Jr 1892—1967) был завсегдатаем светских балов и приёмов, в то же время, стремился к искусству (был даже успешным декоратором); по легенде, Джордж Гершвин именно в его гостиной, в альбоме для посетителей набросал тему Голубой рапсодии . (Подробнее о S. L. P. см. его иллюстрированную биографию от 23 июля 2015 на Wayback Machine )
  4. В Париже , в те же годы, её соотечественник Исаму Ногучи занимается скульптурой под руководством Константина Бранкузи , а Джакометти и вовсе работает в тех же мастерских, что и Бетти Парсонс.
  5. Затем галерея переехала в дом № 24 на противоположной стороне 57-й улицы на Манхэттене .
  6. Мортимер Брандт (1905—1993), в течение 32 лет владелец «Mortimer Brandt Gallery», с 1937 по 1969 год располагал помещением для галереи в доме № 15 на той же (англ.) в Нью-Йорке . Он начинал с торговли антиквариатом и перепродажи картин старых мастеров, но во время Второй мировой войны активно взялся поддерживать значительный отряд спасавшихся в США от фашизма европейских авангардистов . Так, в феврале-марте 1944 года он организовал выставку « Color and Space in Modern Art since 1900 », в которой были показаны работы Матисса , Кандинского , Брака , Пикассо , Миро и Колдера . Позднее, в его галерее прошла первая персональная выставка Марка Ротко .
    Краткие биографические сведения о Мортимере Брандте см. в от 29 ноября 2014 на Wayback Machine на сайте The Baltimore Sun .
  7. Когда, в 1948 году Парсонс пошла на риск и организовала персональную выставку Джексона Поллока, она сказала:

    Он взорвал застоявшееся болото станковой живописи, настенной росписи. Его картины сами были стенами — целыми мирами, расширяющимися мирами.

    Lee Hal. . — New York: Harry N. Abrams, Inc., 1991. — С. 90. — ISBN 0810937123 . (недоступная ссылка)

    Журнал Life в нашумевшей от 12 декабря 2014 на Wayback Machine августовского 1949 года номера упоминает эту выставку, как крайне успешную, ведь на ней было продано 12 из 18-ти экспонировавшихся картин!

  8. Майкл Бренсон (Michael Brenson) приводит в опубликованном в Нью-Йорк Таймс некрологе Бетти Парсонс слова художника Ричарда Пусет-Дарта памяти галеристки:

    Она была одним из светочей раннего американского искусства. Она обожала живопись и любила художников. У неё был безошибочный глаз, она твёрдо держалась того, во что верила и проявляла огромное мужество, показывая публике любимых художников в те годы.

    , 24 июля 1982
  9. от 6 января 2020 на Wayback Machine художницы-минималистки Агнес Мартин прошла в галерее Бетти Парсонс в 1958 году.
  10. Хотя по возрасту Джозеф Корнелл ближе к старшим абстрактным экспрессионистам, интеллектуальная рафинированность его работ и опора на буквально взятый предмет принуждает трактовать его творчество скорее в терминах поп-арта и даже концептуализма .
  11. Ann Gibson (PhDa, Department of Art, Университет штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук англ. ). (англ.) // англ. : журнал. — 1994. — Vol. 27, no. 1-2 . — P. 245-270. — ISSN . — doi : .
  12. В разное время «Премии мэра Нью-Йорка за вклад в культуру и искусство» были удостоены:
  13. от 25 июля 2015 на Wayback Machine Мэра Нью-Йорка Эда Коча , опубликованное в Нью-Йорк Таймс 24 июня 1981 года.

Ссылки

Источник —

Same as Парсонс, Бетти