Гришко, Юрий Дмитриевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Юрий Дмитриевич Прокошкин ( 19 декабря 1929 , Москва — 1 марта 1997 , Протвино , Московская область ) — советский и российский физик , область научных интересов — физика элементарных частиц , профессор, доктор физико-математических наук, академик АН СССР , РАН и Европейской Академии . Лауреат Ленинской премии (1986).
Родился 19 декабря 1929 года в Москве в семье советского учёного Дмитрия Антоновича Прокошкина .
Его научная биография началась в 1951 году, когда он, будучи студентом физико-технического факультета МГУ , пришёл в лабораторию № 2 ЛИПАН (ныне НИЦ « Курчатовский институт ») для прохождения практики под руководством профессора М. С. Козодаева . В 1952 году окончил университет и в 1953 году по инициативе И. В. Курчатова был переведён вместе с сектором М. С. Козодаева в Дубну в Лабораторию ядерных проблем (ЛЯП) Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ), где начал работать на самом крупном в то время протонном синхроциклотроне .
Исследование реакции образования нейтрального пиона в протон -протонных столкновениях pp → ppπ 0 составило содержание его кандидатской диссертации, за которую ему в 1961 году по предложению официальных оппонентов А. М. Балдина и И. Я. Померанчука и присоединившегося к ним Б. М. Понтекорво была присуждена степень доктора физико-математических наук.
За экспериментальное открытие β-распада пиона Ю. Д. Прокошкин был награждён в 1965 году Академией наук золотой медалью И. В. Курчатова .
В 1963 году он возглавил Отдел экспериментальной физики Института физики высоких энергий и внёс большой вклад в организацию института, создание его экспериментальной базы и разработку программы исследований на крупнейшем в то время ускорителе . Под его руководством был разработан комплекс уникальной экспериментальной аппаратуры с использованием новой тогда в нашей стране методики работы « в линию » (on-line) c ЭВМ, были созданы газовые дифференциальные и пороговые черенковские счётчики с рекордным разрешением, уникальные сцинтиляционные годоскопы . Благодаря своевременному созданию экспериментальной аппаратуры физические эксперименты на ускорителе ИФВЭ начались сразу после его запуска в 1967 году, что редко случалось до этого в мировой практике.
За открытие масштабной инвариантности в 1986 году ему была присуждена Ленинская премия .
На посту председателя комитета научной политики при Государственной программе по физике высоких энергий Ю. Д. Прокошкин приложил большие усилия по развитию (а в последние годы по сохранению) этой фундаментальной области исследований в России; 24 ноября 1970 года был избран членом-корреспондентом АН СССР, а 15 декабря 1990 года — действительным членом. Был также избран в Европейскую академию наук (Academia Europea). В течение многих лет Ю. Д. Прокошкин был членом редколлегий журналов « Ядерная физика » и « Успехи физических наук ».
Скончался 1 марта 1997 года в Протвино от онкологического заболевания; похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
В 1955—1960 годах провёл прецизионное и всестороннее изучение процесса образования нейтрального пиона в нуклон -нуклонных и нуклон- ядерных столкновениях во всей доступной области энергий синхроциклотрона ЛЯП ОИЯИ.
В 1960 году спранивал эксперимент по прямой проверке одного из фундаментальных положений, созданной в 1958 году теории универсального слабого взаимодействия — сохранения векторного тока — путём обнаружения и измерения вероятности β-распада заряженного пиона на нейтральный пион, позитрон и электронное нейтрино : π + → π 0 + e + + ν e . Первые несколько событий β-распада пиона были обнаружены группой Ю. Д. Прокошкина в 1962 году . Позже β-распад пиона был зарегистрирован группой К.Руббиа в ЦЕРНе. В 1964 году группа Ю. Д. Прокошкина, измерив вероятность распада пиона на существенно большей статистике, подтвердила закон сохранения векторного тока.
Одновременно с поисками β-распад пиона группа Ю. Д. Прокошкина обнаружила впервые захват отрицательных пионов протонами в водородосодержащих соединениях . Дальнейшие исследования этого явления в различных веществах стали частью нового направления — .
Уже в первых исследованиях на ускорителе ИФВЭ в 1968—1972 годах Ю. Д. Прокошкиным и его сотрудниками были сделаны фундаментальные открытия, свидетельствующие о «новой» физике, связанной с составным строением адронов и динамическим проявлением их кварковых и глюонных составляющих.
Ю. Д. Прокошкиным и его сотрудниками были получены рекордные в то время ограничения на возможность существования свободных дробно-заряженных кварков, открыты ядра антигелия-3 и измерены выходы антидейтронов .
Был открыт рост эффективных сечений рассеяния положительных каонов на нуклонах и замедление падения сечений рассеяния отрицательных пионов на протонах и сечений нуклон-нуклонных взаимодействий . Обнаруженное явление получило название « ». Была открыта масштабная инвариантность в процессах инклюзивного рождения частиц, дана её интерпретация на основе кварк - партонного строения адронов , что дало возможность предсказывать выходы частиц в адрон-адронных столкновениях .
В 1973 году под руководством Ю. Д. Прокошкина начались работы по созданию новой экспериментальной методики регистрации событий с большим числом γ-квантов с помощью годоскопических черенковских детекторов . В результате была создана установка НИЦЕ , на которой в 1975 году обнаружен мезон со спином 4 — f 4 (2050)- или h-мезон .
Позже были построены крупные спектрометры ГАМС-2000 и ГАМС-4000 (ГАМС — годоскопический автоматизированный многофотонный спектрометр), первый из которых использовался в совместном эксперименте ИФВЭ - ЦЕРН в ИФВЭ, в котором проводилось изучение зарядовообменных процессов с целью поиска экзотических мезонов и мезонов с высокими спинами. Спектрометр ГАМС-4000 использовался в ряде экспериментов в ЦЕРН.
Разработанная Ю. Д. Прокошкиным система регистрации частиц, лежащая в основе ГАМС, получила мировое признание. Она использовалась в экспериментах на Европейском гибридном спектрометре ЦЕРН, в Лаборатории Ферми , в Брукхейвенской Лаборатории и в других экспериментах.
В 1983 году на установке ГАМС-2000 был открыт G(1590)-мезон с экзотически усиленными распадами по каналам ηη и η’η, который рассматривался как наиболее вероятный кандидат в скалярные глюболы . Проведённые позже исследования подтвердили, что эта частица действительно содержит наибольшую глюонную компоненту (сейчас этот резонанс входит в таблицы элементарных частиц под названием f 0 (1500)-мезон ).
В этом же году на спектрометре ГАМС-2000 был обнаружен f 6 (2510)-мезон со спином 6, существование которого в 1998 году было подтверждено в эксперименте в ЦЕРН на спектрометре ГАМС-4000 .
В 1995 году в эксперименте по изучению нейтральных мезонов, рождающихся в центральных соударениях пионов и протонов с нуклонами , на установке в эксперименте NA12/2 на 450-ГэВ ускорителе ЦЕРН с использованием гамма-спектрометра ГАМС-4000 был обнаружен f 2 (2175)-мезон , который по экзотике своего распада рассматривается как вероятный кандидат в тензорные глюболы.
Наряду с поиском и изучением экзотических мезонных состояний Ю. Д. Прокошкин совместно с сотрудниками обнаружил и провёл изучение нескольких редких распадов уже известных частиц. В 1982 году был впервые обнаружен распад η-мезона на π 0 -мезон и пару γ-квантов и измерена его вероятность.
Два года спустя был обнаружен распад η’ → 3π 0 , идущий с нарушением G-чётности , измерение вероятности которого позволило независимо от других данных определить массы токовых u - и d - кварков .
В 1994 году на установке ГАМС-2000 был обнаружен редкий радиационный распад ω → π 0 π 0 γ .
Ю. Д. Прокошкин активно участвовал в международном научном сотрудничестве. В 1995—1996 гг. в ЦЕРНе были проведены измерения в эксперименте WA102 по поиску новых экзотических состояний в центральной области взаимодействия частиц высоких энергий. Для регистрации γ-квантов в этом эксперименте использовался гамма-спектрометр ГАМС-4000.
Уже находясь в больнице, незадолго до своей смерти, Ю. Д. Прокошкин узнал, что предложенный им эксперимент по продолжению исследования процессов центрального образования мезонов на установке COMPASS получил одобрение Комитета по научной политике ЦЕРНа.
В последние годы Ю. Д. Прокошкин большое внимание уделял возможности использования монокристаллов вольфрамата свинца PbWO 4 (открывшейся благодаря конверсии оборонного комплекса) для создание калориметра установки CMS на Большом адронном коллайдере ЦЕРНа. Им и его сотрудниками была проведена большая методическая и технологическая работа, увенчавшаяся принятием его предложения в ЦЕРНе.
В числе достижений Ю. Д. Прокошкина :