Шутеры от третьего лица
- 1 year ago
- 0
- 0
Шутер от третьего лица ( англ. third-person shooter , TPS ) — жанр компьютерных игр , разновидность трехмерных шутеров , в которой управляемый игроком персонаж виден на экране , а геймплей в значительной части состоит из стрельбы . При этом виртуальная камера, как правило, находится позади персонажа, за спиной или плечом .
Жанр шутеров от третьего лица тесно связан с жанром шутеров от первого лица , который также основан на отождествлении игрока с его аватаром , однако это разные жанры . Если в шутерах от первого лица игрок может прицеливаться, и его аватар не закрывает обзор , то в шутерах от третьего лица для достижения того же представлено прицеливание «из-за плеча» или «из-за спины» игрового персонажа . Благодаря этой особенности вида от третьего лица разработчики могут добавлять в аватар больше индивидуальности и направлять внимание игрока приемами, подобными использующимся в кинофильмах. Напротив, вид от первого лица позволяет достичь большего погружения игрока во вселенную игры .
Разница в точке обзора влияет на геймплей. В шутерах от третьего лица игрок может более явно видеть область вокруг аватара. Такая точка обзора облегчает взаимодействие персонажа с окружающей средой, например, использование тактических укрытий в игре Gears of War или перемещение в небольших помещениях . Помимо этого, вид от третьего лица лучше подходит для взаимодействия с объектами игрового мира, например, прыжков по платформам, ведения рукопашных боев, вождения транспортных средств. Однако, вид от третьего лица может быть помехой в задачах, требующих точного прицеливания .
Зачастую разработка шутера от третьего лица связана с созданием более пространных и объемных окружений, чем требуется для шутера от первого лица, из-за отличий в точке обзора игрового окружения .
Граница между двумя жанрами иногда весьма условна. Например, во многих шутерах от третьего лица предусмотрен вид от первого лица, облегчающий выполнение заданий, требующих точного прицеливания . Шутер от первого лица Halo: Combat Evolved изначально создавался как шутер от третьего лица, однако в итоге вид был изменён для улучшения интерфейса прицеливания и стрельбы . Игра переключается на вид от третьего лица, когда аватар управляет транспортным средством , более того эта комбинация вида от первого лица для стрельбы и вида от третьего лица для вождения стала применяться и в других играх . Metroid Prime — другой пример шутера от первого лица, который переключается на вид от третьего лица, когда аватар перемещается по игре в режиме Morph Ball . Александр Р. Гэллоуэй пишет: «сцены стрельбы из-за плеча в реальном времени из фильма „ Слон “ режиссёра Гас Ван Сент вызвали появление шутеров от третьего лица наподобие Max Payne , близких родственников FPS » .
Двумерные шутеры от третьего лица существовали с самых первых компьютерных игр , начиная со Spacewar! (1962). Тот же вид от третьего лица представлен в таких клонах игры как Galaxy Game (1971) и Computer Space (1971) . Примерами аркадных шутеров с трехмерным видом от третьего лица могут быть: Tempest (1981) от Atari , Radar Scope (1979) от Nintendo , Tube Panic (1983) от Nihon Bussan, Space Harrier (1985) от Sega , Xybots (1987) от Atari , The 3-D Battles of WorldRunner (1987) от Square , его сиквел JJ (1987) и др. В качестве примеров шутеров от третьего лица для домашних компьютеров можно указать: Airheart (1986) от Дэна Горлина (Dan Gorlin) и Forbidden Forest (1986) от Пола Нормана (Paul Norman).
В run’n’gun шутере Contra (1987) от Konami представлено несколько уровней с видом от третьего лица, когда игрок пытается пробиваться через вражеские базы . В другом шутере от третьего лица от Konami, Devastators (1988) , персонаж не идет вперед автоматически, вместо этого игрок должен нажимать кнопку «вверх» для перемещения персонажа, при этом объекты на заднем плане масштабируются для создания эффекта приближения. Также в Devastators предусмотрены различные препятствия, которые игрок может использовать в качестве укрытия от вражеского огня, причем эта особенность работает и в кооперативной игре с двумя игроками . В том же году был выпущен похожий шутер Cabal (1988), за которым последовало большое количество клонов, например, NAM-1975 (1990) и Wild Guns (1994) . Курт Калата из Hardcore Gaming 101 упоминает игру Last Survivor (1988) от Sega, выпущенную на аркадных автоматах и впоследствии портированную на FM Towns и FM Towns Marty , в которой представлен deathmatch на 8 игроков. Он отмечает, что вид и разделенный экран в игре весьма похожи на игру Xybots, но её геймплей и управление значительно отличаются . В 1993 году Namco выпустила Cyber Sled, трехмерные гонки на выживание в жанре шутеров от третьего лица . Fade to Black (1995) также является примером полностью трехмерного шутера от третьего лица .
Многие считают игру Tomb Raider (1996) от Eidos Interactive (в настоящее время — часть Square Enix Europe ) выполненной в жанре шутеров от третьего лица , при этом Джонатан С. Харбоур (Jonathan S. Harbour) из утверждает, что она «в значительной степени ответственна за популярность этого жанра» . Другие авторы находили влияние игры в таких впоследствии вышедших играх как: BloodRayne (2002) , The Contra Adventure (1998) , MDK (1997) , Duke Nukem: Time to Kill (1998) , Burning Rangers (1998) , а также Heavy Metal: F.A.K.K.² (2000) . В этих играх разработчики избегали использования вида от первого лица из игр типа Doom , предпочитая использовать вид «от третьего лица», просторные трёхмерные окружения и способ управления по типу использованного в Prince of Persia . Игра Mega Man Legends (1997) от Capcom — другой ранний трехмерный шутер от третьего лица, представивший иной подход к жанру. В этой игре типичные черты жанра подверглись влиянию ролевых игр . Приблизительно в то же время вышла Deathtrap Dungeon (1998) от Eidos Interactive и MediEvil от Guerrilla Cambridge (тогда — подразделение Sony Interactive Entertainment ), в которых действие ранних трехмерных шутеров от третьего лица помещается в сеттинг фэнтези, в котором вымышленные и альтернативные вооружения имеют тот же эффект, что и огнестрельное оружие на игрока. Игра Die Hard Trilogy (1998) от Fox Interactive во время выхода получила благосклонные рецензии от критиков . Раздел этой игры, созданный по мотивам фильма « Крепкий орешек », представлял собой раннюю игру в жанре шутеров от третьего лица.
В Syphon Filter (1999) от Eidetic (в настоящее время — SIE Bend Studio ) вид от третьего лица совмещается с элементами экшн -геймплея из игр типа GoldenEye 007 (1997) или Metal Gear Solid (1998) . Ричард Роуз третий (Richard Rouse III) пишет в Gamasutra , что эта игра стала самым популярным шутером от третьего лица для PlayStation . Версия для Nintendo 64 игры Army Men: Sarge’s Heroes от The 3DO Company выпущена в том же году, что и Syphon Filter, и является примером популярного раннего шутера от третьего лица, в котором игрок мог управлять прицелом оружия самостоятельно, используя два аналоговых стика . С другой стороны, в Tomb Raider и Syphon Filter протагонист автоматически прицеливается в антагонистов . Принуждение игрока к самостоятельному прицеливанию или только создание такой возможности, а также использование для прицеливания стиков или мыши стало общепринятым явлением в более поздних шутерах от третьего лица, например, Oni (2001), Max Payne (2001) и SOCOM U.S. Navy SEALs (2002) . Max Payne заслужил крайне лестные отзывы как отличный шутер от третьего лица, пропитанный духом гонконгских фильмов-боевиков . Resident Evil 4 (2005) оказал заметное влияние, благодаря «переосмыслению» жанра шутеров от третьего лица . В игре используется вид «из-за плеча» персонажа, причем виртуальная камера расположена непосредственно над его правым плечом, благодаря чему ничто не заслоняет действие .
В течение последнего десятилетия в шутерах от третьего лица появился новый тип игровой механики , преобразивший жанр, это — система укрытий. Она присутствует уже в игре WinBack (1999) от Koei . В Kill Switch (2003) эта механика представлена как ключевой элемент геймплея , наряду с системой слепого огня . В Gears of War (2006) уже широко используются различные тактические элементы типа укрытий , появившиеся под влиянием Kill Switch , наряду со смещенным из центра виртуальной камеры протагонистом, наподобие Resident Evil 4 . Игра оформлена во мрачных тонах существенно в большей степени, чем предыдущие игры, кроме того в ней реализована уникальная механика, вознаграждающая игрока в случае правильного применения перезарядки оружия . Игры Gears of War, Army of Two (2008) и Resident Evil 5 (2009) в значительной степени делают акцент в сторону режима кооперативной игры для двух игроков . По состоянию на 2009 год игры в жанре шутеров от третьего лица имеют большую аудиторию вне Японии, преимущественно в Северной Америке .
Вышедшая в 2010 году игра Vanquish от Platinum Games представляет геймплей, напоминающий так называемые «маниакальные» шутеры , в котором пули и ракеты летят со всех сторон .