Interested Article - Видеомагнитофон
- 2020-09-07
- 1
Видеомагнитофо́н — устройство для записи телевизионного сигнала на магнитную ленту и его последующего воспроизведения . От магнитофона отличается многократно увеличенной полосой записываемых частот и устройством лентопротяжного механизма . Получаемая при помощи видеомагнитофона запись изображения и звука называется видеофонограммой . Возможность записи высокочастотных и импульсных сигналов делает видеомагнитофон пригодным не только для видеозаписи , но и для других прикладных задач, связанных с регистрацией информации. В некоторых иностранных языках катушечные и кассетные видеомагнитофоны называются разными словосочетаниями , например англ. Video Tape Recorder, VTR — катушечный и англ. Video Cassette Recorder, VCR — кассетный.
Историческая справка
До появления первых пригодных для записи вещательного видеосигнала видеомагнитофонов, для записи и хранения телепрограмм использовались кинорегистраторы . Низкое качество получаемого изображения и дорогостоящая лабораторная обработка киноплёнки заставляли разработчиков постоянно искать другие способы хранения видео. Таким способом была магнитная запись, не требующая обработки носителя и оптической трансформации видеосигнала. Однако, широкий диапазон его частот не позволял вести запись тем же способом, как в магнитной звукозаписи .
В первых видеомагнитофонах для записи широкополосного телевизионного сигнала магнитная лента перемещалась мимо неподвижных магнитных головок с большой скоростью, позволяя записывать высокие частоты, соответствующие мелким деталям изображения. Впервые технология под названием «Бин Кросби» реализована в 1948 году в США при помощи 10-дорожечного магнитофона, в котором лента двигалась со скоростью 2,54 метра в секунду, записывая видеосигнал, разделённый электронным коммутатором и линиями задержки на 10 параллельных потоков . Однако, огромный расход магнитной ленты и неустойчивость записи не позволили проекту выйти из стен лаборатории. В 1953 году компания RCA усовершенствовала принцип: на магнитную ленту шириной в половину дюйма (12,7 мм) со скоростью 9 метров в секунду записывались пять дорожек, три из которых содержали цветоделённые видеосигналы, а две другие — синхросигнал и звуковое сопровождение .
В эти же годы в СССР подобные работы проходили в лабораториях ВНАИЗ. Стандарт VERA , разработанный BBC в 1956 году , использовал такую же плёнку, движущуюся со скоростью более 5 метров в секунду мимо неподвижных магнитных головок . При этом видеосигнал разделялся на два диапазона, самый низкочастотный из которых записывался при помощи частотной модуляции . Такой способ записи позволял на рулоне длиной 4500 метров, который достигал в диаметре полуметра, записать 15 минут видео с британским стандартом разложения в 405 строк . Аналогичный принцип записи на узкую магнитную ленту шириной 6,35 мм был использован в 1963 году при попытке создания бытового видеомагнитофона «Telcan» . Низкая надёжность и неудовлетворительное качество изображения так и остались характерными чертами этой технологии, устаревшей сразу после появления видеомагнитофонов поперечно-строчной записи. В то же время технология «Бин Кросби» явилась фундаментом для дальнейшего развития видеомагнитофонов.
Поперечно-строчная видеозапись
Наиболее экономный способ использования магнитной ленты был предложен ещё в 1932 году советским изобретателем К. Л. Исуповым для звукозаписи. Он предложил размещать дорожки не вдоль, а поперёк ленты, записывая их с помощью магнитных головок, установленных на вращающемся диске . На практике первый в мире видеомагнитофон, построенный по такому принципу — «VR-1000» (другое название — «VRX-1000») удалось построить фирме « Ампекс » ( англ. Ampex ) под руководством русского инженера Александра Понятова только 14 марта 1956 года . Из-за своей цены в 50 000 долларов «VR-1000» использовался только крупнейшими телестанциями, заменив кинорегистраторы. Впервые вещание с магнитной ленты при помощи этого аппарата начато 30 ноября 1956 года телекомпанией CBS для повторного выпуска программы новостей .
Первые видеомагнитофоны были очень громоздкими и тяжёлыми , поэтому их использовали в студиях, или возили к месту событий на специальном автомобиле. Запись велась на магнитную ленту шириной 2 дюйма (50,8 мм) поперечно-строчным способом при помощи вращающегося барабана с четырьмя магнитными головками, движущимися поперёк ленты с большой скоростью. Позднее эта система получила название « Квадраплекс » ( англ. Quadruplex ) или «формат Q» из-за использования четырёх видеоголовок . Появление видеомагнитофонов «Ампекс» произвело настоящий переворот в телевидении. Компания, получившая за изобретение приз « Эмми » в 1957 году , в течение нескольких десятилетий оставалась мировым лидером в производстве аппаратуры для видеозаписи, и имя «Ампекс» было настолько тесно связано с самим понятием, что в некоторых странах применялся термин «Ампексирование» .
До 1970 года поставки видеомагнитофонов Советскому Союзу были запрещены США в связи с эмбарго и как « технология двойного применения », пригодная для использования в военных целях . Поэтому, в 1958 году было принято постановление ЦК о разработке собственных видеомагнитофонов. Ещё одной причиной этого решения стала встреча в этом же году вице-президента США Ричарда Никсона с Первым секретарём ЦК КПСС Никитой Хрущёвым на американской выставке в Москве , которая была записана видеомагнитофоном, стоявшим в соседней комнате «типовой американской квартиры». Запись была подарена Хрущёву, которую тот передал в Институт звукозаписи (ВНАИЗ) для расшифровки . После этого работы по разработке собственных систем видеозаписи начались одновременно в Москве (в институтах ВНАИЗ и НИКФИ) и в Ленинграде (в институте ВНИИТ и на заводе «Ленкинап») .
За основу был взят метод поперечно-строчной записи. Однако в Ленинграде под руководством заведующего лабораторией М. Г. Шульмана было принято решение использовать отечественную ленту шириной 70 мм, поскольку задача совместимости с американским форматом первоначально не ставилась. Это исключало возможность воспроизведения зарубежных записей, но расширяло полосу записываемых частот . Скорость движения вращающихся видеоголовок относительно ленты составляла 58,5 метров в секунду, превосходя этот же параметр формата Q на 40 % . 24 декабря 1959 года Госкомиссия приняла на заводе лабораторный образец видеомагнитофона «КМЗИ-4» (Комплект Магнитной Записи Изображения) . Этот день считается датой рождения отечественной видеозаписи . Выпуск первых видеомагнитофонов был приурочен к визиту президента Дуайта Эйзенхауэра , запланированному на май 1960 года . Однако, после отмены визита из-за полёта Пауэрса , «президентские» видеомагнитофоны были установлены на ленинградском телецентре, начав советскую эпоху вещания с магнитной ленты. Последующее решение об использовании импортной магнитной ленты, привело к прекращению в 1962 году выпуска аппаратов «КМЗИ-4», на смену которым пришёл «КМЗИ-6», соответствующий американскому стандарту, а позднее «Электрон-2» . Видеомагнитофоны «КМЗИ-6» приняли участие в организации первого отечественного телемоста 1 мая 1965 года . Кроме видеомагнитофонов для использования на телевидении выпускались специальные разновидности для регистрации импульсных сигналов, предназначенные для перехвата информации зарубежных разведывательных спутников . Военные модификации видеомагнитофонов использовались также для записи сигнала радиолокаторов и обеспечения космических запусков .
Во ВНАИЗ (ныне ВНИИТР) разработка видеомагнитофона началась в 1958 году под руководством В. И. Пархоменко . Разработка велась на основе американского формата Q, что позволило воспроизводить зарубежные записи и продавать отечественные за границу. 20 февраля 1960 года газета «Советская Россия» в статье «Это вы увидите сегодня» сообщила о передаче по Центральному телевидению экспериментальной программы в записи на ленте. Она велась из помещений ВНАИЗ: телекамеры установили в концертной студии, где состоялся эстрадный концерт. После прямой трансляции он был снова показан уже в записи.
На Новосибирском заводе точного машиностроения было организовано серийное производство видеомагнитофонов «Кадр-1» формата Q . Всего было выпущено 160 аппаратов. Впоследствии ВНИИТР разработал видеомагнитофон «Кадр-3ПМ», который позволял записывать и монтировать цветные телепередачи. Эта модель выпускалась заводом почти 20 лет, и вместе с видеомагнитофонами «Электрон-2М» производства ЛОМО стала основой для подготовки цветных телепрограмм в СССР .
Несмотря на очевидные недостатки, видеомагнитофоны такого типа находились в использовании до конца 1970-х годов , благодаря высокому качеству и хорошей сохранности видеозаписей. В СССР двухдюймовые аппараты выпускались практически до конца 1980-х годов из-за сложности освоения промышленностью новых типов видеозаписи. На советском телевидении использование видеомагнитофонов было одним из инструментов цензуры , поскольку чиновники-идеологи боялись прямого эфира из-за потенциальной опасности «крамольных» выступлений . Поэтому, большая часть советских телепередач демонстрировались только в записи, а доля вещания в прямом эфире не превышала 5 % .
Появление наклонно-строчных форматов
Основным недостатком поперечно-строчной записи была её сегментированность, то есть необходимость нескольких дорожек для записи целого телевизионного поля. Это исключало воспроизведение видео на скоростях, отличных от стандартной, и чрезвычайно затрудняло видеомонтаж . Поэтому следующим шагом развития видеозаписи стала разработка видеомагнитофонов, использующих наклонно-строчный способ регистрации видеосигнала . Этим занимались «Ампекс», «Сони» и некоторые другие производители, используя привычную магнитную ленту шириной 2 дюйма. Первой добилась успеха фирма «Бош», создав систему, основанную на более узкой ленте шириной в 1 дюйм (25,4 мм). Формат получил название «B» и допускал кассетную зарядку, но, несмотря на преимущества, уступил место первому несегментированному формату «Ц» с плёнкой такой же ширины.
Возможность электронного видеомонтажа и воспроизведения со скоростью, отличающейся от стандартной, быстро сделали формат вещательным стандартом. После проведения московских олимпийских игр в 1980 году специалисты ВНИИТР разработали собственный видеомагнитофон «Кадр-103СЦ» этого формата . Впервые в отечественном аппарате имелся корректор временных искажений ( англ. Timebase Corrector, TBC ) и компенсатор выпадений. Новосибирский завод выпустил 600 видеомагнитофонов этой модели, и она стала основной для производства цветных программ в СССР . В 1965 году специалисты компании «Ампекс» изобрели принцип цветной видеозаписи с переносом спектра , в дальнейшем использованный в кассетных форматах. Первым таким форматом, предназначенным для тележурналистики, в 1969 году стал « Ю-матик » ( англ. U-matic ), разработанный японской корпорацией « Сони » ( англ. Sony ).
В 1982 году эта же фирма разработала на основе бытового композитного формата «Бетамакс» профессиональный компонентный « Бетакам » ( англ. Betacam ), позволявший получать изображение вещательного качества. «Бетакам» стал одним из прорывов технологии видеозаписи: на его основе начался выпуск компактных видеокамер для телерепортажа, которые обеспечивали качество изображения, сопоставимое со студийными телекамерами . Дальнейшее развитие видеозаписи шло по пути уплотнения информации за счёт уменьшения минимальной записываемой длины волны, а также по пути разделения записи сигналов яркости и цветности. Первый путь привёл к появлению новых форматов, рассчитанных на металлопорошковую ленту с более плотной записью. Одним из таких форматов стал «Betacam SP», приблизившийся к потолку качества, недостижимому даже студийными аппаратами формата «Q».
В настоящее время видеомагнитофоны практически полностью ушли из телевизионного производства, уступив место видеосерверам , оптическим видеодискам и накопителям с твердотельной памятью . Видеомагнитофоны используются преимущественно для архивирования и воспроизведения архивных видеозаписей .
Бытовая видеозапись
Первым бытовым видеомагнитофоном считается «Telcan», продемонстрированный в студии « Би-Би-Си » в Лондоне 24 июня 1963 года . Однако, принцип записи неподвижными головками на магнитную ленту, движущуюся с большой скоростью, обеспечивал крайне низкую надёжность, и не получил распространения даже в непрофессиональной аппаратуре. Он использовался ещё раз в 1987 году компанией Fisher-Price в игрушечной видеокамере « »: одной стороны компакт-кассеты хватало для записи трёх с половиной минут видео низкого качества . Поперечно-строчная запись была также непригодна для домашнего применения из-за сложности обслуживания и громоздкости аппаратуры.
Настоящий успех бытовой видеозаписи стал возможен только благодаря совершенствованию наклонно-строчной технологии, позволившей уменьшить ширину ленты до 19,05 мм (3/4 дюйма). 7 июня 1969 года на прилавках магазинов появились первые бытовые кассетные видеомагнитофоны «Сони». Это была модель профессионального формата «Ю-матик», пригодная также для домашнего использования. Дальнейшее совершенствование шло по пути уменьшения ширины ленты до 1/2 дюйма (12,7 мм), приблизив размеры лентопротяжного тракта к приемлемой компактности. В 1972 году компании « Филипс » ( англ. Philips ) и « Грундиг » ( нем. Grundig AG ) разработали кассетный полудюймовый формат VCR , специально предназначенный для бытового использования. Сравнительно компактная кассета коаксиального типа обеспечивала хорошее качество изображения, но максимальная продолжительность записи не превышала 45 минут . Этого было недостаточно для полноценного хранения кинофильмов, и дальнейшее совершенствование привело к созданию формата «Видео 2000» ( англ. Video 2000 ). Одновременно в США появился формат «Картривижн» ( англ. Cartrivision ) с кассетой похожей конструкции, но рассчитанный на запись только каждого третьего полукадра видео. В результате, продолжительность программы на кассете могла достигать 114 минут, позволяя хранить полнометражные художественные фильмы целиком. Видеокассеты «Картиривижн» стали первыми, на которых продавались готовые видеозаписи официальных релизов кинокартин. Однако, технология не получила распространения из-за неудачного маркетинга и сопротивления большинства киностудий .
В середине 1970-х годов на рынке появились форматы « Бетамакс » ( англ. Betamax ) корпорации «Сони» и « Ви-Эйч-Эс » ( англ. VHS ) компании JVC , в которых впервые отсутствовал защитный промежуток между магнитными строками на ленте . Это позволило повысить плотность записи: при удовлетворительном качестве изображения её длительность могла достигать 3 часов. С распространением этих форматов видеомагнитофоны стали доступны миллионам пользователей по всему миру. Оба стандарта используют полудюймовую ленту, однако несовместимы: кассету «Бетамакс» нельзя воспроизвести на видеомагнитофоне формата «VHS» и наоборот. Довольно быстро «VHS» победил в «войне форматов», на два десятилетия став мировым стандартом бытовой видеозаписи. Более совершенный формат Super VHS нашёл применение, главным образом в телевизионном производстве и не смог завоевать рынок видеопроката, уже наполненный огромным количеством кассет «VHS», который до конца истории домашнего видео оставался главным бытовым форматом. Примерно с середины 2000-х годов бытовые видеомагнитофоны начали быстро вытесняться DVD и Blu-Ray проигрывателями, а с начала 2010-х годов — проигрывателями на основе жёстких дисков и твердотельной памяти . Последние повсеместно встраиваются в современные телевизоры , делая отдельные видеоустройства ненужными.
В СССР бытовые видеомагнитофоны начали проникать с середины 1970-х годов и первоначально были только у лиц, имевших возможность выезда за рубеж. В широкой продаже они стали доступны только с начала перестройки . До этого небольшими партиями выпускались катушечные видеомагнитофоны наклонно-строчной записи, пригодные для домашнего использования . Первым таким аппаратом в 1967 году стал чёрно-белый «Малахит», выпущенный Рижским радиозаводом . К категории бытовых его можно отнести условно, но для того времени даже такой видеомагнитофон с магнитной лентой шириной 25,4 мм мог считаться компактным .
На ЛОМО в 1970 году завершилась разработка малогабаритного катушечного видеомагнитофона «ВК-1/2», в дальнейшем выпущенного в количестве 8000 штук . Этот образец также мало подходил для бытового использования: прогресс наметился позднее, когда в 1973 году ленинградским НПО «Позитрон» был начат выпуск чёрно-белого видеомагнитофона «Электроника-Видео», а вслед за ним — моделей «Электроника-501» , «Электроника-502», «Юпитер-205», цветных «Электроника-508», «Электроника-509» и «Электроника-591». Все они соответствовали катушечному формату и были рассчитаны на использование импортной полудюймовой магнитной ленты, главным образом — ORWO .
Первый кассетный видеомагнитофон «Спектр-203 Видео» формата VCR сошёл с конвейера Львовского ПТО им. Ленина в 1974 году . В 1979 году его сменили «Сатурн-505» и «Электроника-505» того же формата. Чрезвычайно высокая цена всех этих устройств (более 2000 рублей ) в сочетании с нестабильностью их работы и отсутствием рынка готовых видеозаписей, препятствовали массовому спросу на бытовую видеотехнику . Прорыв произошёл в начале 1980-х годов , когда стали доступны видеокопии иностранных фильмов на кассетах «VHS», главным образом, пиратские. Чтобы удовлетворить растущий спрос на видеоаппаратуру, в 1983 году был начат крупносерийный выпуск кассетного видеомагнитофона « Электроника ВМ-12 » формата «VHS», а в 1984 году он начал поступать в продажу. В первой половине—середине 1980-х годов частные видеопросмотры преследовались советскими властями. Только в 1988 году было ввезено более 100 тысяч видеокассет с иностранными фильмами . В результате, видеомагнитофон впервые позволил советским гражданам получить доступ к иностранному киноискусству без контроля идеологов, и сыграл не последнюю роль в крушении отечественной киноиндустрии .
Цифровая видеозапись
Развитие цифровых технологий и цифрового телевидения привело к распространению цифровой видеозаписи, предусматривающей запись на магнитную ленту не аналоговых сигналов, а цифровых данных . Такие форматы наклонно-строчной цифровой видеозаписи стали появляться уже в конце 1980-х годов , но их широкое использование началось только с середины 1990-х годов , ненамного опередив наступление компьютерных технологий, в конце концов вытеснивших магнитную ленту. Использование цифровой записи облегчает её перенос в компьютер и последующий нелинейный монтаж. Однако, главным преимуществом цифровых видеомагнитофонов по сравнению с аналоговыми, особенно важным для телевидения, является возможность многократной перезаписи без накопления искажений . Это необходимо при сложном видеомонтаже и создании спецэффектов . Цифровая видеозапись в большей степени совместима с современным цифровым телевидением , в том числе высокой чёткости .
В настоящее время [ когда? ] на некоторых телестудиях всё ещё используются цифровые кассетные видеомагнитофоны форматов « Betacam SX », « DVCAM », « DVCPRO », а также видеокамеры этих форматов. Однако, в последние годы [ когда? ] видеозапись на магнитную ленту быстро вытесняется из телевизионного производства камерами с твердотельными накопителями SxS или других типов, позволяющими оперативно переносить данные в станцию нелинейного монтажа и передавать их по Интернету . Видеомонтаж, выдача и хранение данных происходят при помощи видеосерверов, с оптических дисков или твердотельных накопителей, без применения видеомагнитофонов. Вместе с тем, видеозапись на магнитную ленту считается более надёжной, чем запись на жёсткий диск или твердотельную память, требующие дорогостоящих технологий резервирования . На ленту данные записываются целиком и не требуют « таблиц расположения », повреждение которых делает запись нечитаемой. Более того, в отличие от цифровой памяти, магнитная лента не требует постоянного наличия электропитания . Телекомпании с небольшими бюджетами всё ещё хранят архивы на аналоговой магнитной ленте, но даже крупные вещатели до сих пор архивируют часть контента с помощью цифровых видеомагнитофонов.
Принципы магнитной видеозаписи
Технические характеристики видеосигнала , формирующего телевизионное изображение, накладывают следующие требования на конструкцию электрической и механической частей видеомагнитофона:
- Широкий спектр видеосигнала (5—6 МГц в аналоговых вещательных стандартах ) требует высокой скорости движения магнитной ленты относительно магнитных головок . Единственным технически приемлемым решением является размещение головок на барабане, вращающемся с большой скоростью . Магнитная лента огибает барабан и движется относительно медленно. В то же время, за счёт вращения барабана, скорость движения магнитной ленты относительно магнитных головок получается большой, обеспечивая высокую плотность записи и её продолжительность.
- Широкополосный видеосигнал не может быть непосредственно записан на магнитную ленту и записывается с использованием узкополосной частотной модуляции , от параметров которой в конечном счёте зависит чёткость изображения .
- Высокая плотность видеозаписи и необходимость точного соблюдения временны́х характеристик видеосигнала налагают высокие требования на стабильность движения магнитной ленты в тракте видеомагнитофона. Это отражается в прецизионности изготовления деталей механизма, многократно превосходящей точность лентопротяжного тракта обычного магнитофона . Для компенсации неизбежных отклонений скорости ленты и частоты вращения барабана видеоголовок используется система автоматической регулировки, получившая название « автотрекинг » .
Классификация видеомагнитофонов
Современные видеомагнитофоны классифицируются по следующим признакам :
- назначению (профессиональные, бытовые, промышленные);
- способу регистрации информации — аналоговые и цифровые ;
- формату видеозаписи — например, « VHS », « Бетакам » или « Digital-S »;
- По поддерживаемым стандартам разложения : 625/50 , 525/60 или 1080i ;
- поддерживаемым стандартам цветного телевещания ( PAL , SECAM , NTSC );
- возможности записи: видеомагнитофон — для записи и воспроизведения, видеоплеер — только для воспроизведения; в торговле видеомагнитофонами называют устройства, имеющие, помимо возможности записи, ещё тв-тюнер и таймер (для программирования записи в отсутствие хозяина при выключенном телевизоре ), устройство, которое может делать видеозаписи, но только в ручном режиме и со включённого телевизора , называют записывающим видеоплеером.
- мобильности (стационарные, переносные и портативные).
Бытовые видеомагнитофоны
Данный класс устройств предназначался для некоммерческого использования в домашней обстановке. Бытовые видеомагнитофоны, как правило, обладали более скромными характеристиками и стабильностью параметров, чем профессиональные, но оснащались многочисленными сервисными функциями, повышавшими удобство пользования: таймером , телевизионным тюнером , автоматизированным поиском и высокочастотным модулятором , позволяющим подключение к обычному телевизору без согласующих устройств. Исторически появились значительно позднее профессиональных, вследствие невозможности снижения рыночной цены первых видеомагнитофонов до уровня, доступного рядовому потребителю. Кроме того, первые видеомагнитофоны требовали эксплуатации квалифицированными инженерами и были непригодны для домашнего использования в том числе из-за огромной массы и размеров . Первые бытовые аппараты были катушечными и сложная система зарядки плёнки порождала большие неудобства в использовании. Появление доступных кассетных форматов привело к «видеобуму», когда бытовая видеозапись стала массовым явлением.
Во всех бытовых видеомагнитофонах использовалась только наклонно-строчная видеозапись вследствие её удобства для осуществления сервисных функций стоп-кадра или воспроизведения со скоростью, отличной от скорости записи. По числу головок на вращающемся барабане, от которого зависит функциональность, различают двух-, трёх-, четырёх-, шести- и даже восьмиголовочные видеомагнитофоны. Кроме двух универсальных видеоголовок, использующихся для записи и воспроизведения соответственно чётных и нечётных полукадров , для расширения функциональности и повышения качества воспроизведения на замедленных режимах протяжки плёнки (LP/SLP) были добавлены ещё две видеоголовки. Качественная запись стереозвука HI-FI Stereo потребовала добавления на вращающийся барабан ещё двух головок, предназначенных для записи частотно-модулированного звука. А реализация качественного режима монтажа вставкой потребовала размещения дополнительных стирающих головок на вращающемся барабане. Бытовые видеомагнитофоны предусматривали возможность записи как с композитного видеовхода , так и со встроенного тюнера, принимавшего телепрограммы с антенны. Первые бытовые видеомагнитофоны имели возможность присоединения портативной передающей телекамеры для записи домашнего видео. Позднее, с появлением видеокамер , со встроенным видеомагнитофоном, вход для выносной телекамеры потерял актуальность.
После повсеместного распространения промышленно тиражируемых видеокассет с готовыми видеозаписями фильмов и передач , появились бытовые видеоплееры ( видеопроигрыватели ). Они были значительно дешевле из-за отсутствия дорогостоящих блока записи и тюнера ТВ-программ. Несмотря на отсутствие возможности записи телепрограмм, повышающей удобство пользования телевизором, видеоплееры получили широкое распространение, поскольку отвечали главному назначению видеомагнитофона: просмотру готовых видеокопий кинофильмов. Также выпускались видеоплееры с возможностью записи видео- и аудиосигнала со внешних входов.
В настоящее время бытовые видеомагнитофоны полностью вытеснены проигрывателями оптических видеодисков , вследствие более высокого качества и удобства последних. 21 июля 2016 года, последний из производителей видеомагнитофонов и кассет к ним, японская компания Funai, объявила о закрытии производственной линии и окончательном прекращении производства .
Профессиональные видеомагнитофоны
Студийный видеомагнитофон
Главным отличием студийных видеомагнитофонов от всех остальных типов является пригодность для профессионального видеомонтажа с покадровой точностью . Это накладывает особые требования не только на количество входов и выходов, но и на лентопротяжный механизм и наличие специальных интерфейсов , стыкующих такие магнитофоны с аппаратно-студийным комплексом. Чаще всего применяется интерфейс RS-422 . Первые студийные видеомагнитофоны были катушечными и использовали поперечно-строчную видеозапись. В настоящее время подавляющее большинство студийных аппаратов имеют кассетную зарядку и наклонно-строчный принцип записи. Студийные видеомагнитофоны, как правило, оснащаются корректором временны́х искажений , компенсатором выпадений сигнала (тв-строка, считанная с недостаточным отношением сигнал-шум, заменяется предыдущей, сохранённой в памяти) и считывателем временного кода . Самая полнофункциональная разновидность студийного видеомагнитофона называется «монтажный видеомагнитофон» ( англ. Studio Editing VCR/VTR ). Такие аппараты входили в студийные монтажные комплексы, предназначенные для электронного линейного видеомонтажа с покадровой точностью, а также для создания видеоэффектов.
В настоящее время с распространением нелинейного видеомонтажа при помощи компьютера , видеомонтаж при помощи монтажных видеомагнитофонов практически ушёл в прошлое. Более простые версии студийных видеомагнитофонов, не обладающие полноценными монтажными функциями, предназначены для выдачи видеозаписей в эфир. На сегодняшний день это единственный тип профессиональных видеомагнитофонов, используемый исключительно для воспроизведения архивных видеозаписей. Всё остальное телевизионное производство основано на видеосерверах и твердотельной памяти.
Компактный видеомагнитофон
Эти аппараты имели малый вес и размеры, предназначались для внестудийной работы, в частности в ПТС, применялись для контрольного просмотра телесюжетов, а иногда для резервной записи . Пригодны для простейших монтажных операций. Устройства этого типа могут работать как от стационарной электрической сети, так и от аккумуляторов. Портативные устройства имели ещё меньшие размеры и вес и могли входить в состав телевизионного журналистского комплекса (ТЖК). Они не предназначены для полноценных монтажных работ, но вполне пригодны для предварительного монтажа в период съёмки. В настоящее время компактные и портативные видеомагнитофоны не выпускаются вследствие повсеместного перехода на твердотельные накопители и жёсткие диски, более удобные для внестудийного видеопроизводства.
Накамерный видеомагнитофон
Устройства этого типа впервые появились вместе с запуском производства кассетных видеоформатов профессионального качества, например, «Бетакам». Накамерный видеомагнитофон через специальный адаптер жёстко крепился к телевизионной камере, образуя единый блок — «камкордер» . В большинстве ТЖК (телевизионный журналистский комплекс, по западной классификации — англ. ENG, Electronic news gathering ) чаще всего использовались именно накамерные видеомагнитофоны. В настоящее время устройств такого типа не выпускается вследствие повсеместного перехода на более компактные бесплёночные технологии видеозаписи, использующие твердотельные накопители. Современные профессиональные видеокамеры выполняются в одном корпусе с записывающим устройством.
Лэптоп
Эта категория видеомагнитофонов появилась в начале 2000-х годов . От компактных предшественников их отличает наличие устройств локального отображения видео и звука, что и предопределило такое название, заимствованное у портативных компьютеров . Также, в отличие от компактных видеомагнитофонов, «лэптопы» имеют полный набор монтажных функций и пригодны для оперативного видеомонтажа непосредственно на месте событий. На таких аппаратах имеется откидной плоский монитор для контроля изображения и громкоговоритель для возможности прослушивания фонограммы. Это избавляет от необходимости наличия отдельного монитора и позволяет сделать журналистский комплект действительно мобильным. В некоторых случаях два «лэптопа» могут быть объединены в один блок и связаны через интерфейс RS-422, позволяя осуществлять полноценный монтаж . Из современного видеопроизводства этот тип видеомагнитофонов также вытеснен компьютерами.
Специальные
Видеомагнитофоны, обладающие нестандартными функциями, недоступными другим аппаратам. К ним можно отнести цифровые видеомагнитофоны формата Betacam SX , обладающие лентопротяжным трактом для видеокассеты и жёстким диском . Наличие двух типов накопителей позволяет быстро копировать отснятый материал с одного на другой. Кроме того, эти аппараты позволяют производить видеомонтаж с кассет на жёсткий диск без дополнительного видеомагнитофона.
Некоторые модели цифровых видеомагнитофонов форматов DV и DVCAM имеют конструкцию, встраиваемую в корпус компьютера . Такие устройства, называемые DV Drive и DVCAM Drive не оснащаются панелью управления и рассчитаны на питание от компьютера, работая в режиме дополнительных жёстких дисков. Использование подобных устройств удобно для нелинейного монтажа.
Ещё одна категория специальных видеомагнитофонов представляет собой устройства для ускоренной передачи звуковых и видеоданных в станцию нелинейного монтажа . Как правило, такие устройства могут передавать данные со скоростью, в четыре раза превосходящей скорость воспроизведения, что сокращает время на подготовку сюжета с магнитной ленты. В настоящее время все три категории видеоаппаратуры применяются, главным образом для работы с архивными видеозаписями.
Так же существуют цифровые видеомагнитофоны с USB выходом. Фактически — видеомагнитофон со встроенной в него картой видеозахвата (аналогово-цифровым преобразователем), что позволяет подключать его к PC без дополнительных устройств. Через USB кабель. Единственный представитель данной категории — «VCR 2 PC» от компании «ION Audio». Основным его назначением является оцифровка VHS.
См. также
- Магнитная лента
- Видеодвойка
- VHS
- Betacam
- Цифровой видеорекордер
- Кинорегистрация видео
- Видеонаблюдение
Комментарии
- англ. Vision Electronic Recording Apparatus
- Дата обращения: 27 апреля 2020. 24 января 2019 года.
- Первый «Ампекс» весил почти тонну
Примечания
- , с. 431.
- , с. 121.
- ↑ , с. 174.
- , с. 117.
- , с. 468.
- , с. 259.
- ↑ В. П. Самохин. Что есть что . Stereo&Video. Дата обращения: 16 августа 2014. 3 августа 2014 года.
- , с. 255.
- (англ.) . From sticky tape to digits . BBC vt — a record. Дата обращения: 7 октября 2012. 15 октября 2012 года.
- P. E. Axon. (англ.) . Technical Instructions . EBU Review (май 1958). Дата обращения: 7 октября 2012. 15 октября 2012 года.
- ↑ (англ.) . A History of the World . BBC . Дата обращения: 10 августа 2014. 5 августа 2014 года.
- (англ.) . Total Rewind. Дата обращения: 10 августа 2014. 10 октября 2013 года.
- ↑ (англ.) . Ampex . Дата обращения: 2 сентября 2012. 15 октября 2012 года.
- . «Первый в мире» сайт . Дата обращения: 1 января 2010. Архивировано из 7 января 2013 года.
- , с. 77.
- .
- Леонид Чирков. № 1 . — ISSN . (недоступная ссылка) // «625» : журнал. — 1998. —
- ↑ В. Маковеев. . Музей телевидения и радио в Интернете. Дата обращения: 30 августа 2012. Архивировано из 8 октября 2012 года.
- Лаврентий Лишин. № 4 . — ISSN . 6 февраля 2012 года. // «625» : журнал. — 1994. —
- ↑ , с. 41.
- ↑ Михаил Шульман. № 3 . — С. 66—69 . 28 марта 2017 года. // «MediaVision» : журнал. — 2011. —
- Ю. Михайловский. . Студия «Видеотон». Дата обращения: 2 сентября 2012. 21 декабря 2012 года.
- ↑ Лаврентий Лишин. Очерк 3: борьба за серийное производство № 1 . — ISSN . // «625» : журнал. — 1995. —
- ↑ Лаврентий Лишин. № 8 . — С. 73—74 . 5 марта 2016 года. // «MediaVision» : журнал. — 2010. —
- ↑ Михаил Шульман. № 4 . — С. 71—74 . 20 сентября 2021 года. // «MediaVision» : журнал. — 2011. —
- , с. 175.
- . История тележурналистики . Сайт копирайтеров. Дата обращения: 1 сентября 2012. 12 декабря 2013 года.
- , с. 42.
- , с. 95.
- Лейтес, Л. // 625: научно-технический журнал. — М. : ООО «Издательство 625», 2009. — № 1 (145) . — С. 72 . — ISSN . 20 декабря 2009 года.
- . Видеостудия «Eurostudio». Дата обращения: 2 сентября 2012. Архивировано из 15 октября 2012 года.
- Л.Г. Лишин. № 10 . — С. 16—19 . — ISSN . 14 марта 2016 года. // «Мир техники кино» : журнал. — 2008. —
- Лишин, Л. // 625: научно-технический журнал. — М. : ООО «Издательство 625», 2008. — № 8 (142) . — С. 92—93 . — ISSN . 12 июня 2010 года.
- ↑ Владимир Петров. . Tvkinoradio (17 января 2017). Дата обращения: 20 января 2017. 19 февраля 2017 года.
- Darren Orf. (англ.) . Popular Mechanics (20 февраля 2017). Дата обращения: 21 февраля 2017. 22 февраля 2017 года.
- (англ.) . Total Rewind. Дата обращения: 21 февраля 2017. 18 февраля 2017 года.
- (англ.) . Total Rewind. Дата обращения: 10 августа 2014. 12 августа 2014 года.
- ↑ , с. 56.
- .
- Владимир Иванов. № 7 . — ISSN . 16 октября 2012 года. // «625» : журнал. — 2007. —
- (англ.) . Obsolete Video Formats . Archived Videotape Remastering. Дата обращения: 28 октября 2012. 6 ноября 2012 года.
- ↑ , с. 805.
- Константин Гласман. № 10 . — ISSN . 16 октября 2012 года. // «625» : журнал. — 1997. —
- Константин Гласман. . «Медиафильм». Дата обращения: 28 октября 2012. Архивировано из 2 мая 2012 года.
- Л. Г. Лишин. № 7 . — С. 26 . — ISSN . 20 марта 2016 года. // «Мир техники кино» : журнал. — 2008. —
- , с. 427.
- , с. 467.
- ↑ Юрий Михайловский. № 6 . — ISSN . 16 октября 2012 года. // «625» : журнал. — 2000. —
- Ю. Михайловский. . Цифровые форматы записи . Студия «Видеотон». Дата обращения: 31 августа 2012. 11 февраля 2012 года.
- . «Аз, Буки, Веди». Дата обращения: 27 августа 2012. 20 октября 2012 года.
- Jonah Engel Bromwich. (англ.) . The New York Times. Дата обращения: 3 ноября 2016. 29 марта 2020 года.
- № 5 . — ISSN . (недоступная ссылка) // «625» : журнал. — 1996. —
- , с. 453.
- Владимир Михайлов, Павел Шурбелев. № 9 . — ISSN . 16 октября 2012 года. // «625» : журнал. — 2000. —
Литература
- : межгосударственный стандарт.
- Лев Баланин. : [ рус. ] // «MediaVision» : журнал. — 2019. — № 03/93. — С. 41—42.
- Джакония В. Е., Гоголь А. А., Друзин Я. В. . — 4-е изд. — М. : «Горячая линия — Телеком», 2007. — С. 431—490. — 640 с. — ISBN 5-93517-070-1 .
- Иофис Е. А. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М. : «Советская энциклопедия», 1981. — С. 174—175. — 447 с.
- Парфентьев А. И. Магнитная запись в кинотехнике / А. Х. Якобсон. — М. : «Искусство», 1957. — 278 с.
- Лишин Л. / Лаврентий Лишин // MediaVision : журнал. — 2011. — № 2. — С. 56, 57.
- Раззаков Ф. Гибель советского кино. Тайна закулисной войны 1973—1991 / Фёдор Раззаков . — М. : «Эксмо», 2008. — 1170 с. — ISBN 978-5-699-26831-3 .
- Сворень Р. С магнитной ленты — на экран // Наука и жизнь : журнал. — 1984. — № 9. — С. 40—48, VI—VII.
- Это Вы увидите сегодня // Советская Россия : газета. — 1960. — 20 февраля.
- Иванов В. Б. Видеомагнитофон «Малахит» // Техника кино и телевидения : журнал. — 1969. — № 4. — ISSN .
- Самохин В. Александр Понятов и его Ampex / Валерий Самохин // Звукорежиссёр : журнал. — 2008. — № 4. — С. 75—79. — ISSN .
- Урвалов В. А. // Физика : журнал. — 2003. — № 4. — ISSN .
Ссылки
- 2020-09-07
- 1