Interested Article - Environmental Audio Extensions

Environmental Audio Extensions ( EAX ) — технология Creative Labs для создания звуковых эффектов окружающей среды, используемая в звуковых картах Sound Blaster и / . Последняя версия EAX 5.0 представлена в семействе звуковых карт X-Fi в августе 2005 года .

Технология

Системы аудиопозиционирования, вроде DirectSound3D, управляют местоположением в 3D-пространстве игры источников звука и слушателя. Например, игра может использовать DirectSound3D для создания раздельных источников звука для каждого существа в игре, получая, таким образом, звуки выстрелов и голоса в разных местах 3D-мира. Эти звуки, так же как и слушатель, могут перемещаться в пространстве. Разработчики игр могут использовать такие звуковые возможности, как палитра направлений (звук в одном направлении может идти громче, чем в другом), эффект Доплера ( высота звука зависит от скорости перемещения его источника относительно слушателя).

EAX улучшает DirectSound3D созданием виртуального окружающего аудиомира вокруг источников звука и слушателя. Эта технология эмулирует реверберации и отражения, идущие со всех сторон от слушателя. Эти эффекты создают впечатление, что вокруг слушателя существует реальный мир со своими параметрами, как то: размер помещения, отражающие и поглощающие свойства стен и другие. Программисты игр могут создавать различные акустические эффекты для разных помещений. Таким образом, игрок, который играет в EAX-игру, может слышать разницу в звуке при переходе из коридора в пещеру.

В дополнение к созданию окружающих эффектов, EAX 1.0 может изменять параметры различных источников звука. При изменении местоположения источника звука относительно слушателя автоматически изменяются параметры реверберации.

EAX используется во многих популярных компьютерных играх, в том числе Half-life , Counter-Strike , Grand Theft Auto San Andreas , Grand Theft Auto IV , S.T.A.L.K.E.R. , Doom 3 и многих других. Эти игры поддерживают EAX версий 4.0 и 5.0, если на компьютере установлено аудиоустройство, драйвер которого поддерживает OpenAL . Поскольку аппаратное ускорение DirectSound и DirectSound3D больше не поддерживается в Windows Vista , технология OpenAL , очевидно, наберёт популярность среди разработчиков, которые хотели бы использовать EAX в своих играх.

Большинство выпусков версий EAX совмещается с ростом числа одновременной аппаратной обработки голосов аудиопроцессором: EAX 1.0 поддерживает 8 одновременно звучащих голосовых потоков (каналов), в то время как EAX 5.0 допускает 128 голосов (и до 4 эффектов, применяемых для каждого).

Версии EAX

EAX имеет много итераций при разработке, каждая из которых добавляла всё больше функций. Ниже приведён обзор имеющихся в настоящее время версий EAX и их функции по отношению к предыдущей версии.

EAX 1.0

EAX 1.0 представлен в звуковых картах Sound Blaster Live! .

  • Аппаратная поддержка 8 одновременно звучащих каналов.
  • Аппаратная поддержка 32 индивидуальных каналов.
  • Аппаратный DSP Rendering.
  • Поддерживает изменение места в игре реверберации и отражений.
  • Имеет большое количество .
  • Позволяет (ограниченно) изменять реверберацию окружения.
  • Позволяет автоматически изменять интенсивность реверберации, в зависимости от положения источника звука относительно слушателя.

EAX 1.0 строит звуковую сцену на основе заранее созданных пресетов, учитывая дистанцию между источниками звука и слушателем. Соответственно, EAX 1.0 предоставляет большой набор пресетов «на все случаи жизни». Также имеется возможность изменять параметры поздней реверберации (дэмпинг, уровень) и автоматическое изменение уровня в зависимости от расстояния. Благодаря этому происходит улучшенное восприятие расстояния до источника.

EAX 2.0

  • Обновлена реверберационная модель.
  • Добавлены эффекты звуковых преград (Obstructions) и поглощений (Occlusions).
  • Отдельное управление начальными отражениями и поздними реверберациями. Непрерывный контроль размеров помещений. Улучшенная дистанционная модель для автоматического управления реверберациями и начальными отражениями, основанными на местоположении источника звука относительно слушателя.
  • Возможность учитывать звуковые свойства воздуха (поглощение звука).
  • Теперь для использования эффектов Environmental Audio не требуется описание геометрии помещения.

EAX 2.0 построен на возможностях первой версии и создаёт ещё более реалистичные эффекты за счёт поддержки преграждения и отражения звука, а также на улучшенной технологии определения направления звука.

EAX 3.0

  • Аппаратная поддержка 64 индивидуальных каналов.
  • Контроль за ранними реверберациями и отражениями для каждого источника звука.
  • Динамический переход между окружающими моделями.
  • Улучшенная дистанционная модель для автоматического управления реверберацией и начальными отражениями в зависимости от положения источников звука относительно слушателя.
  • Расчёты Ray-Tracing (отражение лучей) для получения параметров отражения для каждого источника звука.
  • Отдельные отражения для дальних эхо.
  • Улучшенное дистанционное представление, призванное заменить статические реверберационные модели.

EAX 3.0 совмещает вторую версию с более мощными возможностями. Новый уровень реализма достигается за счёт поддержки местных отражений, изолированных отражений, «бесшовных» переходов между звуковыми сценами и другими особенностями.

EAX 4.0

EAX 4.0 представлен в звуковых картах Sound Blaster Audigy 2 .

  • Аппаратные эффекты реального времени
  • Множество одновременных окружений
  • Flange (Флэнжер)
  • Echo (Эхо)
  • Distortion (Дисторшн)
  • Ring modulation effects (Эффект кольцевой модуляции)

EAX 5.0

EAX 5.0 представлен в звуковых картах Sound Blaster X-Fi и ASUS ROG .

  • Аппаратная поддержка 128 индивидуальных каналов по 4 эффекта на каждый канал.
  • EAX Voice (обработка входящего сигнала микрофона).
  • EAX PurePath (повышение точности позиционирования виртуальных источников звука).
  • Environment FlexiFX (4 слота для эффектов на каждый канал).
  • EAX MacroFX (реалистичные эффекты позиционирования на близком расстоянии).
  • Environment Occlusion (эффект создаёт впечатление, что источник звука находится в другом месте, за стеной).

Будущее

Согласно спецификации OpenAL 1.1 компании Creative, EAX должен считаться устаревшим. Новые разработки должны использовать интерфейс OpenAL , который более плотно интегрирован со всей средой OpenAL.

Эмуляция EAX

В дополнение к аппаратным устройствам, Creative выпустила драйвера эмуляции EAX для компьютеров со встроенной звуковой картой.

Различия заключаются в комплекте поставки программного обеспечения. Sound Blaster Audigy ADVANCED MB включает Creative Audio Center, Creative MediaSource 5 Проигрыватель/Органайзер, Creative WaveStudio 7, Creative ALchemy; Sound Blaster X-Fi MB включает «Консоль развлечений» ( англ. Entertainment Console ), Creative Karaoke Player, Creative MediaSource 5 Player/Organizer, Creative WaveStudio 7, Creative Audio Console, Creative ALchemy.

Sound Blaster Audigy ADVANCED MB

Также известен как Sound Blaster Audigy ADVANCED MB , он похож на Audigy 2 SE, а программное обеспечение поддерживает EAX 3.0, который поддерживает 64-канальные программные таблицы волн с DirectSound ускорением, но без аппаратного ускорения синтеза таблицы волн. ЦАП оценен как 95дБ по отношению сигнал/шум.

Он доступен как встроенная опция для ноутбуков Dell Inspiron , and .

Последняя версия драйверов поддерживает EAX 4.0.

Sound Blaster X-Fi MB

Возможности:

  • Поддержка EAX 4.0 и OpenAL
  • Кристаллизатор
  • CMSS-3D
  • SVM
  • Графический эквалайзер
  • Creative ALchemy (только Windows Vista , дает возможность использовать EAX в Vista)
  • Console Launcher (Entertainment Mode)
  • Audio Console
  • Karaoke Player
  • Creative WaveStudio
  • Creative MediaSource

В отличие от своего предшественника, Audigy Advanced MB , X-Fi MB не включает в себя программный синтезатор SoundFont. Другое отличие состоит в том, что она имеет возможность участвовать в 30-дневном испытательном режиме.

Версии аудиоплееров

Аналоги технологии EAX также присутствуют в некоторых цифровых аудиоплеерах от Creative . Например, в сериях и . В этих устройствах реализованы следующие эффекты и функции:

  • Реверберация
  • Speed-shifting (медленный или быстрый)
  • Адаптация к окружающей среде (поезд, самолет, общественные места и т. д.)
  • Звук изображения (широкий, узкий и т. д.)
  • Простой графический эквалайзер

Примечания

  1. . Архивировано из 19 марта 2012 года. , Creative Labs

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Environmental Audio Extensions