Оболдин, Савелий Савельевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Саве́лий Ви́кторович Кра́маров ( англ. Savely Kramarov ; 13 октября 1934 , Москва , СССР — 6 июня 1995 , Сан-Франциско , Калифорния , США ) — советский и американский киноактёр ; заслуженный артист РСФСР (1974).
Родился 13 октября 1934 года в Бауманском районе Москвы в еврейской семье, жившей на Раушской набережной , дом № 4, комн. 149 .
Отец — Виктор Савельевич Крамаров (1900—1951), родом из Черкасс , выпускник юридического факультета Киевского института народного хозяйства (1924) , после окончания аспирантуры был принят в московскую коллегию защитников , с 1931 года служил юрисконсультом на Фаянсовом заводе имени М. И. Калинина ; арестован НКВД в 1938 году по обвинению в антисоветской агитации и 14 марта того же года осуждён на 8 лет исправительно-трудовых лагерей . После освобождения из УСВИТЛАГа 13 марта 1946 года после первого тюремного заключения он был направлен на поселение в Барнаул , потом — в Бийск (работал юрисконсультом в конторе по заготовке зерна «Заготзерно») , где в 1949 году был повторно арестован и 18 июля 1950 года «за участие в меньшевистской эсеровской организации» выслан сроком на 5 лет в Туруханск ; работал дворником . Здесь 28 марта 1951 года он покончил с собой .
Мать, Бенедикта (Бася) Соломоновна Волчек (1910—1950), уроженка Харькова , скончалась от рака , когда сыну было 16 лет . Его взял на попечение родной дядя — Леопольд (Леонид) Соломонович Волчек (1898—1982) , а его старшая сестра Татьяна (1930—2007?) переехала к дяде со стороны отца — Абе Савельевичу Крамарову (1910—?) — во Львов .
Окончив школу, пытался поступить в театральный институт , но не был принят. Чтобы продолжить образование, поступил на факультет озеленения в Московский лесотехнический институт . Учась в институте, в 1954 году поступил в театральную студию «Первый шаг» при Центральном доме работников искусств .
Окончив Лесотехнический институт в 1958 году, Крамаров некоторое время работал по специальности. Решив бросить работу, разослал свои фото по всем киностудиям страны, и на одно письмо пришёл ответ. С этого началась его актёрская карьера. Настоящий успех пришёл к нему после фильма « Неуловимые мстители », фраза его героя « А вдоль дороги мёртвые с косами стоять… И — тишина! » стала крылатой .
В 1967 году его пригласили на работу в Театр миниатюр . Он много снимался в кино и к началу 1970-х годов был одним из самых популярных комедийных актёров страны, снялся в роли Петра в советской музыкальной кинокомедии 1968 года « Тремби́та », лидере проката 1969 года . В 1971 году снялся в самой известной своей роли — Косой в фильме « Джентльмены удачи ». Предложения сниматься после этой роли посыпались одно за другим. Не успевал он отсняться в одной ленте, как на экран уже выходила другая. Актёр даже стал отказываться от некоторых, на его взгляд, недостойных приглашений. Потом простить себе не мог, что упустил роль Петрухи в « Белом солнце пустыни » — не разглядел талантливого режиссёра и перспективный сценарий.
В 1972 году он поступил в ГИТИС на актёрский факультет. Но, окончив ГИТИС, он так и не был принят в труппы ни одного советского театра. В ГИТИСе он познакомился со своей первой женой — однокурсницей Людмилой. Она позже рассказывала, что её очень рассмешил номер с роялем. Но их брак длился совсем недолго. Потом встречался с архитектором Марией Шатинской. С ней актёр расписан не был, но вместе они прожили тринадцать лет. Он нравился ей своей чистотой и наивностью, увлечённостью любимым делом. Они стали жить вместе. Маше нравилось, что он серьёзно заботился о своём здоровье: не пил, не курил, ел пищу без соли, без острых подлив, ложился спать строго по заведённому расписанию.
В советском кино он стал настоящей звездой. Дурашливая внешность и помогала, и мешала. Стоило появиться на экране его физиономии — и зритель готов был смеяться. В 1974 году он был удостоен почётного звания заслуженный артист РСФСР . Как-то на вопрос о планах на будущее актёр с присущим ему юмором ответил :
Буду копить на народного!
Круг общения и его дядя, эмигрировавший в Израиль , сделали актёра человеком с сомнительными для Советского Союза связями, что было равнозначно концу карьеры . Кроме того, он начал заниматься йогой , стал в значительной мере религиозным человеком, посещал синагогу и отказывался от съёмок в субботу . Его стали снимать всё реже, а в последние три года перед отъездом и вовсе перестали предлагать роли.
Актёр подал документы на эмиграцию в Израиль, аргументируя тем, что там у него единственный родной ему человек — его дядя Аба Савельевич Крамаров , но Крамарову отказали в выезде из СССР. Ведь он снялся более чем в сорока фильмах, и в случае его эмиграции все эти картины по принятым тогда правилам должны были «положить на полку» .
Из страны актёра не выпускали, но и работать по специальности он не мог. В 1981 году вместе с Александром Левенбуком он написал письмо президенту США Рональду Рейгану , назвав его «Как артист артисту», в котором откровенно жаловался на свою судьбу. Письмо несколько раз прочитали в эфире радиостанции « Голос Америки ».
Уважаемый господин президент Рональд Рейган! Обращается к вам популярный в Советском Союзе киноартист Савелий Крамаров. Я не переоцениваю свою известность. Стоит вам, гуляя с супругой по Москве, спросить у любого москвича, у любой старушки, даже если вам её подставят и она окажется агентом КГБ, знает ли она Савелия Крамарова, то она обязательно откроет рот (даже будучи чекисткой) и скажет: «А как же?! Смешной артист! Много раз смотрела фильмы с его участием. Кого он только не играл!..»… Старушка, кем бы она ни была, даже министром культуры, скажет вам правду, но не всю. Действительно, зрители до сих пор смеются над героями моих фильмов, но лично мне самому сейчас не до смеха. Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. И хотя хлеб у нас с вами разный и питаемся мы по-разному, но мы оба любим творчество и не можем жить без него. Поэтому помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности…
—
В итоге Крамарова выпустили, и он покинул СССР 31 октября 1981 года с документами на выезд из СССР в Израиль, но доехал лишь до Вены — в то время между СССР и Израилем не было прямого сообщения из-за разорванных в 1967 году дипломатических отношений. В Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, который организовал его гастроли в Европе, Америке, Австралии, Израиле, Японии.
В США он обосновался в Лос-Анджелесе у своего старого знакомого — Ильи Баскина , с которым снимался ещё в « Большой перемене ». Некоторое время жил у него, потом арендовал квартиру рядом. И уже через год они вместе снялись в драме « Москва на Гудзоне », где он сыграл роль работника КГБ Бориса. В финале Борис появлялся на экране за лотком с хот-догами ; эта сцена позволила на родине артиста говорить, что актёр в Америке стал торговать сосисками. С подачи Робина Уильямса в американской прессе Крамарова стали называть «советским Джерри Льюисом » . В то же время актёр испытывал проблемы со знанием языка .
Вскоре он снялся в фильме « 2010: год вступления в контакт », где сыграл советского космонавта Владимира Руденко. От актёра требовали большей шаржированности образа, а он сопротивлялся , утверждая, что в СССР космонавтами могут стать только отважные и образованные люди, но никак не идиоты.
Потом были съёмки в фильмах « Вооружён и опасен », « », « Красная жара ». Актёр вступил в Гильдию киноактёров США , что для эмигрантов — большая удача, у него появился свой агент. Как и в СССР, его появление на съёмочной площадке встречалось доброй улыбкой. Гонорары позволили ему приобрести дом в Санта-Монике , на берегу Тихого океана .
В мае 1992 году актёр впервые после эмиграции приехал в Россию как почётный гость кинофестиваля « Кинотавр » . Второй раз в Россию он приезжал за год до смерти, в 1994 году .
Актёр был готов играть в Америке серьёзные роли и вскоре получил бы такую возможность: его утвердили на роль в одном из фильмов без кинопробы, но у него был обнаружен рак . Крамаров боялся смерти, причём больше всего он боялся заболеть именно раком. Он уделял своему здоровью большое внимание — совершал голодовки и занимался очищением организма. В его рационе была только здоровая еда, он делал регулярные пробежки и занимался плаванием, не употреблял алкоголь.
В январе 1995 года он почувствовал боль в левой стороне живота. Несколько дней актёр терпел, а потом отправился к врачу. У него обнаружили рак сигмовидной кишки . 2 февраля 1995 года ему была удалена опухоль, также он прошёл большой курс химиотерапии , [ источник не указан 295 дней ] что отрицательно сказалось на его организме. У него случилось осложнение: полостная операция привела к эндокардиту . Последовал тромбоз , затем инсульт , началась борьба за его жизнь, однако медицина оказалась бессильной .
Скончался 6 июня 1995 года на 61-м году жизни в одной из клиник Сан-Франциско от повторного инсульта . Похоронен на еврейском мемориальном кладбище «Холмы Вечности» ( англ. Hills of Eternity Cemetery ) в ( округ Сан-Матео ) близ Сан-Франциско . 12 октября 1997 года на могиле был установлен памятник, созданный Михаилом Шемякиным и Вячеславом Бухаевым .
Деда и бабушку по отцовской линии, проживавших в Черкассах, звали Шейлик и Вихна Крамаровы ; соответственно погибший на фронте дядя актёра был Нисон Шеликович (Савельевич) Крамаров (1907—1941) .
Дядя Павел Соломонович Волчок (Волчек, 1912—2006) возглавлял архитектурные группы в институтах «Центрогипрошахтострой» и ЦНИИЭП жилища , заслуженный архитектор РСФСР , выпускник Московского архитектурного института (1936) , участник Великой Отечественной войны (капитан, кавалер ордена Красной Звезды ) .
Двоюродный брат Юрий Волчок (1943—2020), искусствовед, старший научный сотрудник и профессор кафедры советской и современной зарубежной архитектуры Московского архитектурного института.
Официально Савелий Крамаров был женат трижды:
Первой женой была однокурсница Людмила из ГИТИСа , брак распался. Потом встречался с Марией Шатинской, архитектором. С ней Крамаров прожил тринадцать лет. Их дочь умерла во младенчестве. Впоследствии, вспоминая Машу, он говорил, что она святая женщина и что он очень перед ней виноват .
В 1986 году, после эмиграции, женился во второй раз, жена Фаина (Марина) Зборовская родила дочь, названную в честь матери Крамарова — Батия ( англ. Batia Beverly «Basika» Kramarov , в замужестве Хеллер, род. 1988) , по-домашнему — Бася ( англ. Basika Kramarov ). Через год после её рождения Марина уехала с дочерью из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас . Дочь одно время была занята в модельном бизнесе (как Басика Крамаров), впоследствии стала бухгалтером.
Последней женой стала Наталья Сирадзе, на 21 год моложе Крамарова, поженились в октябре 1994 года, с ней Крамаров прожил полгода до смерти .
В Москве до эмиграции в США жил на 1-й Хуторской улице , дом 9/55, корп. 21 (ныне — дом 8, корп. 2); на 2-й Мещанской улице ; на Большой Почтовой улице , дом 18/2 , на Михалковской улице , д.16 .
Крамаров был ярким самобытным актёром-комиком конца 1960-х — начала 1970-х годов. Выигрышная внешность ( косоглазие , приятная улыбка во всё лицо), мощный комедийный темперамент, врождённое актёрское мастерство, обаяние, мимика и подвижность тела позволяли ему создавать многочисленных комических отрицательных персонажей, смешных в своей нелепости и глупости. Для него была характерна гротескная манера исполнения. Его герои всегда были обаятельны и при всех своих недостатках, в сущности, безобидны. Он был ярким представителем советской сатиры . Любой, в том числе неюмористический текст актёр умел произнести и обыграть так, что это вызывало смех и аплодисменты.
Одной из его самых известных ролей был вор- рецидивист Федя Ермаков из фильма Александра Серого « Джентльмены удачи » (1971). Крамаров показывал человека не злонамеренного от природы, не до конца испорченного, но ставшего преступником в силу собственной неразвитости, несамостоятельности. Для Феди ещё не всё потеряно: видно, как детсадовский воспитатель, воплощённый актёром Евгением Леоновым , помогал Феде делать существенные шаги к исправлению. В этом фильме он вписался в ансамбль мастеров комедии — Евгения Леонова , Георгия Вицина . Фильм имел большой успех, многие фразы из него, в том числе фразы Феди, стали крылатыми.
Он участвовал в обеих советских экранизациях романа Ильфа и Петрова « Двенадцать стульев », сыграв у Леонида Гайдая одноглазого председателя васюкинского шахматного клуба, а у Марка Захарова — «слесаря-интеллигента» Полесова.
В 2004 году в США и России вышел документальный фильм «Савелий Крамаров. Джентльмен удачи», посвящённый жизни и творчеству Крамарова. Автор сценария и продюсер — российский и американский тележурналист Михаил Файнштейн. В картине принимали участие коллеги и близкие друзья актёра: Наталья Сирадзе, Марк Розовский , Татьяна Сорокко , , Илья Баскин , Пол Мазурски , Александр Левенбук , Виктория Токарева , Наталья Фатеева , Константин Райкин , Олег Видов , Дэвид Гамбург и другие . Картина была выдвинута на соискание премии российской телеакадемии « ТЭФИ » .
Творчеству и памяти актёра посвящены документальные фильмы и телепередачи: