Interested Article - Разумные животные

Алиса и говорящие животные

Разумные (говорящие) животные — волшебные животные , встречающиеся в мифах , легендах , сказках , фэнтези и научной фантастике . Они могут выглядеть как обычные животные или быть антропоморфными . Действие историй о них происходит как среди людей, так и в их собственном вымышленном мире .

Мифы, легенды и народные сказки

Кот в сапогах и людоед

Говорящие животные часто встречаются в мифах и легендах. В них они в основном выступают в качестве лиминальных , обозначающих некоторую границу, которую должен преодолеть герой .

В виде животных часто изображались боги и духи в традиционных религиях, например, бог-паук Ананси у акан или обезьяноподобный Хануман в индуизме . В представлениях славян животные сближались с демоническими персонажами и могли служить их воплощением .

Говорящие животные являются частыми героями волшебных сказок и сказок о животных в культурах всех народов мира, от историй об обезьянах в шумерийском эпосе до сказки « Кот в сапогах » .

Басни и сатира

Лис Ренар

Начиная с Эзопа и « Панчатантры », говорящие животные являются главными героями басен , в которых они используются для передачи людских качеств. В баснях обычно не обращается внимание на реальные характеристики животных, вместо этого используются такие стереотипы как хитрый кот, коварный змей, лис- трикстер , глупый учёный осёл и т. п. Животный эпос был распространён в западной средневековой литературе, например, в « Романе о Лисе » XII—XIV веков, где алчный волк изображал рыцаря, лев — короля, а хитрый лис Ренар — горожанина. В китайском романе « Путешествие на Запад » У Чэнъэня (1590-е) главное действующее лицо — царь обезьян Сунь Укун . Закрепил такой подход Жан де Лафонтен в своих баснях. В русской литературе самый известный автор басен — Иван Крылов . Среди более поздних произведений, где разумные животные используются в качестве сатиры и аллегории на людей, можно назвать повесть-антиутопию « Скотный двор » Джорджа Оруэлла (1945), в которой животные на ферме восстают против хозяина, но образованное ими общество из свободного вскоре превращается в тоталитарное. При помощи разговаривающих животных метафорически изображается человеческое общество, что помогает людям взглянуть на себя со стороны.

Литературные сказки и фэнтези

Чёрный Красавец Анны Сьюэлл

Истории о мыслящих животных ( англ. animal fantasy ) — довольно популярный жанр литературных сказок и фэнтези, в основном для детей . В некоторых из них мыслящие животные показаны биологически достоверно и не осуществляют никаких действий, не возможных для них в действительности, что сближает такие истории с реалистическими произведениями о животных. Мир, в котором они живут, реален, в связи с чем такие истории часто заканчиваются трагически. В книге « » Сары Триммер (1786) рассказывается о сосуществовании семьи людей и семьи малиновок. Ряд книг написаны в форме автобиографий животных: романы «Признания потерянной собаки» Фрэнсис Пауэр Кобб (1867); «Нептун» Е. Барроус (1869) ; произведения о нелёгкой жизни коней « Чёрный Красавец » Анны Сьюэлл (1877) и « Холстомер » Льва Толстого (1886) ; рассказ « Исследования одной собаки » Франца Кафки (1922) ; роман « » Майкла Морпурго (1982) . В романе « » Генри Уильямсона (1927) рассказывается о судьбе одной выдры. Большое влияние на направление оказал эпический роман « Обитатели холмов » Ричарда Адамса (1972), который повествует о диких кроликах, ищущих новое место обитания; несмотря на то, что внешняя сторона их жизни мало отличается от животной, они имеют развитую культуру. В повести « Верный Руслан » Георгия Владимова (1975) рассказывается о собаке, охраняющей лагерь заключённых. В книге « » Гарри Килворта (1989) повествуется о приключениях лисиц. В романе « » Пола Остера (1999) показан пёс, переживающий смертельную болезнь хозяина.

В других историях животные способны выполнять действия, не возможные для животных в реальности. Они говорят между собой, а в части произведений и с человеком , либо обычной речью, либо посредством телепатии . В ряде историй говорящие животные выглядят как обычные. В таких произведениях они обычно живут в мире людей, часто не показывая им свою способность к речи. В « Книге джунглей » Редьярда Киплинга (1893—1895) животные воспитали в лесу мальчика Маугли . В юмористическом цикле о (1927—1958) появляются говорящие животные, которых люди сначала воспринимают с удивлением, но затем привыкают к ним, а животные начинаю заниматься человеческими профессиями. В романе « » (1939) разумная мышь играет решающую роль в судьбе Бенджамина Франклина . В его же книге « » (1944) рассказывается о кроличьей семье, сильно напоминающей человеческую. В книге « Паутина Шарлотты » Элвина Брукса Уайта (1952) повествуется о дружбе свиньи с паучихой. В романе « » (1960) рассказывается о дружбе сверчка, котёнка и мыши. В романе « Чайка по имени Джонатан Ливингстон » Ричарда Баха (1970) речь идёт о чайке, для которой полёт стал искусством. В книге « » (1971) крысы и мыши строят совместную колонию, спасаясь от людей. В романе « Доктор Рэт » (1976) все животные обретают разум и восстают против людей. Несколько книг про жизнь животных на ферме написал Дик Кинг-Смит , среди них стоит отметить повесть « Бэйб » (1983) о пастушьем поросёнке. В книге «Thomas Gray, Philosopher Cat» (1988) кошка любит пофилософствовать. В цикле « » (1989—2007) мыши борются со зловещим котом-богом. В романе « » (1995) мышиная принцесса сражается с чудовищной рогатой совой. В героической серии « » (1997—2007) речь идёт о летучем мышонке, взрослеющем во время миграции своей стаи, преодолевая множество препятствий. В книге « » (2000) действие происходит в древней Шотландии , где власть над всеми лесами хочет установить владеющий магией Король-Олень, но ему мешает молодой олень. В цикле « Коты-воители » Эрин Хантер (с 2003) за власть сражаются кланы диких котов.

Марка по мотивам « Книги джунглей » Редьярда Киплинга

Есть книги, в которых с животными способны разговаривать только определённые люди с волшебными способностями. Цикл книг « Доктор Дулиттл » (1920—1952) Хью Лофтинга рассказывает про доброго врача, который лечит заболевших животных. В произведениях о Мэри Поппинс (1934—1989) Памелы Трэверс с животными способна общаться няня-волшебница.

Ряд произведений рассказывает об освобождении мыслящих животных из неволи. В романе «Килрой и чайка» (1977) косатка сбегает из океанариума, в «Тёплом местечке» (1995) — жираф из зоопарка обратно в саванну, в « » (1998) — хомяк из лаборатории. В книге « » Урсулы Ле Гуин (1988—1999) летающие кошки покидают стесняющий их город в поисках нового дома.

Напротив, для героического фэнтези характерны разумные животные-компаньоны , везде сопровождающие героя, и, нередко, отдающие за него свою жизнь. К таким книгам относятся, например, «The Woman Who Loved Reindeer» (1985) о любви женщины к оленю , серия «Pigs Don’t Fly» Мэри Браун (с 1986), в которой главная героиня и её друзья-животные все имеют какую-то инвалидность , « Королевский убийца » Робин Хобб (1996) о дружбе человека с волком .

Особенно много произведений о кошках и собаках. Это, например, детские повести: « Роверандом » Джона Р. Р. Толкина (1937), в которой волшебный пёс сражается с гигантскими пауками и драконами; «Быть волком» , где щенок противостоит собакам-хулиганам; « » (1986), где кот и мышь воспитывают щенка-сироту; « » Дика Кинга-Смита (1991), в которых котёнок заботится о мышах. Есть и произведения для всех возрастов. В повести « » Дианы Уинн Джонс (1975) пёс из космоса ищет на Земле ужасное оружие, которое может разрушить даже звёзды. В книге « » Тэда Уильямса (1985) кот ищет свою потерянную подругу. В серии « » Ширли Руссо Мёрфи (с 1996) рассказывается о котах, раскрывающих преступления. В рассказе «Золотой полдень» Анджея Сапковского (1997) Чеширский Кот спасает умирающую Алису . В эпическом цикле «Кот Таг» (1997—2002) Гэбриела Кинга (псевдоним и ) кошки ищут места, где можно получить магические способности. В серии « » Дианы Дуэйн (1997—2011) эти животные противостоят демонам, которые хотят уничтожить мир.

Иллюстрация к « Ветру в ивах » Кеннета Грэма

В произведениях об антропоморфных животных ( англ. anthropomorphic fantasy ) персонажи, помимо способности мыслить и говорить, также одеваются и ведут себя как люди, живут в домах, используют бытовые предметы, имеют свои государства, воюют и т. п. В таких историях действие обычно происходит в вымышленном мире , в котором животные уже воспринимаются не как животные, а как человекоподобные существа. Среди ранних произведений такого типа « Алиса в Стране чудес » Льюиса Кэролла (1865), значительная часть героев которой являются антропоморфными животными. Большое влияние на развитие направления оказал роман « Ветер в ивах » Кеннета Грэма (1908) о жизни зверей — сельских жителей. В сказке « Стюарт Литтл » Элвина Уайта (1945) мальчик-мышонок чудесным образом родился в обыкновенной человеческой семье. В романе « » Уильяма Стейга (1976) рассказывается о мышиной робинзонаде. В цикле «Данктонский лес» (1980—1993) кроты борются со злым тираном. Его же цикл « » (1990-е) — является продолжением «Ветра в ивах». В цикле « Рэдволл » Брайана Джейкса (1986—2011) действие происходит в зверином средневековье в одноимённом аббатстве в Стране Цветущих Мхов, жители которого защищают его от всяческих бед. В (2002—2007) рассказывается про любящего уют, но вечно попадающего в приключения мышонка. В юмористической фантастике « » Алана Дина Фостера (1983—1994) студент-музыкант попадает в страну говорящих животных, в которой музыка обладает магической силой.

В некоторых историях граница между миром реальным и волшебным миром животных размыта, а внешний вид и/или поведение персонажей описывается промежуточно между антроморфным и зооморфным. Характерна, например, неопределённость с ношением животными одежды. Среди них « Сказки дядюшки Римуса » Джоэля Харриса (1880—1948) ; сказки о кролике Питере Беатрис Поттер (1902—1914) ; «Три королевские обезьяны» Уолтера Де Ла Мара (1910 год) ; «Unter Tieren» (1912—1926) ; « Приключения лисички-плутовки » Рудольфа Тесноглидека (1920); «Where the Blue Begins» (1922); « Винни-Пух » Алана Милна (1925—1928, в данном случае персонажи совмещают в себе признаки животных и игрушек) ; сказки (1929—1975) Элисон Аттли ; «The Kingdom That Was» (1931) ; образовательный цикл « Меч в камне » Теренса Уайта (1938) ; « Скотный двор » Джорджа Оруэлла (1945) ; «The Tree that Sat Down» Беверли Николс (1945) ; цикл « Хроники Нарнии » К. С. Льюиса (1950—1956) ; «The Huntsman at the Gate» (1952); «Tom Ass, or The Second Gift» (1972); «The Master Cat» Дэвида Гарнетта (1974); « » (1977) и « » (1986) Гюнтера Грасса ; « Книга скорбящей коровы » Уолтера Уангерина (1978); « » (1985) ; дилогия «Kyala» М. Коулмана Истона (1985—1987) ; «The Heavenly Horse from the Outermost West» (1988); «Plainsong» (1990); « » Викрама Сета (1991) ; « » (2004) .

Один из распространённых приёмов в книгах о животных — странные пары персонажей , например, герои романа « Ветер в ивах » Кеннета Грэма (1908), таракан и кот в цикле « » (с 1927), кошка и птица в романе «Dudley & Gilderoy» Алджернона Блэквуда (1929), свинья и паучиха в романе « Паутина Шарлотты » Элвина Брукса Уайта (1952).

Истории о говорящих животных имеют много общего с произведениями о вымышленных разумных зооморфных существах, таких как муми-тролли Туве Янссон (1945—1970) или уомблы (1968—1976).

Винни-Пух и Пятачок

Существует необозримое количество говорящих животных в мультфильмах , которые также делятся на антропоморфных и зооморфных. Это персонажи: Винни-Пух и Пятачок из « Винни-Пух »; Заяц и Волк из « Ну, погоди! »; кот Матроскин и пёс Шарик из Простоквашино ; Мартышка, Слонёнок, Попугай и Удав из « 38 попугаев »; попугай Кеша из « Возвращение блудного попугая »; котёнок Гав из « Котёнок по имени Гав ». Из иностранных, например, персонажи Уолта Диснея — оленёнок Бэмби , Микки Маус , Дональд Дак и другие; Багз Банни и другие персонажи Looney Tunes ; мышь-супергерой .

Научная фантастика

В четвёртой части « Путешествий Гулливера » Джонатана Свифта описана страна, населённая гуигнгнмами — лошадьми, наделёнными разумом и даром речи, также в этой стране водятся йеху — люди, являющиеся животными; эволюция там пошла не по человеческому, а по лошадиному пути. [ значимость факта? ] В научной фантастике разумные животные часто появляются как результат генетических экспериментов, например в « Планете обезьян » Пьера Буля (1963) улучшенные приматы стали доминировать над людьми, в книге « Разумное животное » Робера Мерля (1967) из дельфина сделали мощное оружие, в « Саге о Возвышении » Дэвида Брина (1980—1998) дельфины и обезьяны уравнялись в правах с людьми. В романе « » (2003) собак пытаются научить говорить через хирургические операции и обучение. . В веб-комиксе Freefall возвышение происходит дважды — для доказательства возможности заселить биовраждебные планеты (с зеркальными изомерами аминокислот) при участии нейропсихолога «доктора Боумана», наследника первой серии экспериментов, создаётся партия генетически улучшенных прямоходящих «волков Боумана» с роботоподобной моделью искусственного интеллекта, контролируемой методами нейролингвистического и звукового программирования.

См. также

Примечания

  1. Clute J., Grant J. // The Encyclopedia of Fantasy / Edited by J. Clute and J. Grant. — 1st UK edition. — London: Orbit Books, 1997. — ISBN 978-1-85723-368-1 .
  2. Невский Б. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Мир фантастики . — № 44; апрель 2007.
  3. Животные / Гура А. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 219. — ISBN 5-7133-0982-7 .
  4. Clute J. // The Encyclopedia of Fantasy / Edited by J. Clute and J. Grant. — 1st UK edition. — London: Orbit Books, 1997. — ISBN 978-1-85723-368-1 .
  5. Stableford B. // The A to Z of Fantasy Literature. — Scarecrow Press, 2009. — P. 13—14. — 568 p. — (The A to Z Guide Series). — ISBN 0810863456 , ISBN 9780810863453 .
  6. Портер Р. // Slavica Litteraria. — 2012. — Т. 1 , № 15 . — ISSN . 17 февраля 2016 года.
  7. Morgenstern J. от 5 марта 2016 на Wayback Machine // The Lion and the Unicorn. — 2000. — Т. 24. — №. 1. — P. 110—127.
  8. Балистрери К. от 31 января 2016 на Wayback Machine // Детские чтения. — 2013. — Т. 3. — №. 1. — С. 278—285.
  9. Elick C. от 2 февраля 2016 на Wayback Machine . — McFarland, 2015. — 258 p. ISBN 0-7864-7878-0 , ISBN 978-0-7864-7878-1
  10. Clute J. // The Encyclopedia of Fantasy / Edited by J. Clute and J. Grant. — 1st UK edition. — London: Orbit Books, 1997. — ISBN 978-1-85723-368-1 .

Литература

Источник —

Same as Разумные животные