Киберспорт/Оформление статей
- 1 year ago
- 0
- 0
Киберспорт в России впервые вошёл в перечень признанных видов спорта (как «компьютерный спорт») в 2001 году, однако в 2006 году был исключён. Повторное включение «компьютерного спорта» в реестр произошло в 2016 году. Россия стала первой страной в мире, признавшей киберспорт официальным видом спорта. В 2017 году дисциплины «боевая арена», «соревновательные головоломки», «стратегия в реальном времени» и «технический симулятор» вошли в перечень спортивных дисциплин, развиваемых на общероссийском уровне, а Федерация компьютерного спорта России стала аккредитованной спортивной федерацией.
В России организовывается ряд киберспортивных соревнований, включая Кубок России по киберспорту , Чемпионат России по компьютерному спорту , Всероссийскую киберспортивную студенческую лигу , Чемпионат России по интерактивному футболу и Кубок России по интерактивному футболу . Ряд чемпионатов транслировался по кабельному телевидению.
Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видом спорта . Это произошло 25 июля 2001 года по распоряжению тогдашнего главы Госкомспорта России Рожкова Павла Алексеевича . После смены руководства и переименования Госкомспорта России в Федеральное агентство по физической культуре и спорту , а также в связи с последующим введением в действие Всероссийского реестра видов спорта (ВРВС), потребовалось повторить процедуру признания компьютерного спорта 12 марта 2004 года по распоряжению главы Госкомспорта России Вячеслава Фетисова . В июле 2006 года киберспорт был исключён из Всероссийского реестра видов спорта вследствие того, что он не соответствовал критериям, необходимым для включения в этот реестр: развитие в более чем половине субъектов Российской Федерации и наличие зарегистрированного в установленном порядке общероссийского физкультурно-спортивного объединения .
В 2014 году Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма начал реализацию образовательной программы «Теория и методика интеллектуальных видов спорта (киберспорт)» [ нет в источнике ] .
В 2015 году был основан российский киберспортивный холдинг ESforce , ставший крупнейшей киберспортивной организацией в России, СНГ и странах Восточной Европы . В частности, ESforce принадлежит киберспортивный клуб Virtus.pro , выигравший наибольшее количество призовых среди клубов СНГ и входящий в топ-10 мира по этому показателю . Также ESforce проводит крупнейшую в СНГ серию турниров EPICENTER и владеет главным СМИ СНГ-киберспорта Cybersport.ru .
7 июня 2016 года был опубликован приказ Министерства спорта о включении компьютерного спорта в реестр официальных видов спорта Российской Федерации . 13 апреля 2017 года в Минюсте России был зарегистрирован Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 16.03.2017 № 183 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта». В соответствии с данным приказом компьютерный спорт был переведён во второй раздел — «виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне». Это значит, что появилась возможность проведения в России официального чемпионата страны, появлению разрядов и званий по компьютерному спорту. В этом же разделе находятся все «традиционные» виды спорта — футбол, хоккей, баскетбол и т. д. C 5 июля 2017 года, в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации № 618, аккредитованной спортивной федерацией по виду спорта «компьютерный спорт» является Федерация компьютерного спорта России .
С 2018 года Университет ИТМО ввёл стипендию для талантливых киберспортсменов в размере 10 тыс. руб. ежемесячно . Программа поддержки талантливых киберспортсменов была запущена при консультационной и методологической поддержке Федерации компьютерного спорта России . Чтобы претендовать на стипендию, абитуриенту было необходимо набрать более 250 баллов ЕГЭ , поступить на бюджетную форму обучения в ИТМО , а также представить киберспортивное портфолио на конкурс, организованный студенческим спортивным клубов «Кронверкские барсы» . В него входят анкета, мотивационное письмо, свидетельства о победах на соревнованиях и документы, подтверждающие наличие спортивных разрядов по киберспорту. Стипендия в размере 10 000 рублей назначается пяти студентам, которые преуспели в таких дисциплинах, как CS:GO , Dota 2 , Hearthstone , FIFA , Overwatch , League of Legends , Tekken 7 , Eternal , World of Tanks , World of Warships и World of Warplanes . Киберспортивная стипендия выплачивается на протяжении первого семестра обучения, а если киберспортсмены сдают сессию на « хорошо » или « отлично », то финансовая поддержка продлевается до конца первого года обучения . Киберспортсмены-победители конкурса получают возможность тренироваться на базе киберспортивного клуба ССК «Кронверкские барсы» .
В 2019 году Университет ИТМО реализовал программу киберспортивных стипендий повторно .
С 16 марта 2020 году Университет ИТМО перевёл студентов на дистанционное обучение . В онлайн-формате стали проходить и занятия по физической культуре и спорту. Студенческий спортивный клуб Университета ИТМО «Кронверкские барсы» предложил на выбор несколько видов онлайн-тренировок, среди которых — киберспортивные состязания . Администрация вуза поддержала инициативу студентов и запустила проект «Киберфизкультура в ИТМО» . Набрать баллы за киберспорт можно двумя способами. Первый — играть в лиге по будням. Чем больше времени студент проводит в игре, тем больше баллов он получает. Кроме того, можно поучаствовать в турнирах в выходные. Количество баллов за них будет зависеть от места, которое займёт учащийся. Для тех, кто не умеет играть в Dota 2 , CS:GO или Clash Royale , на сайте проекта организовали обучение . Процесс оценивания почти полностью автоматизирован. Киберспортивный клуб «Кронверкские барсы» разработал систему начисления баллов за участие в турнирах по каждой дисциплине, а также создал сайт для регистрации, который учитывает все данные из игр и вносит их в электронную базу данных . Зачет можно получать вместе с друзьями: есть возможность играть как индивидуально, так и командами . В рамках факультета игровой индустрии и киберспорта МФПУ «Синергия» было запущено 2 сезона лиги Synergy ESPORTS League с бесплатным участием в онлайн-турнирах для всех желающих, общий призовой фонд которого составил свыше 50 миллионов рублей. Большую часть этого фонда составили образовательные гранты с возможностью оплаты обучения на любом факультете университета, что на данный момент является крупнейшим образовательным грантом в профильном образовании игровой индустрии и сферы киберспорта в России и СНГ .
В начале 2023 года в Университете ИТМО открылся первый в Санкт-Петербурге центр развития студенческого киберспорта .
В соответствии с приказом Минспорта России № 618 от 5 июля 2017 года, право и обязанность разрабатывать правила по виду спорта и вносить их на утверждение в Минспорта РФ возложены на Федерацию компьютерного спорта России .
Помимо протокола, который подтверждает факт проведения турнира, обязательно наличие бригады судей, которая состоит из главного судьи и судей по играм (если их несколько), линейных судей, наблюдателей и технических судей .
Необходимо создать нормативные акты, регламентирующие деятельность спортсмена, тренера и судьи при реализации процесса спортивной подготовки и проведении соревнований в дистанционном режиме .
Победителем соревнований в киберспорте становится игрок или команда, которые показали лучший результат к концу игры.
В компьютерном спорте, так же как и в других видах спорта есть «Правила вида спорта „Компьютерный спорт“», разработанные Федерацией компьютерного спорта России и утвержденные Министерством спорта Российской Федерации.
Для каждого соревнования составляется Положение и Регламент соревнования, которые не могут противоречить Правилам «Компьютерного спорта».
«Положение о соревновании» — это документ, определяющий задачи соревнования, весь его ход, порядок подведения итогов, награждения победителей. Положение о соревновании составляет организатор соревнований. Положение может содержать информацию о нескольких соревнованиях и составляться на год.
«Регламент соревнований» — это документ, составляемый организаторами соревнований, конкретизирующий и уточняющий статьи Положения о соревновании. Регламенты составляются на конкретные соревнования.
По характеру проведения соревнования делятся на: личные, командные, лично-командные.
Соревнования проводятся в возрастных группах: «мужчины» и «женщины». Женщины имеют право участвовать в соревнованиях, проводимых среди мужчин, если иное не предусмотрено Положениями (Регламентами) конкретных соревнований.
К соревнованиям допускаются спортсмены, достигшие возраста 14 лет на день начала проведения соревнований .
В киберспорте нельзя использовать любые игры. Например, для соревнований не подойдут игры, которые содержат в себе элемент случайности, преобладающий над фактором умения игры .
Таким образом в категорию киберспортивных дисциплин часто попадают игры жанров MOBA , Шутеры или RTS .
Во Всероссийский реестр видов спорта (второй раздел — виды спорта, развитие которых осуществляется на общероссийском уровне, и их специальные дисциплины) внесены следующие дисциплины компьютерного спорта: .
Наименование дисциплины | Описание | Игры |
---|---|---|
Боевая арена (MOBA, Multiplayer Online Battle Arena) | Боевая арена — многопользовательская онлайновая боевая арена — дисциплина компьютерного спорта, в которой 2 команды игроков сражаются друг с другом на карте особого вида с целью уничтожения главного здания команды соперника. Каждый игрок управляет одним из списка доступных героев, отличающихся характеристиками и способностями. В течение матча герои могут становиться сильнее, получать новые способности и снаряжение | |
Тактический трехмерный бой (шутер)
(Tactical shooters,
Shooter) |
Тактический трехмерный бой — киберспортивная дисциплина, для соревнований используется командная видеоигра, выступающая симулятором тактического боя, где каждый участник команды, осуществляя управление своим объектом управления, взаимодействует с участниками своей команды с целью уничтожения объектов управления команды соперника или достижения поставленной задачи | |
Стратегия в реальном времени (RTS, Real-time strategy) | Cтратегия в реальном времени — спортивная дисциплина компьютерного спорта, в которой противоборствующие стороны участников соревнований на арене в реальном времени позиционируют и маневрируют игровыми персонажами, для защиты районов карты и/или уничтожения активов своих соперников. В ходе игры могут создаваться дополнительные игровые персонажи и улучшаться свойства уже имеющихся | |
Файтинг (Fighting) | Файтинг — дисциплина компьютерного спорта, имитирующая процесс единоборства на арене с помощью видеоигры, в которой участнику соревнований необходимо снизить до нуля параметр энергии (здоровья) объекта управления соперника за отведенное время | |
Спортивный симулятор (Sports simulators) | Cпортивный симулятор (симулятор спортивной игры) — спортивная дисциплина компьютерного спорта, воссоздающая с помощью видеоигры спортивную игру на арене по правилам вида спорта, признанного в установленном порядке | |
Соревновательные головоломки (Competitive puzzles) | Соревновательные головоломки — спортивная дисциплина компьютерного спорта, представляющая собой решение логических задач участниками соревнований, результат которого зависит от скорости логического мышления и сообразительности, предопределяющих выбор той или иной стратегии игры для достижения победы | |
Технический симулятор (Technical simulators) | Технический симулятор — спортивная дисциплина компьютерного спорта, в которой участники соревнований, имитируя физическое поведение и управление техническими средствами, достигают победы в соответствии с Техническими правилами дисциплины. В результате соревновательной деятельности участник соревнований получает навыки управления реальными техническими средствами (например: танковый симулятор , авиационный симулятор , автомобильный симулятор) |
Киберспорт активно транслируют по спортивным каналам. В 2007 году на спортивном канале 7ТВ с подачи Национальной Профессиональной Киберспортивной Лиги прошла трансляция Counter-Strike: Source сезона Чемпионата России, где были показаны 32 матча Дивизиона А раз в неделю каждая игра .
В 2016 году на телеканале « Матч! Игра » в прямом эфире был показан финал турнира по Counter-Strike: Global Offensive .
В соответствии с приказом Минспорта России № 618 от 05 июля 2017 года, Федерация компьютерного спорта России обладает следующими правами и обязанностями:
Кроме прочих регламентов и положений Федерация компьютерного спорта России выпустила методологические рекомендации по обучению компьютерному спорту .
Рекомендуется для начала овладеть начальными навыками управления компьютером . После, при помощи тренера, игрок обучается управлению в игре . Также регламентируется настройка компьютера, просмотр игр, разработка тактик, совершенствование техник игры и специальная подготовка к важным соревнованиям .
13 января 2022 года Министерство спорта РФ опубликовало приказ № 938 от 01.12.2021 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт», согласно которому киберспортсмены должны сдавать нормативы общей и специальной подготовки, включая бег, наклоны и приседания .
В документе указано, что киберспортсмен должен уделять физической подготовке от 25 до 40 процентов тренировочного времени .