Ахмадие
- 1 year ago
- 0
- 0
Пять столпо́в исла́ма ( араб. أَرْكَانُ ٱلْإِسْلاَمِ , ’арка̄ну ль-’исла̄м «столпы ислама»; также أَرْكَانُ ٱلدِّينِ , ’арка̄ну д-дӣн «столпы веры») — основные предписания шариата , образующие основу ислама и обязательные для всех верующих мусульман . К пяти столпам ислама относятся: шахада , намаз , пост в месяц Рамадан , закят и хадж .
Столпы ислама не перечисляются в Коране , но были известны из хадиса Пророка . С их элементами согласно большинство мусульман . Каждое из пяти действий требует внутреннего духовного посвящения и внешнего признака намерения ( ният ), равно как и правильного завершения каждого действия .
Пять столпов ислама включают пять действий, обязательных для правоверного мусульманина, среди которых :
Со временем некоторые религиозные группы добавили к пяти столпам и другие элементы или модифицировали их. Чаще всего шестым столпом ислама называют джихад , обозначающий с теологической точки зрения прежде всего «борьбу с собственными страстями» .
Свидетельство, или шахада — произнесение догмата, который провозглашает принцип единобожия: «Ашхаду ан-ля иляха илля-Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах».Переводится как: «Я свидетельствую,что нет бога, достойного поклонения, кроме единого Аллаха, и что Мухаммад - Его посланник».Символ веры, свидетельствующий об исповедании верующим единобожия и признании пророческой миссии пророка Мухаммада . Произнесением шахады начинаются мусульманские молитвы и любое религиозные или светские мероприятие, проводимые в исламских странах . Она содержит в себе два основных догмата ислама:
Шахада возникла как молитвенный и различительный возглас, которым первые мусульмане отличались от язычников-многобожников и других иноверцев. Во время битв шахада служила боевым кличем, что дало название понятию шахид — мученик. Первоначально шахидами называли воинов, павших в войне против врагов ислама с шахадой на устах .
Шиитская шахада отличается от суннитской добавлением слов об Али ибн Абу Талибе : «ва `Алийюн Валийю л-Лах», что означает « и Али — друг Аллаха ». В общем виде шиитская шахада имеет вид: «Свидетельствую, что нет Божества кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха и Али — друг Аллаха».
Троекратное произнесение шахады перед официальным лицом составляло в Средние века ритуал принятия ислама . С точки зрения ислама, с момента произнесения шахады в Божественном Присутствии («с искренностью в сердце») человек считается мусульманином и должен соблюдать и остальные постановления шариата и Сунны .
Каждый совершеннолетний мусульманин обязан пять раз в день совершить молитву. Намаз совершается в определённое время, в соответствии с установленным ритуалом . В Коране нет ясных предписаний совершения молитв, хотя есть многие указания на такие частности, как время молитв, молитвенные формулы, некоторые движения и др. Весь порядок моления сложился как подражание молитвенным позам и движениям пророка Мухаммада и закреплен памятью первых мусульман. Единообразие молитвы отрабатывалось практически в течение более чем полутора веков и было письменно зафиксировано ханафитским богословом Мухаммадом аш-Шайбани (ум. 805) .
Все молитвенные формулы и слова должны произноситься на арабском языке. В зависимости от правовой школы ( мазхаба ), некоторые молитвенные формулы могут отличаться .
Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв (фард):
название
молитвы |
кол-во
ракаатов |
время
совершения |
---|---|---|
утренняя ( фаджр ) | 2 ракаата сунны 2 ракаата фарда | с рассвета до восхода солнца |
полуденная ( зухр ) | 4 ракаата сунны 4 ракаата фарда 4 ракаата сунны | с полудня до времени когда солнце начинает клониться к западу |
предвечерняя ( аср ) | 4 ракаата фарда | с предзакатного времени до захода солнца |
вечерняя ( магриб ) | 3 ракаата фарда 2 ракаата сунны | после захода солнца до потемнения |
ночная ( иша ) | 4 ракаата фарда 2 ракаата сунны 3 ракаата аль-Витр | с позднего вечера до полуночи |
В некоторых случаях можно объединять полуденную с предвечерней молитвой и вечернюю с ночной молитвой. Запрещено молиться точно в полдень и в моменты восхода и захода солнца. Кроме ритуальных молитв, мусульманин имеет возможность прямого обращения к Богу с помощью мольбы ( дуа ), произносимой в любое время и на любом языке .
Намаз можно совершать как индивидуально, так и коллективно в любом подходящем месте. Полуденный намаз в пятницу ( джума-намаз ) совершается в мечети и имеет большую социальную значимость. Она предоставляет возможность мусульманам услышать проповедь имама и ощутить себя единым целым .
Место, на котором совершается молитва, должно быть ритуально чистым (тахара), для чего молящиеся могут расстелить молитвенный коврик . Ритуальная чистота мусульман включает в себя действия, цель которых — достижение обрядовой чистоты и имеет «внутреннюю» и «внешнюю» стороны. «Внутренняя тахара» предполагает очищение души от неблаговидных помыслов, гнева и греха, а «внешняя тахара» — очищение тела, одежды, обуви, жилища и т. д .
Во время коллективного намаза молящиеся становятся рядами за имамом , который руководит молением. Женщины должны молиться отдельно от мужчин или становятся сзади. Во время моления нельзя разговаривать, есть, пить, смеяться, совершать посторонние движения и т. п. Нельзя молиться в опьяненном, одурманенном и бредовом состоянии. Больные и инвалиды имеют послабления в обряде намаза и могут совершать его как сидя, так и лёжа, совершая движения мысленно. Обряд намаза одинаково исполняется последователями всех исламских течений, за исключением самых «крайних», отрицающих любую обрядность .
Основой молитвы является ракаат , который представляет собой цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул. Все позы, движения и молитвенные формулы следуют друг за другом в строго определённом порядке, нарушение которого чревато недействительностью молитвы. Молитва совершается в состоянии ритуальной чистоты ( вуду (омовение) ). Молящийся должен встать обратившись лицом к Мекке ( кибла ). Для точного определения направления на Мекку в мечетях строят ниши для имамов (михрабы) и особым образом расстилают ковры. Если время молитвы застигает мусульманина в пути, то он может определить киблу по солнцу или ориентируясь на ближайшую мечеть .
Встав в направлении Мекки с опущенными вдоль тела руками, молящийся произносит вслух или про себя формулу намерения ( ният ). Затем он поднимает руки на уровень лица, ладонями в сторону киблы и произносит формулу возвеличения Аллаха ( такбир ). Взяв за запястье левую руку правой, он прижимает их к груди ( киям ) и произносит первую суру Корана (Аль-Фатиху), а после неё какую-либо короткую суру Корана. После чтения аятов из Корана совершается поясной поклон ( руку ) с произнесением хвалы Аллаху. Выпрямившись молящийся произносит слова: «Да услышит Аллах того, кто восхвалил его» ( ) и опускаясь на колени, совершает земной поклон ( суджуд ). Выпрямившись, он садится на пятки ( ) и произносит слова: «О, Аллах прости меня». Далее молящийся повторяет земной поклон и садится на пятки. Во втором и последнем ракаате молящийся читает молитвенную формулу « ташаххуд », а после его завершения в последнем ракаате произносит приветственную формулу « Мир вам и милосердие Божье » направо и налево .
Помимо обязательных молитв, мусульмане могут совершать и добровольные молитвы, которые считаются богоугодными .
Закят — налог в пользу нуждающихся мусульман. Факихи толкуют этот термин как «очищение [от греха]». Европейские исследователи видят в нём заимствование из древнееврейского закут («добродетель») или проникновение из сирийского языка через арабов-христиан. Генетически закят связан с доисламским обычаем создания своеобразного «фонда» взаимопомощи племени и раздела захваченной добычи .
В мекканских сурах закят означает благое деяние, милостыню, материальную помощь. Обложение закятом появилось, очевидно, сразу же после переселения первых мусульман в Медину. Нежелание платить закят после смерти пророка Мухаммеда явилось одной из причин вероотступничества .
Закят выплачивается взрослыми дееспособными мусульманами. Женские украшения, золотая и серебряная отделка оружия не облагались налогом. Собранные суммы должны расходоваться в течение года и только в том округе, где они собраны .
№ | Наименование | Нисаб |
---|---|---|
1 | посевы | 5 васков (975 кг) |
2 | виноградники и финиковые пальмы | 5 васков (975 кг) |
3 | скот | 5 верблюдов, 20 коров или 40 овец |
4 | золото и серебро | 20 динаров или 200 дирхамов |
5 | товары | при соответствующей цене |
Право на получение помощи из закята имеют: неимущие; бедняки; сборщики закята; «лица, заслуживающие поощрения»; мукатабы ; несостоятельные должники; приезжие , не имевшие средств для возвращения домой .
Пост установлен пророком Мухаммадом в 624 году и восходит к доисламской практике благочестивого уединения ( итикаф ). Предписание соблюдения поста обозначено в Коране и сунне пророка Мухаммеда. Продолжительность поста — 29 или 30 дней. Время — с рассвета ( сухур ) до заката солнца ( ифтар ) .
Пост заключается в полном воздержании в светлое время суток от приёма пищи, питья, исполнения супружеских обязанностей и т. п., то есть от всего, что отвлекает от благочестия. С заходом солнца запреты на приём пищи, питья и исполнения супружеских обязанностей снимаются. Ночью рекомендуется проводить время в размышлениях, чтении Корана. В течение месяца Рамадан рекомендуется больше совершать богоугодные дела, раздавать милостыню, улаживать ссоры и т. д.
Пост обязателен для всех взрослых мусульман. Те, кто не может соблюдать его по каким-либо обстоятельствам (дальняя поездка, война, плен и т. п.), кто не может отвечать за свои поступки (психически неполноценные), а также те, кому пост может принести какой-либо вред (больные, престарелые люди, беременные и кормящие женщины) от поста освобождаются . Кроме того, к посту не допускаются женщины во время менструации и преступники, не отбывшие наказания .
Освобожденные от поста по временным обстоятельствам должны выдержать его в течение следующего года в удобное время. Нарушившие пост случайно — должны возместить потерянные дни после окончания месяца. Те, кто нарушил пост умышленно, должны кроме возмещения этих дней принести покаяние ( тауба ) и совершить искупительные действия ( каффара ). Открытое пренебрежение и демонстративное нарушение поста расценивается как правонарушение и наказывается в соответствии с законами страны, в которой это произошло .
Мечтой каждого мусульманина является паломничество ( хадж ) в Мекку и Медину. В Медине находится могила пророка Мухаммеда, а в Мекке — главная святыня ислама, Кааба . Исламские источники утверждают, что Кааба впервые была построена Адамом, разрушена во время потопа, но восстановлена пророком Ибрахимом ( Авраамом ) и его сыном Исмаилом . Согласно исламскому преданию, начало совершения паломничества относится к эпохе Ибрахима. Древние арабы, вплоть до завоевания мусульманами Мекки , совершали паломничество к Каабе, в которой находились их идолы. В своем нынешнем виде хадж существует со времени пророка Мухаммеда. Сам пророк Мухаммед совершил своё единственное (« прощальное ») паломничество в 632 году .
Хадж является обязанностью каждого мусульманина; кто не способен совершить хадж, может послать вместо себя «заместителя». Женщины могут совершить хадж только в сопровождении мужчин ( махрам ) . Хадж совершается ежегодно в месяц зуль-хиджа исламского календаря и состоит из серии обрядов . Паломничество в Мекку совершается через два месяца и десять дней после окончания Рамадана и приурочено ко времени одного из двух главных праздников мусульман — Курбан-байрам (Ид аль-адха). Хадж совершается с целью увековечить память о жертве, которую собирался принести пророк Ибрахим . Ежегодно более десяти миллионов паломников со всего мира собираются в Мекке, чтобы укрепить мусульманское единство и упрочить связи. Все паломники, вне зависимости от уровня доходов, одеты в одинаковые белые одежды ( ихрам ). Согласно исламскому вероучению, хадж снимает с человека его грехи .
К 7 зуль-хиджа паломники прибывают в Мекку . После принятия ихрама паломники совершают обряд «малого паломничества», после чего те, кто решил совершить умру и хадж раздельно, выходят из ихрама и обрезают прядь волос. Непосредственно перед хаджем они возобновляют ихрам. Те же, кто решил объединить умру и хадж (киран), остаются в ихраме до окончания хаджа .
На 8 зуль-хиджа (яум ат-тарвия) паломники запасаются водой и отправляются через долины Мина и Муздалифа к долине Арафат. Часть паломников располагается непосредственно в долине Арафат, часть же проводит ночь с 8 на 9 зуль-хиджжа в долине Мина .
В полдень 9 зуль-хиджа начинается стояние у горы Арафат, которое продолжается до захода солнца. Во время стояния у горы Арафат верующие стоят с поднятыми к Богу лицами и возносят ему молитвы. Затем паломники бегом устремляются в долину Муздалифа (ифада) .
На 10 зуль-хиджа (яум ан-нахр) после утренней молитвы паломники направляются в долину Мина для бросания семи камешков в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Иблиса . За этим обрядом следует жертвоприношение животных. В этот день во всем исламском мире отмечается праздник Курбан-байрам . Обрив голову или обрезав прядь волос, паломники направляются в Мекку для совершения прощального тавафа. Те, кто совершил хадж без умры, после тавафа выполняют сай . Сай совершается в память о Хаджар (Агари), которая искала воду между холмами Сафа и Марва .
С 11 по 13 зуль-хиджа (айям ат-ташрик) паломники продолжают совершать жертвоприношения, бросают камешки во все три столба в долине Мина .
Основные обряды хаджа были определены самим пророком Мухаммедом. Ритуал паломничества подробно разработан представителями основных религиозно-правовых школ ( мазхабов ). Хадж играл важную историко-культурную и социально-политическую роль в средневековом мусульманском мире. Своё идеологическое и политическое значение он сохраняет и в настоящее время .
Наряду с хаджем существует и «малое паломничество» — умра , которое можно осуществить в другое время года. Умра считается богоугодным делом, но не равноценным хаджу. Люди, совершившие паломничество, как правило, пользуются всеобщим уважением и получают звание хаджи .