Особые города Японии
- 1 year ago
- 0
- 0
Таухи́д ( араб. توحيد — единобожие, монотеизм ) — исламский догмат о единственности и единстве Аллаха . Таухид является основным, фундаментальным догматам ислама, которое означает, прежде всего, отрицание политеизма ( ширк ), выражающееся в формуле « Нет иного божества, достойного поклонения кроме Аллаха ». Слово «таухид» происходит от глагола ваххада , что означает «делать что-либо единым», «считать что-либо единственным» .
На уровне спекулятивной теологии проблема таухида решалась в плане объяснения соотношения сущности ( зат ) Аллаха и Его атрибутов ( сифат ), Творца и Его творений .
Суть Единобожия в исламе заключается не только в Единственности, но также и в определении. Аллах ничем не ограничен, и Он Самодостаточный. Имам Насафи говорит: «Аллах не является органом (джисм), атомом (джаухар), при этом, Он не образуется из чего-то (мусаввар), ничем не ограничен (махдуд), не исчисляем (ма’дуд), ни делится на части (мутараккаб) и при этом Он не имеет конца. Он не описывается качеством или количеством, не занимает места в пространстве, не подвержен времени. Ничто не подобно Ему”. Имам ат-Тахави пишет в своей знаменитой работе «Акыда ат-Тахави»: «Тот, кто описывает Аллаха смыслами из смыслов творений, становится неверующим». Мулла Али аль-Кари говорит в своём комментарии на Аль-Фикх аль-Акбар Абу Ханифы: «Мы не в состоянии понять Всевышнего Аллаха. Что бы мы не вообразили в своём уме, Аллах отличен от этого, поскольку сказано «Но они не могут охватить Его своим знанием»» (Мина ар-Рауд аль-Азхар фи шарх аль-Фикх аль-Акбар», с. 117).
Таухид означает признание того, что Аллах является единственным Творцом — Господом всего сущего. Он обладает прекрасными именами и совершенными качествами . Наиболее полно и ясно раскрывают сущность доктрины единобожия мекканские суры Корана , в частности сура « аль-Ихляс » .
Основным принципом таухида является утверждение того, что существует только один Бог-Творец, сотворивший всё сущее бытие. Он вечен и управляет всеми процессами во вселенной. Всё нуждается в Нём, а Он не нуждается ни в чём и ни в ком. Доктрина таухида отвергает христианскую Троицу . Таухид отвергает утверждения о том, что якобы у Бога могут быть сыновья или дочери. Таухид отвергает утверждения иудеев о том, что Творец благоволит только одному избранному народу .
Важной частью доктрины таухида является необходимость поклонения только лишь Аллаху. Актами служения являются не только конкретные религиозные обряды, но и вся жизнь, все поступки человека. Люди должны в точности исполнять все повеления Аллаха и совершать только разрешённое и воздерживаться от совершения запрещённого Им .
Аллаху присущи атрибуты, которые не являются чем-то отличным от Его сущности. Он имеет различные имена ( аль-асма’ аль-хусна ), носящие атрибутивный характер. В обязанности мусульманина входит вера во все имена и качества Аллаха, упомянутые в Коране и достоверных хадисах. Эти имена и качества необходимо понимать так, как они описаны в священных текстах ( нусус шар‘ийя ), не уподобляя ( ташбих ) их именам и качествам творений и не отказываясь от их истинного значения .
Аллах обладает абсолютной силой, властью и могуществом и может создавать различные формы живой и неживой природы и уничтожать их. Всё, что происходит в этом мире, имеет глубокий смысл и все построено по изначальному плану Творца. Ему также принадлежат законодательные функции. Всевышний Аллах управляет всеми процессами в мире, благодаря чему Его творения обладают способностью к жизнедеятельности и обеспечиваются необходимыми для этого средствами ( ризк ) .
Аллах милостив и справедлив к Своим творениям. Он не желает зла для своих творений. Те, кто поступает несправедливо, будут держать ответ перед Аллахом в день Страшного суда и понесут справедливое наказание .
Принципы доктрины единобожия были подробно изучены и систематизированы мусульманскими богословами .
Мутазилитская теология включала в понятие таухида отрицание отличных от сущности Аллаха и вечных его атрибутов .
Ашариты и толковали таухид как признание единственности Аллаха в отношении его сущности ( вахид фи затихи ля шарика лах ), его вечных атрибутов ( вахид фи сифатихи аль-азалия ля назира лах ) и его действий ( вахид фи аф‘алихи ля шарика лах ) .
Ханбалиты , в частности Ибн Таймия включали в понятие таухид признание только за Аллахом божественной природы ( таухид аль-улюхия ); признание его единственным Творцом и путеводителем ( таухид ар-рубубия ); и полную самоотдачу человека Аллаху ( таухид аль-‘убудия ) .
Понимание таухида в суфизме сводилось к отрицанию многобожия и считалось достоянием рядовых верующих ( таухид аль-’амма ). Суфии выделяли три главные формы таухида:
Последняя форма таухида была свойственна учению Ибн Араби , которое позже стали квалифицировать как учение о «единстве бытия» ( вахдат аль-вуджуд ) .