Исламоведение
- 1 year ago
- 0
- 0
Исламове́дение — религиоведческая дисциплина, изучающая ислам : его догматику, историю , культуру, право , экономику мусульманских народов и пр. Исламоведение не занимается апологетикой , а служит источником непредвзятой информации об исламе, духовных ценностях и ориентирах его последователей.
На отделениях исламоведения в университетах наряду с исламоведческими дисциплинами глубоко изучают арабскую письменность и язык , а также персидский, турецкий и другие языки народов, по преимуществу исповедующих ислам.
В соответствии с определением, предложенным в Советской исторической энциклопедии авторами Е. А. Беляевым и Н. А. Смирновым , исламоведение представляет собой научную дисциплину, нацеленную на критическое исследование ислама, а также связанных с ним общественных и политических организаций, религиозно-правовых систем и школ в прошлом и настоящем . В электронной « Исламской энциклопедии » термин «исламоведение» определяется как самостоятельный подраздел востоковедения , посвящённый изучению истории возникновения и распространения ислама, а также источников его вероучения и воздействия на процессы общественного развития .
Вместе с термином «исламоведение» также используются термины «исследования ислама» ( англ. studies of Islam ), «исламские исследования» ( англ. Islamic studies ) и другие. Название этих дисциплин не ограничивается содержанием термина «исламоведение», который обладает устоявшейся традицией логической организации сопоставимых и смежных знаний . Наименование «исламистика» ( англ. Islamistics ) возникло из попыток христианского осмысления ислама с применением догматов католицизма . В отличие от исламистики, охватывающей разнообразные рационально-эмпирические взгляды, художественно-эстетические образы и мистические представления об исламе, академическое исламоведение представляет собой систематизированные, рационально обоснованные и последовательные знания о значении и сущности ислама .
Исламоведение, как самостоятельная наука, зародилось после более чем столетнего периода изучения истории ислама востоковедами , такими как Алоис Шпренгер , Густав Вейль , Антуан Исаак Сильвестр де Саси , Теодор Нёльдеке , Вильям Мьюр , Август Мюллер , а ранее, в конце XVIII века, историком христианства Эдвардом Гиббоном . Эти исследователи рассматривали ислам не только как религию, но в первую очередь как государственно-политическую организацию и культурное явление, связывая возникновение ислама с личностью его «основателя» Мухаммеда .
Формирование исламоведения как самостоятельной научной дисциплины произошло во второй половине XIX века в Европе. Первые влиятельные европейские исламоведы, в частности Альфред фон Кремер , , Рейнхарт Дози , рассматривали развитие исламской идеологии в абстракции от порождающих её социальных отношений. Такой метод применялся также Игнацем Гольдциером и Христианом Снук-Хюргронье , чьи исследования внесли существенный вклад в критику мусульманских священных преданий , особенно хадисов .
Исламоведение может рассматриваться как самостоятельная наука, как «комплексное научное направление, объединяющее исследования, принадлежащие к предмету разных наук» , так и как многомерная «совокупность наук, изучающих ислам» . Тем не менее в современной научной литературе встречаются скептические взгляды относительно самостоятельного научного статуса исламоведения. Некоторые учёные подчеркивают, что не каждое направление исламоведения может быть рассматриваемо как строго научное, поскольку в данной области могут сосуществовать публицистические изложения, литературно-художественные повествования и мировоззренческие взгляды . , например, считает нецелесообразным признание исламоведения наукой, указывая на неопределённость объекта и предметной области этой дисциплины, отсутствие чёткого научного и терминологического аппарата, а также отсутствие выделенных специфических закономерностей в этой области .
Основной аргумент против признания научного статуса исламоведения заключается в том, что науке недоступны средства для объективной проверки содержательных аналогов религиозной веры и других форм субъективного опыта .