Interested Article - Адль
- 2020-02-25
- 1
‘Адль ( араб. عدل — справедливость, порядочность ) — исламский термин , в широком смысле означающий категорию нравственной оценки личности, предполагающую справедливость и правдивость. Исламский богослов и философ Абу Хамид аль-Газали (1058—1111) употреблял этот термин в паре с понятием ихсан («искренность», «совесть»).
Божественная справедливость
Доктрина Адля, как Божественной справедливости (араб. Адль аль-Иляхи ), является одной из основополагающих в шиитской догматики и в каламе мутазилитов . Последние из утверждения об абсолютной справедливости Аллаха выводили тезис о свободе человеческой воли . Божественная справедливость — это высшая справедливость, недоступная пониманию человека. Поэтому он может обращаться к Аллаху только за милостью, но не за справедливостью .
Аль-Адль
Имя Аль-Адль также является одним из эпитетов Аллаха . Аль-Адль это качество Аллаха, воздающего равной мерой как за добро, так и за зло .
Исламские богословы дают следующее определение имени Аль-Адль:
- Тот, у Кого порядок, решения, дела справедливы;
- Тот, Кто Сам не проявляет несправедливости и запретил это остальным;
- Тот, Кто чист от несправедливости в Своих делах и решениях;
- Дающий каждому по заслугам;
- Тот, Кто является источником наивысшей справедливости;
- Тот, Кто со Своими врагами обходится справедливо, а к Своим праведным рабам милостив и милосерден.
Адиль
По отношению к человеку адль означает справедливость в общем смысле и способность заметить и устранить намерение совершить зло ( джаур ). Адлем должен обладать человек, претендующий на занятие государственной или выборной должности. Мусульманин, который не замечен в неблагопристойном поведении и совершении запретных поступков ( харам ) допускается к выполнению каких-либо важных общественных обязанностей (опекунство, поручительство, свидетельство и др.) .
Мусульманин, который не замечен в предосудительном поведении ( фиск, джаур ) и запрещенных шариатом поступках ( харам ), рассматривается как адиль. Тот же, кто не считается адилем должен принести покаяние ( тауба ), совершить искупительные действия ( каффара ) и вести после этого достойную жизнь .
Примечания
- ↑ .
- ↑ , с. 13.
- ↑ , с. 14.
Литература
- на русском языке
- Ализаде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — С. 51. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- Боголюбов А. С. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 13—14. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д. : Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-15934-7 .
- Адль // Зорин В. И. Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. — Алматы: Создік-Словарь, 2002.
- на других языках
- // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman , Th. Bianquis , C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill , 1960—2005. (платн.)
- 2020-02-25
- 1