The Chromatica Ball Tour
- 1 year ago
- 0
- 0
Ю-мэтик ( англ. U-matic ) — формат наклонно-строчной аналоговой магнитной видеозаписи , анонсированный компанией Sony в октябре 1969 и поступивший на рынок в сентябре 1971 года . Это первый формат видеозаписи, использующий видеокассету . Ширина магнитной ленты в кассете составила 3/4 дюйма (19,05 мм). Своё название формат получил из-за кинематики механизма, в котором магнитная лента при заправке делает Ω-образную петлю, похожую на латинскую « U ». В профессиональных кругах формат U-matic известен также как «три четверти».
Формат U-matic является композитным форматом с переносом спектра цветовой поднесущей. Это значит, что сигналы яркости и цветности записываются одними и теми же видеоголовками , с понижением частот сигнала цветности ниже яркостного . Это приводит к появлению перекрёстных помех, ухудшающих качество изображения.
Видеодорожки шириной 85 мкм наклонены под углом 4,97° к краю ленты . Относительная скорость головка/лента — 8,54 метра в секунду . По наследству от катушечных форматов формату U-matic досталось встречное вращение рулонов видеокассеты, один из которых наматывал магнитную ленту рабочим слоем внутрь, а другой — наружу. Скорость движения магнитной ленты при записи в европейском стандарте разложения — 9,53 сантиметра в секунду . Видеомагнитофоны формата U-matic записывали видеосигнал , двухканальный звук , и изначально не предусматривали возможность записи временно́го кода , добавленного в формат в более поздних моделях серии Sony BVU .
Стандартная видеокассета вмещала запас магнитной ленты, достаточный для записи в течение 90 минут. Такие кассеты могли использоваться только в стационарных видеомагнитофонах (например, Sony VO-5630 ). Необходимость создания более компактных устройств привела к разработке уменьшенной кассеты U-matic S , рассчитанной на 20 минут записи. Её конструкция совпадала с большими кассетами, поэтому она была пригодна и для портативных видеомагнитофонов, специально созданных для тележурналистики , и для студийных , за счёт сходной геометрии лентопротяжного механизма . Для работы со студийными видеомагнитофонами, кассеты U-matic S вставлялись в простой П-образный механический адаптер.
Формат U-matic , наряду с «дюймовым» форматом «C» , сделал возможными телерепортажи с места событий с применением переносных телекамер и видеомагнитофонов , вместо 16-мм киносъёмочных аппаратов . Кассетный формат позволял создавать видеомагнитофоны, достаточно компактные для ношения на плечевом ремне, например Sony VO-3800 , открывший в 1974 году эру электронной видеожурналистики. Характеристики видеозаписи и горизонтальная чёткость (280 твл ) формата U-matic были практически аналогичны формату VHS , поэтому в профессиональной тележурналистике на смену ему пришёл аналоговый компонентный формат «Бетакам» ( Betacam ), а затем Betacam SP , обладавшие значительно большей относительной скоростью головка/лента и, как следствие более высоким качеством изображения. Для поддержания формата U-matic фирма «Сони» разработала сначала более широкополосную разновидность «Ю-мэтик Эйч» ( U-matic H ), а затем вариант «Ю-мэтик Эс-Пи» ( U-matic SP ) . В формате U-matic H были изменены параметры частотной модуляции яркостной составляющей, чтобы повысить горизонтальную чёткость. Несмотря на полное совпадение геометрии сигналограммы, форматы U-matic и U-matic H несовместимы. В формате U-matic SP по аналогии с полудюймовым форматом Betacam SP вместо обычной магнитной ленты использована , обеспечивающая большую плотность записи. U-matic SP позволял получить горизонтальную чёткость 330 твл, но всё равно уступал по качеству «Бетакам». Вещательное качество и компактность последнего были крайне важны в новостной тележурналистике, позволяя создавать моноблочные видеокамеры («камкордеры») и отказаться от отдельного видеомагнитофона. Это и решило судьбу U-matic , вышедшего из употребления уже в конце 1980-х .
Видеомагнитофоны формата
U-matic
, кроме тележурналистики, широко использовались в промышленной видеозаписи.
Кроме того, такие аппараты использовались для
цифровой записи звука
. Так, адаптер
[
чего?
]
Sony PCM-1600
,
PCM-1610
,
PCM-1630
, использовал видеомагнитофон
U-matic
в качестве носителя информации.
Кроме того, западными
киностудиями
этот формат использовался для хранения ежедневных записей отснятого материала с
телевизира
киносъёмочного аппарата
, и при
монтаже
новых «режиссёрских» версий некоторых кинофильмов, таких как «
Апокалипсис сегодня
», отсматривался материал с этих видеокассет
.