Interested Article - Музыкальная журналистика

Музыка́льная журнали́стика ( англ. Music journalism ) — отражает форму реализации особой музыкально-литературной деятельности, принадлежащей системе прикладного музыковедения . Музыкальная журналистика может служить способом выхода как музыкальной критики (оценочной мысли), так и музыкального просветительства, популяризации и пропаганды, любой публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс . Фрэнку Заппе приписывается фраза :

Писать о музыке — всё равно, что танцевать об архитектуре!

Впрочем, впоследствии выяснилось , что автор этой фразы — американский актер, музыкант и комик Мартин Малл. Однако именно Заппа описал рок-журналистов как «людей, которые не умеют писать, берущие интервью у людей, которые не умеют говорить для людей, которые не умеют читать»

Российская музыкальная журналистика

До становления периодической печати как таковой, музыкально-критическая мысль была представлена в философских трактатах: только в XVIII веке музыкальная критика сформировалась, как отдельно-позиционированная сфера деятельности, музыкально-критические мысли и музыкальное просветительство анализировались с помощью такого инструментария, как журналистика.

Субъект журналистики — это настоящее время, процессы культурной жизни, актуальные для данного времени. Рецензирование нового, переоценка былого — объекты равного внимания критической мысли в журналистике, при условии, что это интересно потребителю (то есть читателю). Необходимо «держать руку на пульсе». И быть при этом компетентным. Непростое сочетание.

У истоков российской музыкальной критики стояли профессионалы в музыке и просвещенные деятели, такие как Борис Асафьев , Вячеслав Каратыгин , Цезарь Кюи , Юрий Арнольд , Александр Серов .

Музыкальная журналистика дореволюционной России

Музыкальная периодика России начала XX века обильна и разнообразна:

  • «Аккорд. Вестник гитары и других народных музыкальных инструментов» ( Тюмень );
  • «Баян» музыкально-литературный журнал ( Тамбов );
  • «Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний»;
  • «Музыка, еженедельное издание» (Москва);
  • « Русская музыкальная газета » (Санкт-Петербург);
  • «Русская музыкальная грамота» (Москва);
  • «Сцена и музыка» (Москва);
  • «Тульский гармонист» — ежемесячный иллюстрированный журнал.

Музыкальные издания Советской России

  • «Балет»;
  • «Музон»;
  • «Музыка и быт»;
  • «Музыка и Октябрь»;
  • «Музыка и революция»;
  • «Музыкальная жизнь» (Москва, «Советский композитор»);
  • «Советская музыка» (Москва, Муз-гиз);
  • «Советская эстрада и цирк» (Москва. «Искусство»);
  • «Радио и ТВ»;
  • «Театр»;
  • «Театральная жизнь».

Музыкальная журналистика современной России

Евгений Фёдоров и Евгений Додолев : «интересные» музыкальные журналисты в трактовке Николая Фоменко

Музыкальными критиками в нашей стране могут именоваться считанные единицы среди тех, кто пишет про музыку: прочим достаточно понятия «музыкальный журналист»

На сегодняшний день данная тема не особо популярна, и как следствие, тщательно не изучена . У российских музыкальных критиков любой творческий коллектив может считаться «рок-группой» только исходя из субъективной оценки, а не в силу принадлежности к стилю. Это приводит к тому, что публика лишена возможности адекватно судить о ситуации из-за некомпетентности журналистов. Если нет познаний в данной сфере, должен быть хотя бы энтузиазм. Николай Фоменко , рассуждая о музыкальной критике в «Московском комсомольце» отмечал:

Женя Федоров, когда-то давным-давно. Или, предположим, Евгений Додолев . Но это всяческие прыжки десятилетней давности. Все это давно было. Кто сегодня пишет? Так, чтобы было интересно. Не знаю ,

Качество работы этих журналистов отмечали многие профессионалы шоу-бизнеса, такие, например, как Иосиф Пригожин .

Критика — это залог нормального функционирования филармонической концертной жизни. Если бы это было не так, то жанр критики благополучно бы угас, а не просуществовал многие столетия (ведь, как известно, критика зародилась еще в эпоху романтиков, Ф.Шумана). Это некая рефлексия музыкального процесса на самое себя. Нынче в России стало модно говорить, что критика — никчемная вещь. Но такое отношение, во-первых, показатель недостаточного понимания предмета, о котором идет речь, а во-вторых, еще одно доказательство того, что в этом вопросе Россия пока отстает от Запада. К сожалению, мы не доросли до понимания того, что музыкальная критика необходима"

Академические издания

Подавляющее большинство статей в печатных СМИ этой группы являются чисто научными, а не журналистскими: лексические нормы не коррелируют с требованиям журналистики, в основе которой — доходчивость, констатирующая необходимость общения с потребителем на его языке. Не стоит игнорировать и т. н. индивидуальность подхода: субъективный взгляд (журналистика — профессия творческая). Научное «мы» даже не будучи явно прописано, всегда подразумевается. А это не совместимо с авторским «я», непременным условием современной журналистики. Восприятие академических изданий доступно только профессионалам.

  • « Музыкальная жизнь » издается с 1957 (статьи об академической музыке изложены более научным языком);
  • « Музыкальное обозрение » — газета с мизерным тиражом. Статьи напоминают материалы газеты «Культура».
  • «Музон» — газета с тиражом в 4000 экз. Выходит с 09.10.1995 года и по настоящее время.
  • « » (консерваторская многотиражка) выходит ежемесячно в течение учебного года (9 выпусков в год).
  • «Советская музыка» издается с 1933 года (с 1992 года под названием «Музыкальная академия»). Издание было ежемесячным (с 1949 года с нотным приложением), с 1992 года стало ежеквартальным.

Академическую музыку освещают и другие издания: публикуются репортажи о том или ином событии, рецензии на концерты. Но, как правило, они занимают скромную долю газетной площади, хотя события эстрадной музыки анонсируются на фронтальных полосах и обложках.

Популярные издания

Издания, как российские, так и лицензионные, освещают массовую культуру и шоу-бизнес. По мнению экспертов — освещают не до́лжным образом :

Практически во всех печатных изданиях есть разделы, посвященные эстрадной музыке. Одна из самых известных таких колонок — «Звуковая дорожка» «Московского комсомольца», — «полоса о модной и популярной музыке», как указано в газете. Здесь публикуют хит-парады по опросу читателей — хиты отечественные и зарубежные, российские видеоклипы, зарубежные видеоклипы. Немного новостей, интервью и материалы о том или ином событии в эстрадной музыке составляют основное содержание «ЗД». Если бы колонка ограничивалась информационной функцией, упреки в непрофессионализме обозревателей были бы неуместны, но претензии на рецензирование делают её с этой точки зрения уязвимой. Проанализировав прессу, посвященную эстраде, можно достаточно определенно ответить на вопрос, есть ли музыкальная журналистика в нашей стране. На сегодняшний день её не существует. Есть жалкие потуги отдельных творческих единиц, которые, при всей своей неуклюжести и безграмотности, выдаются за критическую деятельность.

Закрытые журналы

Наиболее заметные журналы о музыке не выдержали конкуренции с лицензионными продуктами, такими как Rolling Stone .

  • «Музобоз» (не путать с одноименной газетой и телепередачей) апеллировал к подросткам;
  • Бюллетень для поклонников рэйв-культуры « Птюч »;
  • Лучшим по мнению экспертов был «Ом» , в котором самоуверенное невежество рядилось в экстравагантную оригинальность;
  • «Стас» не столько регулярно информировал, сколько резюмировал.
Музыкальные приложения
  • «Джокер» (выходит с 1992 года) — «газета для тех, кто смотрит кино и слушает музыку»; отдельное приложение к «Вечернему клубу» (с 1997 по 2008 год — воскресный «Московский комсомолец»).
  • « Музыкальная правда » — отдельное приложение к «Московской правде» (прежнее название — «Музобоз»). Декларация: «хорошая газета для любящих скандалы, музыку, видео, театр и всякое кино». Стала лауреатом первой «Серебряной калоши» как «самая мягкая газета».

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 18 декабря 2013. 19 декабря 2013 года.
  2. . Дата обращения: 8 ноября 2009. Архивировано из 7 апреля 2005 года.
  3. Starik Kozlodoev aka Артем Липатов. (19 апреля 2011). (недоступная ссылка)
  4. Quoted in the Chicago Tribune , January 18, 1978. See also Shapiro, Fred R., editor (2006) The Yale Book of Quotations. R.R.
  5. . Дата обращения: 25 июля 2009. Архивировано из 19 марта 2019 года.
  6. . Дата обращения: 25 июля 2009. Архивировано из 18 октября 2007 года.
  7. (недоступная ссылка)
  8. . Дата обращения: 2 октября 2009. 31 августа 2010 года.
  9. Дата обращения: 28 июля 2009. 13 февраля 2012 года.
  10. . Дата обращения: 25 июля 2009. 2 сентября 2009 года.
  11. . Дата обращения: 8 сентября 2009. Архивировано из 4 января 2012 года.

Ссылки

Источник —

Same as Музыкальная журналистика