Фридрихс, Курт Отто
- 1 year ago
- 0
- 0
Курт Кройгер ( англ. Kurt Kreuger ), имя при рождении Курт Карл Хайнц Крюгер ( англ. Kurt Karl Heinz Kruger ; 23 июля 1916 года — 12 июля 2006 года ) — американский актёр немецкого происхождения, наиболее известный по ролям в фильмах 1940—1950-х годов.
Среди наиболее заметных фильмов с участием Кройгера — « » (1941), « » (1943), « Сахара » (1943), « Край тьмы » (1943), « » (1943), « Никто не избежит » (1944), « » (1945), « Тёмный угол » (1946), « Шпионская охота » (1950), « Страх » (1954) и « Под нами враг » (1957).
Курт Кройгер родился 23 июля 1916 года в Михендорфе около Потсдама , Германия . Он был единственным ребёнком в семье обеспеченного бизнесмена . Мать Курта умерла, когда ему было шесть лет . Он вырос в Санкт-Морице , Швейцария . Курт учился в частных школах в Швейцарии, где на всю жизнь приобрёл страсть к катанию на лыжах . После окончания школы Кройгер учился в Лондонской школе экономики , а затем изучал медицину в Колумбийском университете в Нью-Йорке .
В 1937 году вопреки воле отца Кройгер бросил университет, после чего его содержание было сокращено вдвое . Некоторое время он был инструктором по лыжному спорту и работал в туристическом агентстве . В 1939 году, когда в силу политических причин туризм в Европу резко сократился, Кройгер поступил на стажировку в театр Provincetown Playhouse в Нью-Йорке , подрабатывая в качестве уборщика и продавца программок .
Как отметил историк кино Роналд Берган, когда в 1940 году Голливуд включился в пропагандистскую войну против Германии , «возникла острая потребность в актёрах, способных сыграть мерзких нацистов ». Именно тогда возник спрос на Кройгера, «высокого красивого, голубоглазого и белокурого актёра из Германии» . Вскоре Кройгер получил свою первую экранную роль немецкого моряка подводной лодки (без указания в титрах) в военной мелодраме Эдварда Дмитрика « » (1940) с Кэрол Лэндис в роли танцовщицы, которая оказывается в центре борьбы за корабль, которым пытаются завладеть немецкие военно-морские силы . В том же году Кройгер сыграл эпизодическую роль немецкого часового в романтической комедии « Воскресни, любовь моя » (1940) с Клодетт Кольбер и Рэем Милландом , действие которой происходит в начале Второй мировой войны .
В 1941 году Кройгер сыграл эпизодические роли немецких военных и дипломатов в фильмах « » (1941), « » (1941), « » (1941) и « » (1941) . В том же году он дебютировал на Бродвее в роли немецкого офицера в спектакле по пьесе Максвелла Андерсона «Свеча на ветру» (1941—1942) с Хелен Хейс в главной роли. Это была антинацистская драма, которую, как говорила Хейс, Андерсон написал, чтобы «встряхнуть Америку от самоуспокоенности и оказать поддержку Британии и Франции » .
В 1943 году Кройгер вернулся в Голливуд, сыграв роль нацистского летчика в военной драме с Эрролом Флинном и Энн Шеридан « Край тьмы » (1943), которая была посвящена борьбе норвежского сопротивления . Впервые на Кройгера обратили внимание после военной драмы « Сахара » (1943), где он был немецким лётчиком, которого сбивает и берёт в плен американский командир танка в исполнении Хамфри Богарта . Герой Кройгера обратил на себя внимание тем, что, оказавшись в плену, сохранил твёрдость духа и преданность присяге . Поставленный Золтаном Кордой , этот фильм ныне считается одним из самых сильных с точки зрения операторской работы и актёрской игры среди всех военных фильмов своего времени, показывая огромную жестокость и страдания, в то время как остальные фильмы слишком лакировывали эти темы. Напряжённая сцена смерти героя Кройгера от рук суданского солдата едва не произошла по-настоящему, так как игравший солдата актёр Рекс Ингрэм едва не задушил Кройгера на самом деле . Как позднее вспоминал Кройгер, Богарт был «исключительно симпатичным человеком, готовым помочь и очень открытым по отношению к такому молодому актёру, как я» . Кройгер вновь сыграл с Богартом в военной драме « » (1943), исполнив небольшую роль моряка на немецкой подводной лодке. В том же году он сыграл эпизодическую роль в шпионском триллере « Истоки опасности » (1943) с Джорджем Рафтом , все четыре картины Кройгера в 1943 году вышли на студии Warner Bros .
Вскоре после этого Кройгер подписал контракт со студией 20th Century Fox , где его первый фильм вновь был посвящён нацистской оккупации Норвегии. Это была драма по роману Джона Стейнбека « » (1943) с Седриком Хардвиком в главной роли . Благодаря внешней красоте Кройгер стал получать потоки писем от поклонников, став третьим по количеству писем на студии после Тайрона Пауэра и Джона Пейна . Последовали роли разного рода нацистов в военных драмах « » (1943) Фритца Ланга , « » (1943), « Никто не избежит » (1944), « » (1944), « » (1945) и « » (1945) .
Свою первую главную роль Кройгер сыграл на студии RKO Pictures в «блестящей» военной драме Роберта Уайза « » (1944), сюжет которой «мастерски сочетает» рассказы Ги де Мопассана «Мадмуазель Фифи» и «Пышка» . Как отметил Вэланс, «несмотря на бюджетные ограничения, это был один из качественных фильмов категории В ». Действие картины происходит во время Франко-прусской войны 1870 года , а Кройгер предстал в образе прусского лейтенанта по прозвищу Фифи, который при попустительстве и даже подстрекательстве французских буржуа пытается принудить к сексу патриотически настроенную французскую красавицу-прачку ( Симона Симоне ). При этом Фифи унизительно высказывается о Франции, что приводит к тому, что прачка убивает его ножом . По мнению Бергана, фильм «совершенно чётко апеллировал к актуальным событиям» того времени , а Вэланс назвал картину «атакой на классовую систему и лицемерие». Критик Джеймс Эйджи написал: «Я не знаю ни одного американского фильма, который пытался сказать так же много и так остро о поведении среднего класса во время войны» . Роль в этом фильме осталась у Кройгера самой любимой .
Как отметил современный кинокритик Адам Бернстайн, «после Второй мировой войны Кройгер перешёл от нацистов на других современных негодяев» . В 1945 году он сыграл лже-медиума и убийцу в фильме нуар « Паук » (1945) после чего получил весомую роль в «малой классике нуара», фильме « Тёмный угол » (1946)" . В этой картине у Кройгера была заметная роль элегантного светского красавца, который влюбляет в себя богатых замужних женщин, а затем шантажом вымогает у них деньги. Однако в итоге он «умирает жестокой смертью от удара кочергой» . Современный кинокритик Деннис Шварц, высоко оценивший картину в целом, особенно отметил актёрские работы, в том числе и Кройгера в роли «похожего на змею тевтонского демона, который тихо ползает по мрачным комнатам богачей» . После выхода этого фильма глава студии 20th Century Fox Дэррил Ф. Занук направил Кройгеру письмо со словами: «Я поручу своим продюсерам и сценаристам целенаправленно найти для вас что-то достойное» .
Однако следующую роль Кройгер получил только в 1948 году в успешной комедии Престона Стерджеса « Только ваш » (1948). В этой картине 20th Century Fox дирижёр ( Рекс Харрисон ) подозревает, что его жена ( Линда Дарнелл ) завела роман с очаровательным красавцем (его играет Кройгер). По ходу своего выступления ревнивый дирижёр придумывает различные варианты того, что он сделает в этой ситуации, а затем нелепо пытается реализовать разработанный им план на практике. Фильм был весёлым и понравился критикам, однако не очень впечатлил публику, хотя сегодня оценивается достаточно высоко . По словам Бергана, «Кройгер был восхитителен в своей довольно неблагодарной роли» . Как позднее вспоминал актёр, к сожалению, на момент выхода фильма на экраны Харрисон попал в скандал, связанный с самоубийством его любовницы Кэрол Лэндис , и студия 20th Century Fox решила не заниматься продвижением фильма, опасаясь негативной реакции со стороны зрителей .
Получая всё реже предложения от студии, Кройгер играл в местных театрах и проводил больше времени, катаясь на лыжах . В 1950 году Кройгер появился в шпионском нуаре студии Universal « Шпионская охота » (1950) в роли швейцарского армейского капитана, расследующего серию загадочных смертей, связанных с секретным микрофильмом, который пытаются переправить на поезде через Альпы в Париж .
Кройгер всё более разочаровывался «расслабленным» ходом своей карьеры . Актёру казалось, что его используют лишь в одном качестве, и он сталкивался с сопротивлением со стороны продюсеров, когда просил ему дать роли другого плана. Это подтолкнуло Кройгера к тому, чтобы порвать контракт со студией и в 1950 году уехать в Европу . После главных ролей в трёх малозначимых немецких фильмах, среди которых комедия « » (1953), в которой Кройгер впервые на экране продемонстрировал свой красивый певческий голос . После этого Кройгер получил значимую роль в мелодраме Роберто Росселлини « Страх » (1954), сыграв роль любовника жены знаменитого учёного ( Ингрид Бергман ), которую начинает преследовать шантажистка . Хотя оба фильма не имели особого успеха , у Кройгера, по его словам, «остались самые приятные воспоминания от работы с этими выдающимися художниками. Бергман была единственной в своём роде, Росселлини тоже был потрясающим, хотя и не был силён в работе с актёрами» .
После этого фильма Кройгер вернулся в США, где возобновил кинокарьеру, вновь играя преимущественно немецких офицеров . Он сыграл третью по значимости роль штурмана немецкой подводной лодки в военной драме « Враг внизу » (1957) с Робертом Митчемом и Курдом Юргенсом в главных роли . , а в приключенческой ленте « » (1958) был бывшим немецким офицером, ныне командующим отрядом Иностранного легиона , который вступает в преступный сговор с местными племенами в Алжирской Сахаре .
До завершения карьеры Кроёгер пережил два глубоких разочарования. Сначала он уступил Марлону Брандо роль «хорошего» немецкого солдата в фильме « Молодые львы » (1958). Затем, в 1959 году при просмотре на роль капитана фон Траппа в бродвейском мюзикле « Звуки музыки » его в последний момент завернули на том основании, что он выглядел «слишком молодо» . Последним фильмом Кройгера стала гангстерская драма Роджера Кормана « Резня в день Святого Валентина » (1967), где он сыграл киллера при гангстере Багсе Моране ( Ральф Микер ) .
В период с 1955 по 1978 год Кройгер сыграл в 32 эпизодах 21 сериала .
В частности, он играл в таких сериалах, как «Борец за правду» (1955), «Паспорт опасности» (1956), «Военно-морской журнал» (1957), «Молчаливая служба» (1958, 2 эпизода), «Сансет-Стрип, 77» (1958—1963, 5 эпизодов), «Третий человек» (1959), « Перри Мейсон » (1959—1964), «Шоссе 66» (1961), «Агенты А. Н.К. Л.» (1964), «Я шпион» (1965), « Миссия невыполнима » (1967), «Дикий дикий Запад» (1967), « Напряги извилины » (1970), «Барнаби Джонс» (1975) и «Бумажная погоня» (1978) .
Как отмечено в биографии актёра на сайте AllMovie , «благодаря классической арийской внешности и европейскому акценту Кройгер часто играл молодых нацистов , хотя иногда получал и романтические главные роли. Суровый и белокурый, Кройгер был очень популярен среди женщин. Он мог бы стать звездой, но так никогда и не получил соответствующих ролей в фильмах категории А » . Вэланс описал Кройгера как «красивого, белокурого, высокого (183 см) швейцарско-немецкого актёра, который много играл в кино в 1940-е годы. Неизбежно он получал роли нацистов во многих фильмах, но иногда играл романтических героев или подлецов, пытавшихся увести чужих жён» . Адам Бернстайн также заметил, что «зловещий белокурый облик сделал Кройгера одним из главных экранных нацистов Голливуда во время Второй мировой войны » . По словам Нельсона, со своим европейским акцентом и суровой симпатичной внешностью, Кройгер был когда-то третьей самой востребованной мужчиной-кинозвездой студии 20th Century Fox после Тайрона Пауэра и Джона Пейна .
Лучшими киноработами Кройгера, по мнению Вэланса, была роль немецкого лётчика, которого берёт в плен герой Хамфри Богарт в « Сахаре », прусского офицера в фильме продюсера Вэла Льютона « », и личного секретаря, ошибочно принятого дирижёром за любовника его жены, в приятной комедии Престона Стёрждеса « Только ваш » . В некрологе « Нью-Йорк таймс » также указано, что Кройгер играл немецких солдат и офицеров в таких фильмах, как « », « » и «Сахара», последний из которых был номинирован на три премии « Оскар ». После окончания Второй мировой войн «Кройгер продолжал играть немецких солдат и кинозлодеев другого типа» .
Однако постоянные роли нацистов довели Кройгера до отчаяния. Когда он попросил Дэррила Ф. Занука дать ему роли получше, руководитель студии якобы ответил: «Что ты спешишь? Со своей внешностью ты будешь хорош и в 50 лет» . В итоге Кройгер разорвал контракт с 20th Century Fox , и в начале 1950-х годов в течение пяти лет играл в европейских фильмах. Затем он вернулся в Голливуд для исполнения ролей второго плана. Последний раз он появился на большом экране а 1967 году, но продолжал время от времени играть на телевидении .
После завершения актёрской карьеры Кройгер сделал состояние в сфере недвижимости в Калифорнии . Как рассказывал сам Кройгер: «Я беру старый дом, перепланирую его — делаю собственный дизайн и оформление — затем отделываю и сдаю в лизинг. Я крашу их все в один и тот же желтовато-серый цвет. Друзья шутят, что они, проезжая мимо моей собственности, мгновенно понимают, что она была „кройгеризирована“» . В обшей сложности Кройгер купил и продал более 30 объектов недвижимости, в основном, в Беверли-Хиллз .
В 1944 году Кройгер получил американское гражданство . Однажды его спросили, были ли у него в своё время какие-либо социальные проблемы из-за того, что он играл нацистов. Он ответил: «Я почувствовал своего рода ненависть со стороны соседей, когда купил свой первый дом в Голливуде, но в остальном мне всегда и повсюду рады, и я никогда не ощущал себя немцем. Я всегда ощущал себя космополитом» .
По сведениям Вэланса, во время проживания в Европе в 1950—1955 годах Кройгер женился, и у него родился сын . После серьёзной автомобильной аварии, которая случилась с ним в Париже в 1955 году, Кройгер вернулся в США . По возвращении в США Кройгер прошёл через ожесточённый развод . По словам Бергана, Кройгер завершил свой шестилетний брак, который он назвал «три года блаженства, три года ада», потеряв опеку над своим сыном .
Более 40 лет он жил холостяком. У него был большой дом в Беверли-Хиллс , он также много и роскошно путешествовал по всему миру и до 87 лет каждую зиму ездил кататься на лыжах в Аспен , Колорадо , где у него был второй дом .
В 1976 году он сказал: «Я бы предпочёл успех в актёрской игре успеху в других сферах, и с правильными прорывами в правильное время я мог бы стать крупной звездой… Вряд ли кто-либо бывает полностью счастлив. Ты исходишь из того, что у тебя есть» .
Курт Кройгер умер 12 июля 2006 года в возрасте 89 лет в Медицинском центре Cedars-Sinai в Лос-Анджелесе после инсульта .
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1940 | ф | Таинственный морской враг | Mystery Sea Raider | Франц, немецкий моряк |
1940 | ф | Воскресни, любовь моя | Arise, My Love | немецкий часовой (в титрах не указан) |
1941 | ф | Смертельная игра | The Deadly Game | лейтенант |
1941 | ф | Охота на человека | Man Hunt | немецкий атташе (в титрах не указан) |
1941 | ф | Международная эскадрилья | International Squadron | лётчик (в титрах не указан) |
1941 | ф | Янки в королевских ВВС | A Yank in the R.A.F. | немецкий пилот (в титрах не указан) |
1943 | ф | Сахара | Sahara | капитан фон Шлетоу |
1943 | ф | Пурпурный V | The Purple V | Вальтер Хейзе |
1943 | ф | Секретная служба в Африке | Secret Service in Darkest Africa | Эрнст Мюллер |
1943 | ф | Странная смерть Адольфа Гитлера | The Strange Death of Adolf Hitler | нацистский молодёжный лидер |
1943 | кор | Допрос вражеских лётчиков | Interrogation of Enemy Airmen | капрал Шлосс (в титрах не указан) |
1943 | ф | Луна зашла | The Moon Is Down | дежурный (в титрах не указан) |
1943 | ф | Палачи тоже умирают | Hangmen Also Die! | офицер гестапо (в титрах не указан) |
1943 | ф | Сегодня мы наступаем на Кале | Tonight We Raid Calais | немецкий солдат(в титрах не указан) |
1943 | ф | Край тьмы | Edge of Darkness | немецкий пилот (в титрах не указан) |
1943 | ф | Война в Северной Атлантике | Action in the North Atlantic | немецкий моряк подводной лодки (в титрах не указан) |
1943 | ф | Истоки опасности | Background to Danger | шофёр (в титрах не указан) |
1944 | ф | Никто не избежит | None Shall Escape | лейтенант Герсдорф |
1944 | ф | Мадемуазель Фифи | Mademoiselle Fifi | лейтенант фон Эйрик по прозвищу Фифи |
1944 | ф | Банда Гитлера | The Hitler Gang | молодой офицер СС (в титрах не указан) |
1945 | ф | Отель «Берлин» | Hotel Berlin | майор Отто Койдерс |
1945 | ф | Побег в пустыне | Escape in the Desert | лейтенант фон Кляйст |
1945 | ф | Парижское подполье | Paris Underground | капитан Курт фон Вебер |
1945 | ф | Паук | The Spider | Эрнест, псевдоним Великий Гарронне |
1945 | ф | Рождество в Коннектикуте | Christmas in Connecticut | моряк немецкой подводной лодки (в титрах не указан) |
1946 | ф | Сентиментальное путешествие | Sentimental Journey | Уолт Уилсон |
1946 | ф | Тёмный угол | The Dark Corner | Энтони Жардин |
1948 | ф | Только ваш | Unfaithfully Yours | Тони Уиндборн |
1950 | ф | Шпионская охота | Spy Hunt | капитан Хаймер |
1950 | ф | Драгоценности короны | Kronjuwelen | Пауль Регнер |
1951 | ф | Бушающие сердца | Herzen im Sturm | Йенс Вульф |
1953 | ф | Синий час | Die blaue Stunde | Дулонг |
1954 | ф | Страх | Non credo più all'amore (La paura) | Эрих Бауманн |
1955 | с | Борец за правду | Crusader | Долков (1 эпизод) |
1956 | с | Паспорт опасности | Passport to Danger | (1 эпизод) |
1957 | ф | Под нами враг | The Enemy Below | фон Холем |
1957 | с | Военно-морской журнал | Navy Log | Барон (1 эпизод) |
1958 | ф | Легион обречённых | Legion of the Doomed | капитан Марчек |
1958 | с | Молчаливая служба | The Silent Service | разные роли (2 эпизода) |
1958 — 1963 | с | Сансет-Стрип, 77 | 77 Sunset Strip | разные роли (5 эпизодов) |
1959 | с | Пять пальцев | Five Fingers | Ван Стаппен (1 эпизод) |
1959 | с | Третий человек | The Third Man | Гауптман (1 эпизод) |
1959 — 1964 | с | Перри Мейсон | Perry Mason | разные роли (2 эпизода) |
1961 | с | Шоссе 66 | Route 66 | Отто Веллер (1 эпизод) |
1961 | с | Моя сестра Эйлин | My Sister Eileen | Нильс Йоргенсон (1 эпизод) |
1963 | с | Истории журнала True | G.E. True | разные роли (3 эпизода) |
1963 — 1965 | с | В бою | Combat! | разные роли (2 эпизода) |
1964 | с | Агенты А.Н.К.Л. | The Man from U.N.C.L.E. | Стефан Вальдер (1 эпизод) |
1965 | с | Я шпион | I Spy | Эрик Торстен (1 эпизод) |
1966 | ф | Что ты делал на войне, папа? | What Did You Do in the War, Daddy? | немецкий капитан |
1966 | с | Вертикальный взлёт | 12 O'Clock High | полковник Герлах (1 эпизод) |
1967 | ф | Резня в День святого Валентина | The St. Valentine's Day Massacre | Джеймс Кларк |
1967 | с | Миссия невыполнима | Mission: Impossible | Полиа (1 эпизод) |
1967 | с | Дикий дикий запад | The Wild Wild West | Алекс Хайндорф (1 эпизод) |
1968 | тф | Умереть в Париже | To Die in Paris | офицер гестапо |
1975 | с | Напряги извилины | Get Smart | Ауэрбах (2 эпизода) |
1975 | с | Барнаби Джонс | Barnaby Jones | Дон Чамберс (1 эпизод) |
1976 — | с | Чудо-женщина | Wonder Woman | разные роли (2 эпизода) |
1978 | с | Бумажная погоня | The Paper Chase | преподаватель в лифте (1 эпизод) |