Interested Article - Кроули, Алистер

А́листер Кро́ули ( англ. Aleister Crowley ; при рождении Э́двард Алекса́ндр Кроули ( англ. Edward Alexander Crowley ); 12 октября 1875 1 декабря 1947 ) — английский оккультист , поэт , художник , писатель и альпинист , был известен как чёрный маг и сатанист , один из «видных идеологов оккультизма и сатанизма» XX века . Основатель религиозного течения телемы , считавший себя пророком.

Кроули родился в богатой семье в курортном городе Ройал-Лемингтон-Спа , графство Уорикшир . В юности он отказался от фундаменталистской веры, которую исповедовали его родители — христианских Плимутских братьев — проявив интерес к (англ.) . Кроули получил образование в Тринити-колледже Кембриджского университета , где сосредоточил своё внимание на альпинизме и поэзии, результатом чего стал выпуск нескольких печатных публикаций студента. Некоторые биографы утверждают , что в этот период он был завербован (англ.) , предполагая, что он оставался шпионом на протяжении всей своей жизни. В 1898 году Кроули примкнул к эзотерическому Герметическому ордену «Золотой зари» , где его обучали церемониальной магии Сэмюэль Лидделл Макгрегор Мазерс и Аллан Беннетт . Переехав в манор (англ.) на озере Лох-Несс в Шотландии , он отправился в Мексику заниматься альпинизмом с Оскаром Экенштейном , после чего начал изучать индуистские и буддийские практики в Индии . В 1904 году женился на (англ.) , с которой провёл медовый месяц в Каире , где, по его словам, с ним связалась сверхъестественная сущность по имени (англ.) , которая даровала ему « Книгу закона », священный текст, который послужил основой для Телемы. Объявляя о начале эона Гора, текст книги провозглашал, что её последователи должны «Творить то, что им вздумается» и стремиться познать свою « (англ.) » посредством (англ.) [ источник не указан 982 дня ] .

После (англ.) и визита в Индию и Китай Кроули вернулся в Великобританию, где привлёк к себе внимание как плодовитый автор стихов, романов и оккультной литературы. В 1907 году вместе с (англ.) он основал эзотерический орден A∴A∴ , через который распространял учение Телемы. В 1912 году во время визита в Алжир Кроули был посвящён в эзотерический Орден восточных тамплиеров (О. В. Т.), базирующийся в Германии , став лидером его британской ветви, которую адаптировал под свои телемитские верования. Посредством О. В. Т. сообщества телемитов были созданы в Англии, Австралии и Северной Америке. Кроули провёл Первую мировую войну в США, где занимался живописью и агитировал за военные действия Германии против Великобритании, позже объявив, что таким образом проник в прогерманское движение, чтобы помочь британским спецслужбам. В 1920 году он основал (англ.) , религиозную общину в Чефалу , на Сицилии , где жил вместе со своими последователями. Его распутный образ жизни привёл к разоблачениям в британской прессе, вследствие чего итальянское правительство депортировало его в 1923 году. Следующие два десятилетия он провёл между Францией , Германией и Англией, продолжая продвигать религию Телемы до самой своей смерти [ источник не указан 982 дня ] .

Кроули получил широкую известность при жизни, будучи приверженцем рекреационного использования наркотиков , бисексуалом и индивидуалистским (англ.) [ источник не указан 982 дня ] .

Биография

Юность: 1875—1894

Дом №30 на Кларендон-сквер, в городе Ройал-Лимингтон-Спа , графство Уорикшир , где 12 октября 1875 года родился Алистер Кроули

Эдвард Александр Кроули родился на Кларендон-сквер, 30 в курортном городе Ройал-Лимингтон-Спа , графство Уорикшир , 12 октября 1875 года [ неавторитетный источник ] . Его отец, Эдвард Кроули (1829—1887), получил образование инженера , но его доля в прибыльном семейном пивоваренном бизнесе, Crowley’s Alton Ales, позволила ему уйти на пенсию ещё до рождения сына [ неавторитетный источник ] . Мать Кроули, Эмили Берта Бишоп (1848—1917), происходила из семейства Девоншир-Сомерсет, и у неё были натянутые отношения с сыном; она называла его «Зверем» ( англ. the Beast ), имя, которое ему чрезвычайно нравилось [ неавторитетный источник ] . Пара поженилась в лондонском (англ.) в ноябре 1874 года . Отец Кроули был крещён квакером , однако впоследствии обратился в (англ.) , подгруппу христианского фундаменталистского течения, известного как « Плимутские братья », Эмили также присоединилась к этому религиозному направлению после женитьбы — став евангелистской христианкой . Отец Кроули был очень набожным человеком — он проводил своё свободное время в качестве странствующего проповедника и каждый день после завтрака читал главу из Библии своей жене и сыну . Спустя год после смерти их маленькой дочери в 1880 году, семейство Кроули переехало в (англ.) , графство Суррей [ неавторитетный источник ] . В возрасте 8 лет Эдвард был отправлен в евангельскую христианскую школу-интернат имени Х. Т. Хабершона в Гастингсе , а затем в подготовительную школу Эбор в Кембридже , которой руководил преподобный Генри д’Арси Чампни, которого Кроули считал садистом [ неавторитетный источник ] .

В марте 1887 года, когда Кроули было 11 лет, его отец умер от рака языка . Позже он описывал это как поворотный момент в своей жизни [ неавторитетный источник ] , так как всегда восхищался отцом, описывая его как «моего героя и друга» . Унаследовав треть отцовского состояния, он превратился в школьного дебошира из-за чего был жестоко наказан Чампни; вскоре мать забрала его из учебного заведения, после того как у сына развилась альбуминурия [ неавторитетный источник ] . Кроули продолжил обучение в (англ.) и (англ.) , которые, по его словам, презирал и покинул уже через несколько триместров [ неавторитетный источник ] . В этот период, он стал всё более скептически относиться к христианству, указывая на (англ.) преподавателям религии [ неавторитетный источник ] , и пошёл против христианской морали своего религиозного воспитания, начав курить , мастурбировать и заниматься сексом с проститутками, от которых заразился гонореей [ неавторитетный источник ] . Отправленный жить под опеку представителей Исключительных Братьев в Истборн , он прошёл курсы химии в (англ.) . Кроули интересовался шахматами , поэзией и альпинизмом — в 1894 году он поднялся на Бичи-Хед , прежде чем побывать в Альпах и присоединиться к (англ.) . В следующем году он вернулся в Бернские Альпы , поднявшись на вершины: Айгер , (англ.) , Юнгфрау , Мёнх и Веттерхорн [ неавторитетный источник ] .

Учёба в Кембриджском университете: 1895—1898

Сменив имя на Алистер, в октябре 1895 года Кроули начал трёхлетний курс обучения в кембриджском Тринити-колледже , где поступил на факультет гуманитарных наук для изучения философии . С одобрения своего личного наставника он вскоре переключился на английскую литературу, которая в то время не входила в обязательную учебную программу . Кроули проводил большую часть свободного времени в университете, занимаясь своими хобби — он стал президентом студенческого шахматного клуба и практиковался в игре по два часа в день; одно время в серьёз рассматривая профессиональную карьеру шахматиста . Также он очень любил литературу и поэзию, особенно произведения Ричарда Фрэнсиса Бёртона и Перси Биша Шелли . Многие из его собственных стихов публиковались в студенческих изданиях, таких как (англ.) , Cambridge Magazine и Cantab . Кроули продолжал заниматься альпинизмом, ежегодно приводя отпуск в Альпах в период с 1894 по 1898 годы, зачастую путешествовал со своим другом Оскаром Экенштейном , а в 1897 году совершил первое восхождение на Мёнх без гида. Благодаря этим заслугам его признали в альпийском сообществе альпинистов [ неавторитетный источник ] .

Кроули пережил свой первый полноценный мистический опыт во время отпуска в Стокгольме в декабре 1896 года . Несколько биографов, в том числе (англ.) , (англ.) и (англ.) , придерживаются мнения, что он являлся результатом первого однополого сексуального опыта Кроули, который позволил ему признать свою бисексуальность . В Кембридже Кроули вёл активную половую жизнь с женщинами — в основном с проститутками, от одной из которых он заразился сифилисом , — но в конце концов стал участвовать в однополых связях , несмотря на их незаконность . В октябре 1897 года он познакомился с (англ.) , президентом театрального клуба «Footlights» при Кембриджском университете , с которым у него начался роман. Они расстались, потому что Поллитт не разделял растущего интереса Кроули к (англ.) , об этом разрыве последний сожалел долгие годы .

В 1897 году Кроули отправился в Санкт-Петербург , Российскую империю . Впоследствии он утверждал, что таким образом пытался выучить русский язык, поскольку подумывал о будущей карьере дипломата .

В октябре 1897 года непродолжительная болезнь Кроули подтолкнула его к размышлениям о смертности и «тщетности всех человеческих усилий», и он отказался от всех мыслей о дипломатической карьере в пользу занятия оккультизмом . В марте 1898 года он приобрёл «The Book of Black Magic and of Pacts» Артура Эдварда Уэйта , а затем «The Cloud Upon the Sanctuary» Карла фон Эккартсгаузена , тем самым подпитывая свой интерес к оккультизму . В 1898 году Кроули на собственные средства опубликовал 100 экземпляров своей поэмы «Aceldama: A Place to Bury Strangers In» , которая не сыскала популярности . В том же году он опубликовал ряд других стихотворений, в том числе (англ.) , декадентский сборник эротической поэзии, который было решено печатать за границей, так как британские власти могли запретить его публикацию на родине . В июле 1898 года Кроули покинул Кембридж, не получив какой-либо учёной степени, несмотря на высшие оценки т. н. (англ.) на экзаменах 1897 года и стабильные результаты с показателями «второго» до этого .

Герметический орден «Золотой зари»: 1898–1899

Кроули был членом ордена «Золотой зари» под именем «Брат Пердурабо» (Frater Perdurabo)

В августе 1898 года, во время визита в Церматт , Кроули познакомился с химиком Джулианом Л. Бейкером, в беседе с которым выявил их общий интерес к алхимии . После возвращения в Лондон, Бейкер познакомил Кроули с (англ.) , своим зятем и одним из членов оккультного общества, известного как Герметический орден «Золотой зари» , основанного в 1888 году . 18 ноября 1898 года Кроули был посвящён во Внешний орден «Золотой зари» лидером организации — Сэмюэлем Лидделлом Макгрегором Мазерсом . Церемония проходила в Храме Исиды-Урании Золотой Зари в лондонском Зале имени Марка Мейсона, где Кроули взял магический девиз и имя «Брат Пердурабо» ( англ. Frater Perdurabo ), которые он интерпретировал как «Я буду терпеть до конца» .

Кроули переехал в роскошную квартиру на (англ.) , и вскоре пригласил старшего члена «Золотой зари» Аллана Беннетта жить с ним в качестве своего личного магического наставника. По большей части Беннетт обучал Кроули церемониальной магии и ритуальному использованию наркотиков — в том числе вместе выполняя ритуалы Гоэтии — пока Беннетт не уехал в Южную Азию изучать буддизм . В ноябре 1899 года Кроули приобрёл (англ.) манор на берегу озера Лох-Несс , близ деревушки (англ.) . Начав жить в Шотландии он влюбился в местную культуру, называя себя « Лэрдом Болескина», и стал носить традиционную одежду горцев даже во время визитов в Лондон . На фоне этих событий Кроули продолжал писать стихи, опубликовав в период с 1898—1899 годы ряд новых произведений: «Jezebel and Other Tragic Poems» , «Tales of Archais» , «Songs of the Spirit» , «Appeal to the American Republic» и «Jephthah» большинство из них получило неоднозначные отзывы литературных критиков — однако, наиболее успешным считался «Jephthah» .

Вскоре Кроули прошёл через низшие ступени «Золотой зари» и был готов к посвящению во внутренний, Второй орден, братства . Он был непопулярен в организации; его бисексуальность и (англ.) образ жизни снискали ему плохую репутацию, из-за чего у Кроули возникла вражда с некоторыми её видными членами, включая поэта Уильяма Батлера Йейтса . Когда лондонская ложа «Золотой зари» отказалась проводить процедуру посвящения Кроули во Второй Орден, он посетил Мазерса в Париже , который лично инициировал его в «Младшие адепты» . Между Мазерсом и лондонскими членами «Золотой зари», недовольными его автократическим правлением, возник раскол . Действуя по приказу Мазерса, Кроули — с помощью своей любовницы и соратницы Элейн Симпсон — попытался захватить Хранилище адептов, храмовое помещение на Блайт-роуд, 36 в (англ.) , у членов лондонской ложи. Когда дело было передано в суд, судья вынес решение в пользу лондонской ложи, поскольку они заплатили за аренду помещения, в результате чего Кроули и Мазерс были изолированы от ордена .

Мексика, Индия, Париж и женитьба: 1900–1903

В 1900 году Кроули отправился в Мексику через Соединённые Штаты, поселился в Мехико и завязал отношения с местной женщиной. По мере того, как в нём росла любовь к этой североамериканской стране, он продолжал экспериментировать с церемониальной магией, изучая енохианские заклинания Джона Ди . Впоследствии он утверждал, что во время пребывания в Мексике был посвящён в масонство ; там же сочинил пьесу, основанную на произведении Рихарда Вагнера « Тангейзер », а также серию стихов, опубликованных под общим названием «Oracles» (1905). Позже, в том же году, к нему приехал давний друг Экенштейн — вместе они совершили восхождения на несколько гор, в том числе Истаксиуатль , Попокатепетль и Колиму , последнюю из которых им пришлось покинуть из-за начавшегося извержения вулкана . Уехав из Мексики, Кроули направился в Сан-Франциско , а затем отплыл на Гавайи на борту «Nippon Maru». На корабле у него завязалась непродолжительная интрижка с замужней женщиной по имени Мэри Элис Роджерс; утверждая, что он влюбился в неё, Кроули написал серию стихов вдохновлённых их романом, позже опубликованных как «Alice: An Adultery» (1903) .

Кроули во время экспедиции на К2

Сделав небольшие остановки в Японии и Гонконге , Кроули добрался до Цейлона , где встретился с Алланом Беннеттом, изучавшим там шиваизм . Они провели некоторое время в Канди , прежде чем Беннет решил посвятить себя буддийскому монашеству в традиции Тхеравады , отправившись для этого в Бирму . В свою очередь, Кроули решил совершить поездку по Индии, посвятив себя индуистской практике раджа-йоги , благодаря которой, как он утверждал, достиг духовного состояния (англ.) . Большую часть этого путешествия он провёл в храме Минакши в Мадурайе . Попутно Кроули активно сочинял стихи, которые впоследствии были выпущены в виде сборника «The Sword of Song» (1904). Там же он подхватил малярию , из-за чего пришлось лечить инфекцию в Калькутте и Рангуне . В 1902 году в Индии к нему присоединился Экенштейн и несколько других альпинистов: Гай Ноулз, Х. Пфанн, В. Уэссли и (англ.) . Вместе экспедиция Экенштейна-Кроули совершила попытку восхождения на знаменитую вершину К2 , которая в тот период считалась непокорённой. Во время путешествия Кроули заболел гриппом , малярией и снежной слепотой , другие участники экспедиции тоже подхватили различные инфекции. Несмотря на это, они достигли высоты 20 000 футов (6 100 м), прежде чем повернуть назад .

Приехав в Париж в ноябре 1902 года, Кроули наладил связи с другом и будущим зятем, художником (англ.) , и благодаря ему стал неотъемлемой частью местной творческой богемы. Находясь там, Кроули написал серию стихов о работе своего скульптора Огюста Родена , с которым поддерживал дружеские отношения. Впоследствии эти стихи были опубликованы под общим названием «Rodin in Rime» (1907) . Одним из видных представителей парижской творческой среды был Уильям Сомерсет Моэм , который после беглой встречи с Кроули позднее использовал его в качестве прообраза для персонажа Оливера Хаддо в своём романе (англ.) (1908) . В апреле 1903 года Кроули вернулся в Болескин-Хаус. В августе того же года он вступил с сестрой Джеральда, (англ.) , в «брак по расчёту», чтобы предотвратить её замужество по договорённости ; свадьба потрясла семью Келли и испортила его дружбу с Джеральдом. Отправляясь в медовый месяц в Париж, Каир , а затем на Цейлон, Кроули проникся к Роуз настоящей любовью и активно занимался творчеством, чтобы доказать свою симпатию. Во время медового месяца он посвятил ей серию любовных стихов, впоследствии опубликованных под общим названием «Rosa Mundi and other Love Songs» (1906), а также написал религиозную сатиру «Why Jesus Wept» (1904) .

Создание и развитие Телемы

Египет и «Книга Закона»: 1904

В феврале 1904 года Кроули и Роуз прибыли в Каир. Назвавшись принцем и принцессой, они сняли квартиру, в которой Алистер устроил храмовую комнату и начал призывать древнеегипетских божеств, попутно изучая исламский мистицизм и арабский язык . Согласно более поздним рассказам Кроули, находясь в квартире с Роуз регулярно случались приступы бреда во время которых она сообщала ему, что «они ждут тебя». 18 марта она объяснила, что под «ними» подразумевался египетский бог Гор , а 20 марта провозгласила, что «наступило равноденствие богов». Роуз отвела мужа в ближайший музей, где показала ему погребальную стелу VII века до н.э. , известную как « Стела Анхефенхонсу »; Кроули считал, что номер экспоната — 666, число зверя в христианском вероисповедании, являлось знаком свыше, и в более поздние годы называл артефакт «Стелой откровения» .

Согласно более поздним заявлениям Кроули, 8 апреля он услышал голос сверхъестественной сущности, который утверждал, что он (англ.) — посланник Хоруса или (англ.) . По словам оккультиста, он записывал все, что говорил ему голос в течение трёх следующих дней, назвав итоговый текст Liber AL vel Legis или « Книгой закона » . Писание провозглашало, что человечество вступает в новый (англ.) , а Кроули является его пророком . Также, в ней говорилось, что в этом эоне должен был быть внедрён высший моральный закон: «Твори то, что вздумается, — таков весь Закон», и что люди должны научиться жить в согласии со своей (англ.) . Эта книга и философия , которую она продвигала, стали краеугольным камнем религии Кроули, Телемы . По прошествии лет оккультист говорил, что в тот период он не был до конца уверен, что ему делать с книгой. Часто негодуя по этому поводу, он говорил, что игнорировал инструкции, которые ему предписывал выполнять её текст, такие как: украсть «Стелу откровения» из музея, обустроить свой личный остров и перевести писание на все языки мира. По словам Кроули, вместо этого он отправил машинописные тексты «Книги Закона» нескольким знакомым оккультистам, отложив рукопись в долгий ящик и перестав обращать на неё внимание .

Канченджанга и Китай: 1905-06

Панорама Канченджанги со стороны Дарджилинга

Вернувшись в Болескин-Хаус, Кроули пришёл к выводу, что Мазерс начал использовать против него чёрную магию, и их отношения сошли на нет . 28 июля 1905 года Роуз родила мужу первого ребёнка, девочку, которую назвали Лилит; чтобы развлечь выздоравливающую супругу, Кроули написал сборник порнографических рассказов — (англ.) . В тот же период он основал издательскую компанию, посредствам которой публиковал свою поэзию, назвав её «Обществом распространения религиозной истины» ( англ. Society for the Propagation of Religious Truth ), тем самым пародируя название известной организации — (англ.) . Среди её первых публикаций было «Collected Works» под редакцией Айвора Бэка, старого друга Кроули, который был одновременно практикующим хирургом и любителем литературы . Его стихи часто получали высокие оценки от критиков (как положительные, так и отрицательные), но никогда не продавались большими тиражами. Пытаясь привлечь больше внимания к своему творчеству, он учредил награду в размере 100 фунтов стерлингов за лучшее эссе о своей работе. Победителем стал Джон Фредерик Чарльз Фуллер , офицер британской армии и военный историк, в чьём эссе «The Star in the West» (1907) поэзия Кроули характеризовалась, как одна из величайших из когда-либо написанных .

Кроули решил совершить восхождение на Канченджангу в непальских Гималаях , которая имела славу самой опасной горы в мире. (англ.) , в состав которой также входили (англ.) , Чарльз Адольф Реймонд, Алексис Паше и Альчести К. Риго де Риги, была омрачена многочисленными ссорами между Кроули и остальными её участниками, так как они считали его поведение безрассудным. В конце концов часть альпинистов взбунтовалась против главенствующего положения Кроули, и с приближением темноты трое из них (Жако-Гиллармод, де Риги и Паше) приняли решение начать спуск с горы, с группой носильщиков, несмотря на предупреждения Кроули о том, что это было слишком опасно. В результате этого манёвра Паше и ещё несколько человек погибли из-за несчастного случая, в чём бо́льшая часть альпинистского сообщества обвинила Кроули .

Побывав с визитом (англ.) , где он принял участие в (англ.) и написал гомоэротический труд «The Scented Garden» , Кроули встретился с Роуз и Лилит в Калькутте , прежде чем его депортировали из Индии из-за применения огнестрельного оружия против двух мужчин, которые пытались его ограбить . Затем, ненадолго навестив Беннета в Бирме, Кроули решил совершить поездку по Южному Китаю вместе со своей семьёй, наняв для этой цели носильщиков и няню . Выдвинувшись из Тэнчуна , на протяжении всего путешествия оккультист курил опиум — последовательно посетив Юнчхан, Дали , Куньмин , и Ханой . В дороге он уделял много времени духовной и магической работе, ежедневно читая «Bornless Ritual» , призыв к своему (англ.) .

После возвращения Роуз и Лилит в Европу, Кроули направился в Шанхай , чтобы встретиться со своей старой подругой Элейн Симпсон, которая была очарована «Книгой Закона»; вместе они совершали ритуалы, пытаясь связаться с Айвассом. Затем Кроули отплыл в Японию , а после — посетил Канаду , прежде чем отправиться в Нью-Йорк , где безуспешно пытался заручиться поддержкой для повторной экспедиции на Канченджангу . По прибытии в Великобританию оккультист узнал, что его дочь умерла от брюшного тифа в Янгоне , в чем впоследствии винил растущую алкогольную зависимость Роуз. Из-за эмоционального стресса его здоровье начало ухудшаться, и он перенёс серию хирургических операций . В тот же период Кроули имел мимолётные романы с актрисой Верой «Лолой» Невилл (урождённая Снепп) и писательницей (англ.) , а Роуз родила от него вторую дочь, Лолу Заза, в феврале 1907 года .

The A∴A∴ и «Священные книги Телемы»: 1907-09

Вместе со своим старым наставником Джорджем Сесилом Джонсом Кроули продолжал практиковать ритуалы Абрамелина , занимаясь этими обрядами в (англ.) отеле Ashdown Park Hotel , графство Суррей. По словам оккультиста, за счёт них он достиг состояния самадхи , или единения с Богом, тем самым ознаменовав поворотный момент в своей жизни . Активное употребление гашиша во время ритуалов, подтолкнуло Кроули к созданию эссе «The Psychology of Hashish» (1909), в котором он отстаивал пользу этого наркотика как средства обретения нужного состояния для погружения в мистицизм . Он также утверждал, что Айвасс снова связался с ним в конце октября и в ноябре 1907 года, добавив, что тот продиктовал ему ещё два текста: «Liber VII» и «Liber Cordis Cincti Serpente», оба из которых позже были включены в сборник под названием (англ.) . В течение следующих двух месяцев (ноябрь и декабрь) Кроули активно трудился над остальными телемитскими священными книгами, опубликовав в том числе: «Liber LXVI», «Liber Arcanorum», «Liber Porta Lucis, Sub Figura X», «Liber Tau», «Liber Trigrammaton» и «Liber DCCCXIII vel Ararita», и вновь утверждая, что получил их тексты от сверхъестественного источника . В июне 1909 года оккультист заявил, что после того, как рукопись «Книги Закона» была полностью переосмыслена в Болескине, он пришёл к выводу, что Телема представляет собой объективную истину .

Наследство Кроули постепенно истощалось . Пытаясь заработать денег, он был нанят Джорджем Монтегю Беннеттом, графом Танкервиллем , который попросил защитить его от колдовства; признавая, что паранойя Беннета связана с частым употреблением кокаина , Кроули взял его на отдых во Францию ​​и Марокко , чтобы восстановить силы . В 1907 году он также начал принимать студентов, которых обучал оккультной и магической практике на платной основе . Виктор Нойбург , с которым Кроули познакомился в феврале 1907 года, стал его сексуальным партнёром и ближайшим учеником; В 1908 году пара совершила поездку по северу Испании , после чего отправилась в Танжер . В следующем году Нойберг переехал в Болескин, где он и Кроули занимались садомазохизмом . В этот период оккультист продолжал плодотворно писать, сочинив такие поэтические произведения, как «Ambergris» , «Clouds Without Water» и (англ.) , а также попытавшись создать свою первую автобиографии — «The World’s Tragedy» . Признавая популярность коротких рассказов в жанре ужасов, Кроули написал несколько собственных, некоторые из которых были изданы в печатном виде , а также опубликовал несколько статей в журнале Vanity Fair , редактором которого был его друг (англ.) . Он также создал (англ.) , книгу магических и (англ.) (англ.) , заимствованных у Мазерса и Беннета .

В ноябре 1907 года Кроули и Джонс, при поддержке Фуллера, решили основать оккультный орден, который должен был стать преемником ордена «Золотой Зари». В результате появилась организация с аббревиатурой A∴A∴ — чья штаб-квартира и храм располагались на Виктория-стрит, 124 в самом центре Лондона, а её обряды во многом повторяли ритуалы ордена «Золотой Зари», но с добавлением телемитского базиса . В число первых ее членов входили солиситор Ричард Ноэль Уоррен, художник Остин Осман Спейр , Гораций Шеридан-Бикерс, писатель Джордж Раффалович, Фрэнсис Генри Эверард Джозеф Филдинг, инженер Герберт Эдвард Инман, Кеннет Уорд и публицист Чарльз Стэнсфельд Джонс . В марте 1909 года Кроули начал выпуск периодического издания под названием (англ.) , выходящего два раза в год. Объявив этот информационный бюллетень, который должен был стать «официозом» A∴A∴, «Печатным обозрением научного иллюминизма» .

Кроули все больше угнетал алкоголизм Роуз, и в ноябре 1909 года он развелся с ней на основании своей супружеской измены. Опека над Лолой перешла к матери; бывшие супруги осталась друзьями, и Роуз продолжала жить в Болескине. Однако, со временем её алкогольная зависимость усугубилась и в сентябре 1911 года она была помещена в больницу .

В 1913 году Кроули посетил Москву и написал эссе «Сердце Святой Руси» (опубликовано в 1918 г.) .

Телемское аббатство

Кроули большую часть своего времени работал над созданием имиджа аморального человека .

В 1920 году Кроули уехал в Чефалу на Сицилии и основал там своё « аббатство » телемы . В нём, со своими немногочисленными последователями он предаётся беспорядочным половым связям, употреблению наркотиков и занятиям магией . В феврале в Чефалу умер ученик Кроули Рауль Лавдей (согласно одному из предположений, смерть произошла из-за отравления кошачьей кровью, чашу с которой якобы поднёс ему Кроули). Жена Лавдея, Бетти Мей, подняла в британской прессе (« Sunday Express » и др.) кампанию против Кроули. В апреле итальянская полиция приказала Кроули и его последователям покинуть Сицилию («невзирая на петицию протеста против подобных действий властей, направленную синьору Муссолини и подписанную всеми выдающимися гражданами Чефалу» ). Кроули уехал в Тунис и закончил там «Исповедь» [ источник не указан 982 дня ] .

В 1926 1928 годах он совершает путешествия во Францию , Германию и Северную Африку [ источник не указан 982 дня ] .

В 1929 году Кроули был выслан из Франции, вслед за своим секретарём Израэлем Регарди , работавшим у него с 1928 года. В Германии Кроули женился на никарагуанке Марии Феррари де Мирамар [ источник не указан 982 дня ] .

Жизнь после аббатства

В 1937 году Кроули издал книгу «Равноденствие богов», а в следующем году — « » [ источник не указан 982 дня ] .

В 1944 году выходит одна из самых знаменитых работ Кроули — « Книга Тота », но сама колода «Таро Тота» была издана только в 1969 году вместе с переизданием книги [ источник не указан 982 дня ] .

В 1945 году Кроули переехал из Лондона в частный пансион «Незервуд» в Гастингсе , где закончил свою книгу «Магия без слёз» [ источник не указан 982 дня ] .

Кроули и нацизм

Марта Кюнцель, одна из последовательниц Кроули в Германии, считала, что Адольф Гитлер был последователем наставлений Кроули, и с энтузиазмом следовала идеям нацизма. Однако, как указывает Мартин Бут в книге «Жизнь Мага», сам Кроули неоднократно говорил о Гитлере как о «маге, который не смог понять истинную суть таинства». Кроме того, хорошо известно, что друг и спонсор Кроули Карл Гермер был арестован нацистским правительством по обвинению в «сотрудничестве с врагом Рейха» Алистером Кроули. Однако, несмотря на эти факты, после смерти Кроули представление о его влиянии на Гитлера получило весьма широкое признание в оккультной среде .

Кроули в конце жизни

Остаток жизни Кроули провёл скитаясь по недорогим гостиницам, сначала в Лондоне, затем в Гастингсе. Там он занимался рассказами о своём учении и поиском денег на жизнь. Ряд биографов и историков проводят мысль о его пристрастии к героину в то время. В то же самое время он познакомился с Джеральдом Гарднером , основателем викки . Существует мнение, что основные книги виккан написал Кроули для Гарднера за деньги, но ряду исследователей это представляется сомнительным .

1 декабря 1947 года Кроули скончался в пансионе «Незервуд» в Гастингсе. 5 декабря его тело было кремировано в Брайтоне . На похоронах, согласно его последней воле, были прочитаны избранные места из его « Книги закона » и сочинённый им незадолго до смерти «Гимн Пану » [ источник не указан 982 дня ] .

Влияние, наследие и критика

Отражение в культуре

Примечания

  1. , Кроули, Эдвард Александр (принял имя Алистер ) — (1875—1947), один из наиболее известных магов и оккультистов 20 вв., с. 1428.
  2. , Последняя дата была высчитана членами оккультного ордена «Золотой рассвет», основанного в Англии в 1888 году. В орден входили столь разнообразные люди, как знаменитый «чёрный маг» Алистер Кроули (1875–1947) и будущий лауреат Нобелевской премии поэт Уильям Иейтс (1856–1939).
  3. , Кроули, Эдвард Александр (принял имя Алистер ) — (1875—1947), один из наиболее известных магов и оккультистов 19-20 вв., с. 1428.
  4. , Прежде всего это относится к биографии видных идеологов оккультизма Е. Блаватской , А. Кроули, А. Лавея , С. Мазерса и иных, с. 6.
  5. Richard Spence. Secret agent 666: Aleister Crowley, British intelligence and the occult. — Port Townsend, WA: Feral House, 2008. — 288 с. — ISBN 978-1-932595-33-8 .
  6. , pp. 4–5; , p. 15; , p. 14.
  7. , pp. 2–3; , pp. 31–23; , pp. 4–8; , pp. 14–15.
  8. , p. 3; , pp. 18–21; , pp. 13–16; , pp. 17–21.
  9. , p. 3; , pp. 13–14; , p. 17.
  10. , pp. 3–4, 6, 9–10; , pp. 17–23; , pp. 11–12, 16.
  11. , pp. 6–7; , p. 16; , p. 24.
  12. , pp. 12–14; , pp. 25–29; , pp. 17–18; , p. 24.
  13. , p. 15; , pp. 24–25; , p. 19; , pp. 24–25.
  14. , p. 10; , p. 21.
  15. , pp. 27–30; , pp. 19, 21–22.
  16. , pp. 32–39; , pp. 32–33; , p. 27; , pp. 26–27.
  17. , pp. 15–16; , pp. 25–26; , p. 23.
  18. , pp. 26–27; , p. 33; , pp. 24, 27; , p. 26.
  19. , pp. 39–43; , pp. 30–32, 34; , pp. 27–30; , pp. 26–27.
  20. , p. 49; , pp. 34–35; , p. 32; , pp. 27–28.
  21. , pp. 51–52; , pp. 36–37; , p. 23.
  22. , p. 35.
  23. , p. 13; , pp. 53–56; , pp. 50–52; , pp. 35, 42–45, 50–51; , p. 35.
  24. , p. 139.
  25. , p. 14; , pp. 56–57; , p. 36; , p. 29.
  26. , p. 38; , p. 36; , p. 29.
  27. , pp. 59–62; , p. 43; , pp. 27–28.
  28. , pp. 64–65; , pp. 41–47; , pp. 37–40, 45; , pp. 33–24.
  29. , pp. 19–20; , p. 37; , p. 35; , pp. 30–31.
  30. , pp. 57–58; , pp. 37–39; , p. 36.
  31. , pp. 58–59; , p. 41; , pp. 40–42.
  32. , pp. 14–15; , pp. 72–73; , pp. 44–45; , pp. 46–47.
  33. , p. 15; , pp. 74–75; , pp. 44–45; , pp. 48–50.
  34. , pp. 78–79; , pp. 35–36.
  35. , pp. 81–82; , pp. 52–53; , pp. 52–53.
  36. , pp. 82–85; , pp. 53–54; , pp. 54–55.
  37. , pp. 85, 93–94; , pp. 54–55; , pp. 60–61.
  38. , pp. 98–103; , pp. 64–66; , pp. 54–55, 62–64, 67–68; , p. 49.
  39. , pp. 103–05; , pp. 70–71; , pp. 70–71; , p. 55.
  40. , p. 29; , pp. 107–11; , pp. 72–73; , pp. 68–69; , p. 52.
  41. , pp. 114–15; , pp. 44–45; , pp. 61, 66, 70.
  42. , pp. 115–16; , pp. 71–72; , p. 64.
  43. , p. 37; , pp. 115–16; , pp. 67–69; , pp. 64–67.
  44. , p. 116; , pp. 73–75; , pp. 70–73; , pp. 53–54.
  45. , p. 118; , pp. 73–75; , pp. 74–75; , p. 57.
  46. , pp. 118–23; , pp. 76–79; , pp. 75–80; , pp. 58–60.
  47. , pp. 127–37; , pp. 80–86; , pp. 83–90; , pp. 64–70.
  48. , pp. 137–39; , pp. 86–90; , pp. 90–93; , pp. 71–75.
  49. , pp. 139–44; , pp. 90–95; , pp. 93–96; , pp. 76–78.
  50. , pp. 144–47; , pp. 94–98; , pp. 96–98; , pp. 78–83.
  51. , pp. 148–56; , pp. 98–104; , pp. 98–108; , p. 83.
  52. , pp. 159–63; , pp. 104–08; , pp. 109–15; , pp. 84–86.
  53. , pp. 164–67; , pp. 105–07; , pp. 112–13; , p. 85.
  54. , pp. 171–77; , pp. 110–16; , pp. 119–24; , pp. 89–90.
  55. , pp. 181–82; , pp. 118–20; , p. 124; , p. 94.
  56. , pp. 182–83; , pp. 120–22; , pp. 124–26; , pp. 96–98.
  57. , pp. 184–88; , pp. 122–25; , pp. 127–29.
  58. , pp. 184–88; , pp. 125–33.
  59. , p. 188; , p. 139; , p. 129.
  60. , pp. 189, 194–95; , pp. 140–41; , p. 130; , p. 108.
  61. , pp. 195–96; , p. 142; , p. 132; , p. 108.
  62. , p. 190; , p. 142; , pp. 131–33.
  63. , pp. 241–42; , pp. 177–79; , pp. 136–37, 139, 168–69.
  64. , pp. 201–15; , pp. 149–58; , pp. 138–49; , pp. 111–12.
  65. , pp. 217–19; , pp. 158–62; , pp. 151–52.
  66. , p. 221; , pp. 162–63; , p. 114.
  67. , pp. 221–32; , pp. 164–69; , pp. 153–54; , pp. 115–18.
  68. , pp. 232–35; , pp. 169–71; , pp. 155–56; , pp. 118–21.
  69. , pp. 235–36, 239; , pp. 171–72; , pp. 159–60; , p. 121.
  70. , p. 246; , p. 179; , pp. 159–60, 173–74.
  71. , pp. 236–37; , pp. 172–73; , pp. 159–60; , p. 125.
  72. , pp. 239–40; , pp. 173–74; , pp. 157–60.
  73. , pp. 240–41; , pp. 173, 175–76; , p. 179; , p. 128.
  74. , pp. 251–52; , p. 181; , p. 172.
  75. , pp. 173–75.
  76. , pp. 195–96; , pp. 189–90; , pp. 147–48.
  77. , p. 243.
  78. , pp. 249–51; , p. 180; , pp. 129–36.
  79. , p. 252.
  80. , pp. 255–62; , pp. 184–87; , pp. 179–80; , pp. 129–30, 142–43.
  81. , pp. 267–68; , pp. 196–98; , pp. 146–47.
  82. , pp. 244–45; , pp. 179, 181; , pp. 176, 191–92; , p. 131.
  83. , pp. 246–47; , pp. 182–83; , p. 231; , p. 141.
  84. , pp. 254–55; , p. 172.
  85. , p. 178.
  86. , pp. 247–48; , p. 175; , p. 183; , p. 128.
  87. , pp. 263–64; , pp. 172–73; , p. 146.
  88. , p. 207; , pp. 185–89.
  89. , pp. 265–67; , pp. 192–93; , pp. 183–84; , p. 144.
  90. , pp. 270–72; , pp. 198–99; , pp. 182–83, 194; , p. 148.
  91. The International, vol. XII, №1, January 1918.
  92. «Философская газета», №1, 2000.
  93. «Flights: readings in magic, mysticism, fantasy, and myth» David Adams Leeming, ISBN 978-0-15-527556-0
  94. Энциклопедия Тайных Обществ, Джон Майкл Грир, ISBN 978-5-386-01758-3
  95. Стивенсен П. Р. Легенда об Алистере Кроули, стр. 243, Приложение II, Открытое письмо лорду Бивербруку
  96. Nicholas Goodrick-Clarke , « Black Sun: Aryan Cults, Esoteric Nazism, and the Politics of Identity »: NYU Press , 2003. — 378 p. ISBN 978-0-8147-3155-0
  97. DTF , 26.11.2023.
  98. The New York Times , 10.11.2023.

Литература

Биографические работы

  • Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. — Екатеринбург: Ультра. Культура , 2006. — 672 с. ISBN 5-9681-0107-5 (первое издание — в серии издательства «ЖZЛ», ISBN 5-9681-0001-X ).
  • Вандерхилл Э. Мистики XX века.Энциклопедия / Пер. с англ. Д. Гайдук. — М. : МИФ: Локид, 1996. — 522 с. — ISBN 5-87214-023-3 .
  • Кинг Ф. Мегатерион. Зверь 666. — М.: АСТ: Адаптек, 2009. — 316 [4] с. — (Альтернатива).
  • Стивенсен П. Р. Легенда об Алистере Кроули. — М.: Ганга, 2009. — 352 с. ISBN 978-5-98882-097-0 .
  • Crowley A. . — L.: Penguin Books / Arcana, 1989. — 984 p. ISBN 0-14-019189-5 (автобиография) .
  • Kaczynski R. Perdurabo. The Life of Aleister Crowley. Revised and expanded edition. — Berkeley: North Atlantic Books, 2010. — 720 p. ISBN 1-55643-899-0 (1-е изд: Kaczynski R. Perdurabo. The Life of Aleister Crowley. — Tempe: New Falcon Publications, 2002. — 560 p. ISBN 1-56184-170-6 ).
  • Kaczynski R. Weiser Concise Guide to Aleister Crowley. — San Francisco, CA, Newburyport, MA: Weiser Books, 2009. — 128 p. ISBN 1-57863-456-3 .

Научная литература

на русском языке
на других языках
  • Dyrendal, Asbjørn. Satan and the Beast: The Influence of Aleister Crowley on Modern Satanism // Aleister Crowley and Western Esotericism. — Oxford, New York: Oxford University Press , 2012. — P. 369–394. — ISBN 978-0-19-986309-9 .
  • Hanegraaff, Wouter J. Foreword // Aleister Crowley and Western Esotericism / Bogdan, Henrik; Starr, Martin P. — Oxford, New York: Oxford University Press , 2012. — P. vii–x. — ISBN 978-0-19-986309-9 .
  • Hutton, Ronald . Crowley and Wicca // Aleister Crowley and Western Esotericism. / Bogdan, Henrik; Starr, Martin P. — Oxford, New York: Oxford University Press , 2012. — P. 285–306. — ISBN 978-0-19-986309-9 .
  • Moreman, Christopher M. Devil Music and the Great Beast: Ozzy Osbourne, Aleister Crowley, and the Christian Right // The Journal of Religion and Popular Culture. — 2003. — Vol. 3.
  • Morgan, Mogg. The Heart of Thelema: Morality, Amorality, and Immorality in Aleister Crowley's Thelemic Cult // The Pomegranate: The International Journal of Pagan Studies . — London: Equinox, 2011.
  • Owen, Alex. he Sorcerer and His Apprentice: Aleister Crowley and the Magical Exploration of Edwardian Subjectivity // Aleister Crowley and Western Esotericism / Bogdan, Henrik; Starr, Martin P. — Oxford, New York: Oxford University Press , 2012. — P. 15–52. — ISBN 978-0-19-986309-9 .
  • Richmond, Keith. Through the Witch's Looking Glass: The Magick of Aleister Crowley and the Witchcraft of Rosaleen Norton // Aleister Crowley and Western Esotericism / Bogdan, Henrik; Starr, Martin P. — Oxford, New York: Oxford University Press , 2012. — P. 307–334. — ISBN 978-0-19-986309-9 .
  • (англ.) . The Occult Roots of Scientology? L. Ron Hubbard, Aleister Crowley, and the Origins of a Controversial New Religion // Aleister Crowley and Western Esotericism / Bogdan, Henrik; Starr, Martin P. — Oxford, New York: Oxford University Press , 2012. — P. 335–368. — ISBN 978-0-19-986309-9 .
  • Booth, Martin. . — London : Coronet Books, 2000. — ISBN 978-0-340-71806-3 .
  • Churton, Tobias. Aleister Crowley: The Biography. — London : Watkins Books, 2011. — ISBN 978-1-78028-012-7 .
  • Crowley, Aleister. . — London : Arkana, 1989. — ISBN 978-0-14-019189-9 .
  • Kaczynski, Richard. Perdurabo: The Life of Aleister Crowley. — 1st. — Berkeley, California : North Atlantic Books, 2010.
  • Spence, Richard B. Secret Agent 666: Aleister Crowley, British Intelligence and the Occult. — Port Townsend, Washington : Feral House, 2008. — ISBN 978-1-932595-33-8 .
  • Sutin, Lawrence. . — New York : St Martin's Press, 2000. — ISBN 978-0-312-25243-4 .
  • Symonds, John. . — London : Pindar Press, 1997. — ISBN 978-1-899828-21-0 .
Источник —

Same as Кроули, Алистер