Interested Article - Ненадёжный рассказчик
- 2020-02-25
- 1
Ненадёжный рассказчик — герой-повествователь, сообщающий заведомо недостоверную информацию. При этом происходит нарушение негласного договора между автором и читателем, согласно которому события должны описываться достоверно.
Термин введён Уэйном Бутом в книге «Риторика художественной литературы» (1961) . По мнению исследователей, существует множество возможностей участия ненадёжного рассказчика в повествовании и его влияния на сюжет .
Проблема терминологии и классификации
По замечанию Джеймса Фрея («Как написать гениальный роман»), любой автор, приступая к сочинению нового произведения, заключает с читателем негласный договор, что события будут развиваться последовательно, а рассказчик — «играть по правилам». Однако в некоторых случаях возможны отступления от принятых в литературе стандартов. В качестве примера Фрей приводит ситуацию, когда герой-повествователь, действующий в фантастическом произведении, делится своими впечатлениями о встрече с немыслимой красавицей. Позже выясняется, что речь идёт о ящерице. Подобный приём способен увлечь читателя, однако злоупотреблять им не стоит, предостерегает Фрей .
Причиной ненадёжности повествователя могут быть проблемы с психикой (как у Патрика Бейтмена из романа Брета Истона Эллиса « Американский психопат ») или изначальная пристрастность по отношению к людям и событиям :
Несмотря на то, что высказывания такого персонажа отличаются крайней предвзятостью, читатель понимает, как обстоит дело в действительности. Договор не нарушен, поскольку ни единое слово рассказчика не заслуживает доверия, и читатель обязательно поймёт это, пусть и не сразу.
Некоторые англоязычные литературоведы используют термин неоправданно широко, применяя его не только к повествовательной прозе, но и к драме (где нет повествования и, соответственно, повествователя). Например, Уильям Ригган, исследуя архетипы ненадёжных повествователей, находит их в комедии Плавта « Хвастливый воин », поскольку её главный герой обладает способностью преувеличивать свои заслуги и гиперболизировать собственные достижения . К «ненадёжным повествователям» Ригган причисляет и таких рассказчиков, как Гекльберри Финн из « Приключения Гекльберри Финна » Марка Твена и Холден Колфилд из романа Селинджера « Над пропастью во ржи »: на том основании, что их восприятие бывает неточным или ограниченным из-за возраста или общей незрелости . Исходя из подобной логики, «ненадёжными» можно назвать едва ли не всех героев, от чьего лица ведется рассказ, поскольку их восприятие событий всегда субъективно — ведь «возможность раскрыть субъективность взгляда на мир является… важнейшей семантической особенностью перволичного повестования» .
В строгом смысле слова к типу «ненадёжного повествователя» относятся:
- герои-повествователи, страдающие тяжёлым душевным недугом и неспособные адекватно воспринимать действительность (например, протагонист рассказа Эдгара Аллана По « Сердце-обличитель », Поприщин из « Записок сумасшедшего » Гоголя , Чарльз Кинбот из « Бледного огня » Владимира Набокова );
- хвастливые выдумщики, вроде знаменитого героя Р. Э. Распе барона Мюнхгаузена , и лжецы, осознанно утаивающие или искажающие информацию (например, чтобы скрыть своё преступление или оправдать неблаговидные поступки). К этой группе принадлежат и явные преступники (Иван Петрович Камышев из ранней повести А. П. Чехова « Драма на охоте », Джеймс Шеппард из романа Агаты Кристи « Убийство Роджера Экройда »), и плуты, вроде главного героя романа Томаса Манна « Признания авантюриста Феликса Круля » (1954) .
Недостоверный рассказчик в русской литературе
Более близкой литературной формой к недостоверному рассказу является быличка , где рассказ о встрече с нечистой силой ведётся с упором на личное свидетельство рассказчика.
Одним из первых использовал ненадёжного повествователя Н. В. Гоголь (безумный Поприщин из повести « Записки сумасшедшего» ).
По мнению филолога Галины Жиличевой, в русской литературе 1920—1930-х годов есть немало примеров присутствия ненадёжных повествователей. Так, в романе Юрия Олеши « Зависть » история ареста Ивана Бабичева представлена в двух версиях: сначала о ней повествует Николай Кавалеров, позже — автор-повествователь. Каждый из них преподносит собственный взгляд на событие: в одном случае персонаж «пострадал» в ресторане, в другом — на улице .
Герой романа Ильи Эренбурга « Необычайные похождения Хулио Хуренито » (являющийся «карнавальным двойником автора») оказывается ненадёжным рассказчиком из-за собственной некомпетентности; его попытки пафосно поведать об учении и деяниях своего наставника — Великого Провокатора — оборачиваются чередой курьёзов .
В книге Леонида Добычина «Город Эн» ненадёжность повествователя связана с близорукостью; проблемы со зрением, выявляющиеся у рассказчика в конце произведения, «заставляют усомниться в его „дневнике наблюдений“» :
Его текст должен, таким образом, читаться заново как недостаточно резко наведённый на действительность.
Среди хрестоматийных ненадёжных повествователей есть некоторые персонажи произведений Владимира Набокова : Смуров из повести « Соглядатай» , Герман Карлович из романа « Отчаяние ».
Примеры использования в литературе
Особенно интересной фигура «ненадёжного рассказчика» представляется в детективном сюжете; яркий пример тому — знаменитый роман Агаты Кристи « Убийство Роджера Экройда ». Детективная сюжетная линия наблюдается и в новелле Акутагавы Рюноскэ « В чаще » (1921), и в романе Кадзуо Исигуро « » (2000).
- Джеффри Чосер « Кентерберийские рассказы » (конец XIV века)
- Эмили Бронте « Грозовой перевал » (1847)
- Уилки Коллинз « Лунный камень » (1866)
- Антон Чехов « Драма на охоте » (1884)
- Генри Джеймс « Поворот винта » (1898)
- Рюноскэ Акутагава « В чаще » (1922)
- Агата Кристи « Убийство Роджера Экройда » (1926)
- Владимир Набоков « Лолита » (1955)
- Гюнтер Грасс « Жестяной барабан » (1959)
- Айрис Мёрдок « » (1973)
- Уильям Хьёртсберг « » (1978)
- Чак Паланик « Бойцовский клуб » (1996)
- Йен Пирс « Перст указующий » (1997)
- Кадзуо Исигуро « » (2000)
- Янн Мартел « Жизнь Пи » (2002)
- Джо Аберкромби « Первый Закон » (трилогия, 2006—2008)
- Гиллиан Флинн « Исчезнувшая » (2012)
Примеры использования в кино и телесериалах
- « Кабинет доктора Калигари » (1920)
- « Гражданин Кейн » (1941)
- « Расёмон » (1950)
- « Сердце Ангела » (1987)
- « Подозрительные лица » (1995)
- « Титаник » (1997)
- « Пи » (1998)
- « Легенда о пианисте » (1998)
- « Бойцовский клуб » (1999)
- « Помни » (2000)
- « Американский психопат » (2000)
- « Герой » (2002)
- « Паук » (2002)
- « Идентификация » (2003)
- « Запределье » (2006)
- « Железнодорожный роман » (2007)
- « Остров проклятых » (2010)
- « Жизнь Пи » (2012)
- « Любовники » ( The Affair , 2013—2019)
- « Исчезнувшая » (2014)
- « Я, Эрл и умирающая девушка» (2015)
- « Мистер Робот » (2015—2019)
- « Жаркие летние ночи » (2017)
- « Джокер » (2019)
- « Последняя дуэль » (2021)
Примеры использования в видеоиграх
- The Black Mirror (2003)
- Hitman: Blood Money (2006)
- Umineko no Naku Koro ni (2007)
- Call of Juarez: Gunslinger (2013)
- Tales from the Borderlands (2014)
- Hellblade: Senua’s Sacrifice (2017)
- (2019)
Примечания
- Booth W. The Rhetoric of Fiction (англ.) . — University of Chicago Press , 1961. — P. 158—159.
- ↑ Белова Е. Н. // Вестник Волгоградского государственного университета . — 2013. — № 12 . 28 января 2015 года.
- ↑ Джеймс Н. Фрей. . — СПб. : Амфора , 2005. — ISBN 5-94278-885-5 . 28 января 2015 года.
- ↑ William Riggan. . — Norman: ISBN 0806117141 . , 1981. —
- Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе (рус.) // Известия АН СССР , серия литературы и языка. — 1976. — Т. 35 , № 4 . — С. 348 .
- ↑ Жиличева Г. А. // Вестник Томского государственного педагогического университета . — 2013. — № 11(139) . 28 января 2015 года.
- Смирнов И. П. Кинооптика литературы // Видеоряд. Историческая семантика кино. — СПб. : Петрополис, 2009. — 402 с.
- 2020-02-25
- 1