Interested Article - Медресе Абдулазиз-хана
- 2021-07-06
- 2
Медресе Абдулазиз-хана — архитектурный памятник, здание медресе в историческом центре Бухары ( Узбекистан ), воздвигнутое в 1651—1652 годах главным придворным зодчим Мухаммед-Салихом на средства и по приказу узбекского правителя Абдулазиз-хана .
Здание медресе является одним из последних памятников расцвета среднеазиатской архитектуры, представителем декоративного стиля, начало которому было положено в самаркандских постройках Тимуридов . Это также последнее из крупных . Оно занимает особое место среди памятников Бухары по богатству художественной отделки.
Как часть «Исторического центра города Бухара» в 1993 году было включено в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО . В настоящее время является объектом туристического сервиса и показа, где расположен музей художественной резьбы по дереву.
История
Среди монументальных зданий Бухары медресе занимают значительное место как по своей величине, так и по количеству и играют большую роль в общем облике города .
В зодчестве Бухары XVII века мало используется достижения второй половины XVI века, времени узбекского правителя Абдулла-хана II . Будучи не в силах создать новые идеи, строители устремились к достижениям предыдущих эпох, возвращаясь к традициям начала XVI века и даже более раннего времени . Возрождались вновь традиции эпохи Тимуридов , возвращалось увлечение обильным дорогостоящим декором, но при этом продолжалась уже намеченная прогрессивная линия развития крупных городских архитектурных ансамблей . В эту эпоху наиболее активное строительство велось в Бухаре при узбекских правителях Имамкули-хане (1611—1642) и его племяннике — Абдулазиз-хане (1645—1681) .
В сфере духовных интересов Абдулазиз-хану была близка не научная деятельность, но поэзия мистического направления. Следуя традиции покровительства искусствам, он приближал к себе поэтов и богословов; следуя той же традиции, он затеял сооружение в своей столице медресе . При нём в Бухаре было выстроено несколько крупных медресе — (1650—1652), Абдулазиз-хана (1651—1652), Хиябон (1654—1655), Базари Гусфанд (1669—1670) .
Медресе Абдулазиз-хана было наиболее крупным и выразительным из всех бухарских построек . Оно и поныне считается выдающим произведением бухарского зодчества XVII века . Район расположения медресе назывался Азизоном, к нему относились торговые ряды ювелиров . Примечательно, что здание было построено по давно исчезнувшему руслу реки Руди-Зар (Золотой проток) . Медресе Абдулазиз-хана строилось одновременно с медресе Тилля-Кари (расположено в самаркандском Регистане ) .
За образец планировки медресе Абдулазиз-хана было принято медресе Мири Араб , но шедевр XVI века не был превзойдён . Строительство медресе было закончено в 1652 году . Оно составило композицию «кош» с медресе Улугбека (1417 год). Это второй из сохранившихся в Бухаре ансамблей парной системы среднеазиатской архитектуры — « кош медресе », первый из которых возник ещё в конце XVI века . В XIX веке рядом было построено Медресе Абдушукурбай , которое не сохранилось до наших дней.
По замыслу Абдулазиз-хана, его медресе должно было по масштабам и роскоши декора затмить давнюю постройку Улугбека и символизировать могущество правителя. Одни исследователи считали, что он достиг своих целей , а другие не совсем были согласны с таким выводом и утверждали, что в архитектуре памятника запечатлён трагизм борьбы, « творческий прорыв бухарских мастеров, бьющий в сетях канонических схем, приёмов и мотивов» , так как здесь можно увидеть уже менее стройные пропорции и весьма эклектичный декор, что предвещает упадок архитектуры . Это здание — характерный пример архитектуры другого периода, когда художественный декор по технике получил дальнейшее совершенство, когда стиль архитектуры достиг своего апогея, где явно прослеживались чрезмерное увлечение украшательством . Абдулазиз-хан стремился создать эпохальное сооружение, которое по своим масштабам и роскоши превзошло бы все доныне построенное в Бухаре. Ему удалось достичь одного: архитектура медресе ярко отражает идеалы своего века .
Наружная отделка крыльев главного фасада и половины двора не была закончена .
Степень мастерства декоративно-отделочных работ ставит медресе Абдулазиз-хана как бы выше творческих возможностей эпохи. Но медресе это было. Разрушенное при штурме Бухары и снесённое при Советской власти большое медресе Базари Гусфанд на бухарском Регистане принадлежало той же эпохе. Его облицовки были выполнены в том же стиле, что и в медресе Абдулазиз-хана .
За три столетия медресе Абдулазиз-хана утратило значительную часть своего декора, осыпались роспись с позолотой на сводах айванов и внутренних помещений (зимней мечети и дарсханы) . Медресе было капитально реставрировано в 1930 году при участии народного мастера Уста-Ширина Мурадова .
В 1993 году медресе было внесено в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО . В настоящее время является объектом туристического сервиса и показа. В бывшей аудитории медресе расположен музей художественной резьбы по дереву.
Архитектура
Медресе Абдулазиз-хана воздвигнуто на единой оси с медресе Улугбека , однако значительно превосходит его масштабами и богатством декоративной отделки . Парное расположение обоих медресе (система Кош-медресе) организует единый архитектурный ансамбль. Ансамбль этих двух медресе характеризует собой три основных кульминационных периода в развитии архитектуры Бухары XV—XVII веков . Поставленные друг против друга два портала-пештака каждого здания композиционно организуют участок улицы, пролегающей мимо них, превращая его иной раз в небольшую городскую площадь перед Токи Заргарон . Такие площадки, отодвигая здание от улицы, обеспечивали обзор его архитектуры .
Медресе Абдулазиз-хана было сооружено спустя 235 лет после возведения медресе Улугбека. Промежуток времени, разделяющий эти памятники, настолько велик, что не только в общественных идеалах эпохи, но и в уровне её строительной техники, художественного ремесла и искусства не могло не произойти за эти годы значительных изменений. Общественный строй был всё тот же и смена правящей династии, перенёсший свою столицу из Самарканда в Бухару, не изменила общего характера памятников культовой архитектуры ислама — они по-прежнему заключали в себе два самостоятельных начала: блистательный фасад парадного входа и замкнутость, изолированность внутренних помещений здания от внешнего мира. Такое соединение двух разнородных, казалось бы, задач было присуще монументальной архитектуре не только ислама — оно сохранялось в местных условиях с древнейших эпох как явление, вызванное климатическими и бытовыми условиями .
Оба памятника, разделенные более чем двумя столетиями (1417 и 1652 годы), как бы соперничают между собой в архитектурно-художественном убранстве. Если медресе Улугбека отличается гармоничностью форм и скромностью в отделке, то медресе Абдулазиз-хана утратило эту гармонию и приняло преувеличенные формы и пышно роскошную декорировку. Две разные эпохи — Тимуридов и Аштарханидов — породили разные вкусы .
Первое, что обращает на себя внимание при сравнении медресе Абдулазиз-хана и Улугбека — это изменение пропорций здания. Медресе Абдулазиз-хана более грузное, массивное в своих общих формах и вместе с тем измельчённое в деталях. В медресе портал вытянут в высоту, а примыкающие к нему по сторонам худжры с угловыми башнями вытянуты в ширину; это придаёт зданию в целом известную несоразмерность .
Всё лучшее, что отмечается в медресе Абдулазиз-хана как антитеза стилю архитектуры XV века (медресе Улугбека), представляет собой конечный результат тех постепенных изменений, которые архитектура Бухары перетерпела с XV по XVII веков .
XVII век не внёс принципиальных новшеств в этот тип зданий . Планово-пространственная структура медресе Абдулазиз-хана представляет развитие традиционного типа среднеазиатских медресе . Оно имеет очень развитой для этого типа построек план . Это монументальное сооружение с компактным прямоугольным объёмом (площадь 60х48 метров) и внутренним двором, в который обращены входы окружающих помещений ( худжр ) в два этажа и арки осевых четырёх больших айванов , причём южный превращён в открытую летнюю мечеть. Главный фасад отмечен портальным входом ( пештак ). Крылья фасада, флакированные по углам круглыми башнями ( гульдаста ) с фонарём, имеют по три малых арки в два этажа . Непосредственно за входом расположен вестибюль ( мианхана ) или, по-другому, передний зал, по сторонам которого возвышаются два купольных, или по другому угловых зала — зимней мечети и аудитории ( дарсхана ), а наверху находится помещение — библиотеки ( китабхана ).
Планировка медресе осложнена небольшими выступами на боковых фасадах, срезами углов двора, полу-восьмигранной формой ниш айванов, замысловатым расположением добавочных худжр, общий принцип, по существу, не изменён. В целях придания входному пештаку особой стойкости он развит по вертикали, но это нарушает гармонию пропорций и портал кажется чрезмерно вытянутым, а боковые крылья тяжеловесными . Лепнина сталактитов, заполняющих портальную нишу, обильна, но суха и монотонна. Размеры двора чрезмерно развиты в длину — утрачена красота соотношения сторон .
Принятая планировка медресе Абдулазиз-хана не превзошла своего образца — медресе Мири Араб : в медресе Абдулазиз-хана, немного уступающему по размерам, нет такой пропорциональности целого и частей, кружевной проработки деталей. Решительно не удалась композиция масс. Нехороши пропорции фасадов — внешний портал, так же как восточный и западный дворовые порталы, грузный, тогда как северный и южный порталы двора слишком узкие .
И всё же многое здесь явно вторгается в архитектуру здания как проявление новых явлений в строительной технике и искусстве эпохи. Утеря хороших пропорций возмещается эффектами богатого декоративного убранства . В нём, как последний всплеск, проявилось великолепное декоративное искусство — мозаика , майолика , роспись, резьба по ганчу и камню. Однако по стилю все эти виды декоративного убранства существенно отличаются от более ранних. Например, в глазурованных панно нет постоянства и строгости цвета, характерного для этого декора в XV веке. Цветовая гамма стала более пёстрой, в неё активно введены жёлтые и зелёные цвета. В панно появился пышный растительный узор, изображающий букеты цветов, «вырастающие» из вазонов, основания которых украшены птичьими головами на длинных шеях. Изображения растительных мотивов более натуралистичны, чем это было раньше. Это свидетельствует о продолжавшемся проникновении в монументальную архитектуру декоративных мотивов, присущих народному искусству .
Медресе Абдулазиз-хана довольно стройно по своим пропорциям, но оно неудачно обращено лицом к северу. Поэтому главный фасад здания, богато украшенный поливными облицовками, большую часть дня находится в тени .
Декоративное убранство
Медресе Абдулазиз-хана занимает в среднеазиатской архитектуре особое место как по своему значению, так и по богатству художественной отделки .
Здание медресе Абдулазиз-хана является одним из последних памятников расцвета среднеазиатской архитектуры, представителем декоративного стиля, начало которому было положено в мавзолеях Ишрат-хана и Ак-сарай в Самарканде, и который в XVI веке в Бухаре получил своеобразную трактовку. Заметно большое увлечение декоративными элементами, больше, чем архитектурными формами и пропорциями .
Примечания
- Комментарии
- Источники
- . Rusrav.uz . Дата обращения: 16 мая 2020.
- , p. 124.
- ↑ , p. 326—327.
- ↑ , p. 97—108.
- ↑ , p. 177—183.
- ↑ , p. 126—129.
- , с. 208.
- , p. 3—9.
- ↑ , p. 355—359.
- ↑ , p. 28—29.
- , p. 51.
- ↑ , p. 52—54.
- ↑ , p. 76—79.
- , p. 144.
- , p. 374—375.
- , p. 110—112.
- , p. 32—34.
Литература
- Архитектура Средней Азии // Всеобщая история архитектуры в 12 томах: Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии VI—XIX вв : в 12 т. / отв. ред. Яралов Ю. С. — М. : Изд-во лит-ры по строительству, 1969. — Т. 8. — 492 p.
- Ашуров Я. С. Бухара. Краткий справочник / Гелах Т. Ф. и Камалов У. Х. — Т. : Узбекистан, 1968. — 104 p.
- Бухара // Архитектурная эпиграфика Узбекистана / рук. проекта Абдухаликов Ф. Ф. — Т. : Uzbekistan today, 2016.
- Бухара. Город и легенды / рук. проекта Каримова К. — Т. : Davr nashriyoti, 2010. — 60 p.
- Веймарн Б. В . Искусство Средней Азии. — М. : Искусство , 1940. — 191 p.
- Искусство Средней Азии и Казахстана // История искусства народов СССР : в 9 т. / глав. ред. Веймарн Б. В . — М. : Изобразительное искусство, 1974. — Т. 3. — 444 p.
- Денике Б. П. Архитектурный орнамент Средней Азии. — М. : Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1939. — 228 p.
- Засыпкин Б. Н. Очерки по истории архитектуры народов СССР. — М. : Акад. архитектуры СССР, 1948. — 159 p.
- Захидов П. Ш. Архитектурные памятники Зарафшанской долины. — Т. : Узбекистан, 1985. — 64 p.
- Лавров В. А. Градостроительная культура Средней Азии. — М. : Гос. изд-во Архитектуры и градостроительства, 1950. — 178 с.
- Нильсен В. А. Архитектурный декор памятников Узбекистана / Манакова В. Н.. — Л. : Стройиздат, 1974. — 272 p.
- Мухамеджанов А. А. Бухара — город двадцати пяти веков // Общественные науки в Узбекистане. — 1997. — № 9-10-11.
- Сухарёва О. А. Квартальная община позднефеодального города Бухары. — М. : Наука, 1976. — 366 p.
- Пугаченкова Г. А. Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана / Ремпель Л. И.. — Т. : Гос. изд-во Художественной архитектуры УзССР, 1958. — 292 с.
- Пугаченкова Г. А. По древним памятникам Самарканда и Бухары. — М. : Искусство , 1968. — 205 с.
- Пугаченкова Г. А. Ремпель Л. И. Очерки искусства Средней Азии. — М. : "Искусство", 1980. — 287 p.
- Ремпель Л. И. Архитектурный орнамент Узбекистана. История развития и теория построения / Науч. ред. Пугаченкова Г. А.. — Т. : Гос. изд-во Художественной архитектуры УзССР, 1961. — 292 с.
- Юсупова М. А. Эволюция зодчества Бухары XVI—начала XVII века // Общественные науки в Узбекистане. — 1997. — № 9-10-11.
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 602
• • |
- 2021-07-06
- 2