Interested Article - Дафтар-и Чингиз-наме
- 2021-02-01
- 1
Дафтар-и Чингиз-наме ( Дастан-е Чингиз-наме , Татарская летопись , тат. Дәфтәре Чыңгызнамә, так же Дәфтәр Чыңгызнамә, Дастане Чыңгызнамә ), или просто Чингизнаме ( башк. Сыңғыҙнамә , тат. Чынгызнамә ) — тюрко-татарское произведение, хроника , , памятник татарской и башкирской литературы. Написан на старотатарском языке неизвестным автором в конце XVI — в начале XVII веков . В качестве основы послужили исторические записи и легенды Золотой Орды и Казанского ханства . Был распространен среди татар, башкир и казахов, и имеет общих мотивов с памятниками башкирского устного народного творчества .
Описание
Большинством исследователей считается, что произведение было написано неизвестным автором , но некоторые исследователи предполагают, что написать этот труд мог Идрис — хафиз, религиозный деятель, участвовавший в восстании Степана Разина в 1670—1671 годах .
Работа состоит из вступления, связанной лишь с первой главой, где приводится родословная Чингисхана , и 6 глав . Первая глава рассказывает о рождении Чингисхана и его вступлении на ханский престол, однако действия происходят на Южном Урале , героями выступают предводители, такие как Майкы-бий , Муйтен-бий , , приведены родословные и владения царей и ханов .
Вторая глава посвящена Тамерлану , третья — Амату, сыну Гайсы . Шестая глава, известная как «Татарская летопись» , описывает события в Казани , Булгаре и башкирское восстание 1681—1684 годов .
Ибрагим Хальфин первым изучил этот дастан, обратя внимание на простые, и в то же время описательные фразеологизмы произведения. В 1822 году он опубликовал полный текст этого труда. Данная работа является пособием для учащихся Казанского университета и 1-й мужской гимназии .
Наиболее полное издание произведения было опубликовано в 1882 году Ф. Жиганшиным в Казани . На сегодняшний день обнаружено более 40 списков произведения .
Примечания
- Агатай У. М. «Обладатель сорока копий» в списке Дафтар-и Чингизнаме: определение, значение, символ // Universum Humanitarium. 2021. № 1.
- ↑ Надергулов М. Х. // Башкирская энциклопедия / Гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа, 2011. — 624 с. — ISBN 978-5-88185-075-3 .
- ↑
- ↑ Надергулов М. Х. // Известия Уральского государственного университета, Сер. 2. Гуманитарные науки. — 2006. — Вып. 12, № 47. — С. 266—269. — ISSN .
- Валиева Милеуша Закиевна. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2022. — № 2 .
- Казан утлары: журнал / баш.мөхәррир Р.Фәйзуллин. — Казан, 2008, № 5. — Б.169.
- beznenmiras.ru
Источники
- Усманов М. А. Татарские исторические источники. XVII—XVIII вв. — Казань, 1972 г.;
- Иваныч М. «Дафтар-и-Чингиз-наме» как источник по истории кочевых обществ // Справочник по истории Улуса Джучи (Золотая Орда). От Калки до Астрахани. 1233—1556. — Казань, 2002 г.;
- Газиз Г., Рәхим М. Татар әдәбияты тарихы: Феодализм дәвере. Казан, 1925.
- Казан утлары: журнал / баш.мөхәррир Р.Фәйзуллин. — Казан, 2008, № 5. ISSN 0206-4189.
- Надергулов М. Х. // Известия Уральского государственного университета, Сер. 2. Гуманитарные науки. — 2006. — Вып. 12, № 47. — С. 266—269. — ISSN .
- Надергулов М. Х. Историко-функциональные жанры башкирской литературы (генезис, типология, традиции). — Уфа: Китап, 2002. — 192 с.
- Надергулов М. Х. . — Уфа : Ин-т истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, 2009. — 54 с.
- 2021-02-01
- 1